Мотылек пока не сдается

Как и предсказывали специалисты, наступление сельскохозяйственного вредителя — лугового мотылька, наиболее прожорливого из всех, что известны в Сибири, продолжилось, и за последние неделю он появился буквально на всех угодьях округа. Эта едва видимая гусеница способна за несколько дней уничтожить весь урожай. Каковы будут экономические, финансовые, социальные последствия для селян, и без того бедствующих, даже говорить не хочется. Между тем, несмотря на очень тревожную обстановку, паники в хозяйствах округа нет, зато есть планомерная и методически правильно организованная борьба с вредителем. А штабом этой локальной войны можно считать станцию защиты растений Эхирит-Булагатского района. Ее начальник Александра Арсентьевна Болькина рассказывает, что, например, в Бозое на парах насчитывают до 1000 экземпляров вредителя на один квадратный метр. Но если в последнее свое пришествие, 22 года назад, мотылек уничтожил посевы на полях округа на 100%, сегодня отстоять урожай вполне возможно, несмотря на благоприятные для вредителя метеоусловия.
— Вы уже знаете, что гусеница особенно вредна для овощей, — говорит Александра Арсентьевна, — поэтому в первую очередь обрабатываем морковку, корнеплоды. Конечно, каких-то потерь не избежать, но можно с уверенностью сказать, что урожай мы спасем. Вообще отмечу, что в хозяйствах всего округа к борьбе с вредителем отнеслись очень ответственно, поэтому к мерам чрезвычайным, например помощи авиации, прибегать пока не пришлось, обходимся наземной техникой. Из хозяйств люди ежедневно приезжают к нам на станцию за консультациями, наши специалисты ежедневно сами выезжают на поля, советуют, помогают. Но не думайте, что картина совсем уж благостная, тревога за урожай все-таки не уходит. И связано это прежде всего с тем, что вопреки первоначальным прогнозам, нашествие вредителя продлится не 3—4 недели, а, возможно, до конца лета. Значит, расслабляться нельзя, надо быть готовым вести опрыскивание весь сезон, а это новые затраты. На взгляд человека стороннего, затраты эти не Бог весть какие — 87 рублей за один обработанный гектар (без стоимости препарата). Но если, скажем, в сельхозкооперативе "Элита" только бобовых 660 га, и они поражены сплошь, то выходит кругленькая сумма. Особенно для крестьян тех хозяйств, где годами не видят живую копейку. Как, например, в сельхозкооперативе села Капсан.
— Трудно убеждать людей относиться к делу по совести, когда они работают, по существу "за так", — говорит главный бухгалтер этого хозяйства Валентина Дмитриевна Алешина. — Поэтому чему удивляться, что из семидесяти работников на работу выходит половина! Но эти люди трудятся на совесть, все понимают, что урожай надо спасать. Ведь у нас зерновая специализация, а в наших краях пшеница и без того не очень обильна — в среднем у нас где-то чуть больше восьми центнеров выходит, а тут еще эта напасть, мотылек. Но на затраты по обработке полей идем, куда деться, иначе совсем без штанов останемся.
На машинном дворе перекуриваю с местными механизаторами. Спрашиваю, почему не в поле. Поясняют, что обработку полей можно вести только ранним утром и вечером. Днем, в жару, нельзя, так как препарат испаряется, не долетев до растений, в дождь тоже нет смысла опрыскивать — химикат смывается в почву и толку от него никакого. Вот и приходится вставать чуть свет и вечером затемно домой возвращаться. Но тут роптать не приходится, как говорится, такова доля крестьянская. Уже на выезде из села обгоняем трактор с опрыскивателем. В кабине совсем молодые ребята, едут на вечернюю обработку. От разговора отнекиваются — мол, ордена заработаем, тогда и поговорим, но от снимка на память не отказались. Похоже, что спасут они свои поля.