В Усть-Орде топит улицу Малеева

Чрезвычайное положение: поселок остался без тепла, эвакуирована окружная больница

Вода, до этого сочившаяся в подвал ручейками, около двух часов ночи хлынула потоком. Не помогли и мешки с песком, которыми накануне пытались забить все дыры. Дверь подвальной комнатки, где дежурил сантехник окружной больницы Александр Фролов, под напором воды заскрежетала и покосилась. Еще немного — и затопит электрооборудование, понял Александр и поспешил в кабинет главврача. В ночь с пятницы на субботу здесь находилось почти все руководство больницы — заведующие отделениями и главврач Василий Матхеев.

— Уровень воды поднялся выше 20 сантиметров, — доложил Фролов.
Заведующий хозчастью больницы Владимир Пупчик посмотрел на главврача:
— Придется отключать электроэнергию...
Тот кивнул.
Хроника затопления
Гидрологи предупреждали: на каждом гектаре скопилось по 400 тонн воды. Такого давно не было. Надо быть начеку. 15 марта при Усть-Ордынской поселковой администрации была создана противопаводковая комиссия. Установили круглосуточное дежурство. Но то, что вскоре случилось, стало неожиданностью для всех...
Первый тревожный сигнал поступил в понедельник 4 апреля: на одной из улиц подтапливает дома. Но, как выяснилось, вода была дворовой — хозяева просто вовремя не убрали снег. Во вторник и среду ситуация не изменилась. Наступил четверг.
Большая вода пошла сразу в четырех местах: по улицам Комарова, Мира, Октябрьской и Шувалова. Затопило несколько домов. В четыре часа дня объявили чрезвычайную ситуацию. Основные силы были брошены на улицу Комарова, где вода подступила к подстанции. Вскрыли дорогу, прорыли каналы, забуртовали снег.
Стихия отступила, и большей беды никто не ждал. Но в ночь с пятницы на субботу вода поднялась в другом месте — на дамбе. Затопило медсклады, котлован строящегося перинатального центра... Это уже было настоящее ЧП. Вода поднялась выше дамбы на 15 сантиметров и в случае прорыва могла затопить четверть поселка. Аварийная команда работала всю субботу — рыли каналы, отсыпали грунт, прокладывали трубы. Натиск воды удалось остановить, но в зоне затопления оказались две насосные станции, на одной из которых отказал двигатель. Подача водопроводной воды в поселок почти прекратилась. Отключили котельную. В домах похолодало. В школе отменили занятия.
В ночь с субботы на воскресенье вода нашла еще одну лазейку — из переполненных каналов хлынула поверх льда Куды и речки Ордынки на улицы Малеева и Бардаханова. Затопило десятки домов. Многие люди не спали всю ночь, пытаясь спасти имущество — погреба, продукты, мебель, омшаники...
Шойгу из больницы
Но, пожалуй, самые драматичные события развивались в окружной больнице. В три часа ночи, после отключения электроэнергии, началась эвакуация. Это чем-то напоминало войну. Люди в белых халатах, с фонарями и при свечах, грузили машины.
Главврач Василий Матхеев сразу же определился с приоритетами:
— Главное — сортировка, как говорил дедушка Пирогов.
Регулировщиком эвакуации назначили главную медсестру Елену Хандархаеву. Кроме больных — сорок человек, в стационары Тугутуя и Харата нужно было вывезти лекарства, инструменты, операционные столы, кроватки, гинекологические кресла, аппараты искусственной вентиляции легких, мониторы, питание... Елена Исаковна только успевала распоряжаться, что и куда.
— Наш местный Шойгу, — шутили медики, несмотря на форсмажорные обстоятельства.
Кое-кто паниковал, плакал. Когда загружалось детское отделение, произошел взволновавший всех инцидент. Трехлетний мальчик-подкидыш, любимец медперсонала, протянул руки к санитарке Вале Артамоновой:
— Мама, поехали со мной.
Но "мама" не могла ехать. Машина тронулась, а мальчик все махал рукой:
— Мама, не оставляй меня...
Вторая волна
Во вторник, 13 апреля, больные возвращались на место. Свет дали, вода ушла. Но в Усть-Ордынских домах все еще стоял холод, а из кранов едва капало. Люди гадали о причинах кризиса ("Котельную, наверное, за неуплату отключили?") и звонили в поселковую администрацию.
— К четвергу тепло будет, — заверял Алексей Бальбуров, глава муниципального образования.
Покоя, однако, не испытывал.
— Не сегодня-завтра ждем вторую волну, — пояснил он, — а сейчас подсчитываем убытки — больше миллиона рублей. Не знаю, как будем рассчитываться с людьми, поскольку в наш бюджет не заложена статья расходов на чрезвычайные ситуации. Одна надежда — на округ.
Паводок, как лакмусовая бумажка, выявил недостатки реформирования местного самоуправления. Один из них — рассогласованность между ветвями власти. В ведение муниципалитета передали объекты соцкультбыта, а жизнеобеспечивающие предприятия, силами которых только и можно противостоять стихии, по-прежнему подчинены району. Авария на дамбе по большому счету была ликвидирована усилиями немногих. В основном благодаря Окравтодору. Чтобы ситуация с наводнением не повторилась в будущем, предстоит реконструировать дамбу, увеличить пропускную способность отводных каналов, а для этого требуются согласованные действия. Чрезвычайное положение в Усть-Орде сохраняется.