Выстрелы в ночи

Убит глава Хохорского муниципального образования

В воскресенье вечером, около половины десятого, в дом главы Хохорского муниципального образования Ильи Башанова постучали неизвестные и вызвали его на улицу. Хозяин, скорее всего, гостей не ждал, поскольку вышел налегке — в комнатных тапках и рубашке. Что произошло дальше, доподлинно не известно. Предположительно, между Башановым и его убийцами произошел непродолжительный, но крутой разговор: на теле убитого позже обнаружат следы, свидетельствующие о борьбе: ножевые порезы на ладонях, оторванные ворот и рукав рубашки. Судмедэксперт вынесет заключение: "Обильная кровопотеря. Проникающая колото-резаная рана грудной клетки с повреждением сердца и левого легкого. Огнестрельное дробовое ранение головы с разрушением вещества головного мозга". Было еще пулевое ранение в руку и ногу. На месте преступления нашли пыжи и пистолетную гильзу.
Дискотека
Обнаружила Башанова его старшая дочь Евгения.
В этот вечер в Хохорске шла дискотека. Проводила ее супруга погибшего, Анфиса Вакильевна, худрук Дома культуры. Здесь же была и младшая дочь Башановых, девятиклассница Рита. Собиралась на дискотеку и Женя, но припозднилась в гостях у подружки и решила вернуться домой. На часах было около половины двенадцатого.
Две средних сестры Башановых — Римма, студентка сельхозакадемии, и Эльвира, ученица выпускного класса, в этот день уехали в Иркутск. "А отец, наверное, спит", — предположила Женя. Подойдя к калитке, она наткнулась на человека, лежавшего на снегу, и решила, что это пьяный. Прошла на веранду, включила свет — и увидела кровь...
Житель села Родион Барлуков возвращался домой на своей машине, когда на дорогу выскочила перепуганная Женя. Как могла, объяснила, что случилось, и попросила его съездить в клуб.
— Закрывайте дискотеку, — сказал Родион Анфисе Васильевне. — Вашему мужу плохо... Кажется, его убили.
На следующий день
Столько милиции в Хохорск еще не приезжало. Всего в оперативно-розыскных мероприятиях было задействовано около сорока человек. Прибыли начальник УВД округа, начальник Боханского РОВД и прокурор района. Решено было опросить буквально всех жителей села. Предварительные опросы, однако, ожидаемых результатов не дали. Не было свидетелей убийства. Кое-кто из молодежи, правда, проходя по улице, слышал в ограде Башановых какой-то шум и ругань. Кто-то слышал и выстрелы в ночи, но тоже не обратил на это внимания.
Такого жестокого убийства в Хохорске никогда не было. Самое страшное из когда-либо случавшихся здесь преступлений — драка на новоселье со смертельным исходом. В селе всего-то около тысячи человек, и вряд ли кто-то из местных способен на такую жестокость. "И потом откуда у наших пистолет?" Но это всего лишь один из народных домыслов. Есть и совершенно противоположные.
Официальной версии случившегося пока нет. По мнению начальника РОВД Николая Петрова, на заказное убийство это преступление не похоже. Не похоже и на бытовое. Милиция и прокуратура не могут понять его мотивов. Большими материальными ценностями глава Хохорска не распоряжался (муниципалитет еще не получил деньги на соцкультбыт из округа), человеком был неконфликтным. В политике особой активности не проявлял, если не считать, что дружил с председателем окружного отделения Аграрной партии России Игорем Олзоевым, в хозяйстве у которого одно время работал замом по снабжению. Более того, в Хохорске Башанова любили и уважали. Здесь он проработал всю жизнь — инженером-механиком, главным инженером. И 10 лет — выборным главой администрации. В 2002 году в результате административного решения Башанов был отстранен от должности, хотя на неофициальном "референдуме" во время Сур-Харбана народ голосовал за него. На прошлогодних выборах, когда за пост главы боролись три человека, Башанов снова был безусловным лидером, набрав более 60% голосов.
В администрации
— Не могу даже предположить, кто это сделал, — говорит замглавы Хохорской администрации Людмила Надршина. — Выборы, конечно, были активными, но ведь за это не убивают...
За два дня до убийства, в пятницу 26 марта, в местной школе праздновали 60-летний юбилей Николая Атанова, руководителя представительства Республики Бурятии в Монголии, выходца из Хохорска. Никакой тревоги, по словам зама, Илья Иннокентьевич не испытывал, был весел, выступил с речью и вручил юбиляру подарок администрации — японские часы с гравировкой. В субботу и воскресенье решил отдохнуть — в последнее время это редко удавалось. В связи с реорганизацией местного самоуправления работать иногда приходилось до позднего вечера.
— Он был требовательным (не дай Бог опоздать на работу), но доброжелательным человеком, — рассказывает Людмила Александровна. — Я долго думала, что сказать на его похоронах, но так и не нашла нужных слов. Когда-то я была его учительницей, помню его ребенком, и вот сейчас почему-то должна говорить о нем в прошедшем времени. Планировал построить водокачку, отремонтировать школу... Мы постоянно занимали первые места в районе по подготовке школ к учебному году. Теперь даже не знаю, как мы будем без него.
Прощание
Похоронили Илью Иннокентьевича во вторник, 30 марта. Такого наплыва народа родственники погибшего не ожидали. Проститься с Башановым приехали люди со всей округи — вереница машин запрудила улицу.
— Крепись, мужайся, — успокаивали прибывшие вдову.
— 23 года вместе прожили, а я его толком не видела, — отвечала невпопад Анфиса Васильевна, — он ведь у нас был человеком общественным. Дома редко бывал, хотя очень любил наших девочек.
В изголовье гроба тихо как мышка сидела дочь Ильи Иннокентьевича Эльвира и гладила отца по груди. Отличница Эльвира, одна из лучших учениц района, хорошо рисует. В соседней комнате во всю стену она когда-то нарисовала смешного медвежонка с цветком в лапах и сделала надпись: "И не выразить словами наше отношение к папе и маме". Папы не стало. И это тоже было не выразить никакими словами.