Осинская "одесситка" читает Пушкина

Пару лет назад эту идею — рассказать об Антонине Халтановой — подал один из уважаемых людей района, тогда еще директор ОСШ N 1 Феликс Николаевич Вахрушкин. Рассказывая о самых заслуженных и убеленных сединами ветеранах, мой собеседник помолчал, потом сразу оживился и, словно радуясь собственному озарению, сказал буквально следующее: "А ведь у нас много и совсем молодых, но очень замечательных людей! Вот, например, Антонина Халтанова, тренер из Ирхидея".

Родилась Антонина Николаевна 22 августа 1971 года. В 1993 году закончила Иркутский сельскохозяйственный институт по специальности "Агрономия". Отработала агрономом три года. С 1993 года работает тренером по волейболу ДЮСШ, поэтому одно из любимых выражений: "Движение — это жизнь". Движение Антонина Халтанова уважает — лихо водит "Жигули" четвертой модели. Воспитывает сына.
Осинская "Одесса"
На мой взгляд, это... Ирхидей. Позволю себе столь смелое сравнение, надеясь на чувство юмора местных жителей. Действительно, сдается мне (и не только мне!), что многие жители и уроженцы Ирхидея чем-то неуловимо, но весьма существенно отличаются от других осинцев. Прежде всего впечатляет их способность жить без проблем — как глобальных, так и мелких. Они всегда при деле, всегда в курсе всех событий, найдут выход из любого положения. Самоуверенны, самодостаточны, немного циничны, слегка эгоистичны. Любят посмеяться, чаще над другими, но, бывает, и над собой.
Моя героиня — типичная представительница племени "осинских одесситов". Ее имя широко известно в кругах волейбольной элиты округа и даже области. Это, несомненно, очень талантливый тренер, наставник по призванию, предводитель по рождению. Не всякая деревенская девчонка способна чувствовать себя королевой автотрассы и спортивной арены любого ранга. Или принять участие в выборах главы сельской администрации и занять вторую строчку в списке из восьми-десяти имен. И еще. Вряд ли обычная молодая женщина наберется смелости открыто пренебрегать всякими женскими штучками типа суперкосметики, изысканных нарядов, причесок и модельных каблучков — при этом не бравировать этим, сохраняя необъяснимую привлекательность и даже определенный шарм. А вам слабо, осинские сердцеедки?
"Люблю перечитывать сказки Пушкина..."
— Антонина Николаевна, как вы из агронома превратились в тренера по волейболу?
— Особо над этим не задумывалась, как-то само собой получилось. На агрофак я поступила очень даже осознанно, искренне хотела пшеницу растить. Приверженность к этой профессии у нас в роду, среди родни агрономы всяких мастей имеются в ассортименте. Свой заветный диплом получила уже в смутном 1993 году, когда все перепуталось, и я едва не стала... налоговым инспектором. Но Бог миловал налогоплательщиков, и я все-таки пошла работать в совхоз. В этом была заслуга управляющего отделением И.В.Олзоева. Плохо ли, хорошо ли, но отработала три года. В это же время начала совмещать работу с волейболом и как-то раз в мае уехала в Жигалово на сборы. Сами понимаете, это было в разгар посевной, и такое вероломство мне Родина не простила — возвращаюсь, а меня уволили! Расстраиваться я не стала, потому что уже тогда мне было понятно, где мое место.
Сегодня все в моей жизни связано с учениками и волейболом. Что самое интересное, я ведь в школьные свои годы не болела волейболом и в студенчестве не увлекалась — а нашла себя именно и нем! В этом "виноват" брат Максим Саввич Халтанов. Он меня увлек, он меня учил профессии. Если я состоялась как тренер, то в этом большая его заслуга.
Первые три года работала на результат — это когда пашешь как вол, но постоянно занимаешь последние места. Только в 1997 году пришел первый успех — мои девочки заняли второе место в районе. С тех пор удерживаем лидерство стабильно. Это случилось после многолетнего триумфального шествия волейбольной школы В.А.Миронова. Бурят-янгутцы, особенно девушки, практически не выпускали из своих рук пальму первенства. Но с уходом именитого тренера бурят-янгутский волейбол понемногу иссяк. Ирхидей не дал району исчезнуть с волейбольного горизонта округа.
— Какая вы на работе, знают многие. А как у вас складываются отношения с домочадцами?
— Так получилось, что мы с сыном живем с моими родителями. Ну вот и представьте сами — три поколения: и старые, и малые... Коллектив дружный и сплоченный, особенно папа с мамой. Они живут вместе вот уже 42 года, и чем дальше, тем больше горой друг за друга стоят. Отец у меня отдельного разговора заслуживает, он большой оригинал, шутник, из тех, кто всегда молод душой. Всю жизнь в совхозе работал водителем. Трактористом был, такую кукурузу выращивали, что трактора не видно. У него подпольная кличка есть — Немец, из-за пунктуальности. Доярок на летний стан возил, так они от него воем выли — опоздал на минутку, а автобуса и след простыл! Он и дома настоящий семейный деспот — но с юмором. А последнее слово обычно за мной, потому что характер у меня все-таки сильнее. Я и ребенка-то своего сильно не балую, и он в свои шесть лет вполне взрослый и самостоятельный человек.
— Чем любит заниматься в свободное время человек с сильным характером?
— Я очень люблю читать, — смеется Антонина. — Предпочитаю классику. Я читатель со стажем, и у меня такое ощущение, что классики уже создали все, что можно было создать по-настоящему вечного, доброго, разумного. У меня не возникает желания перечитывать кого-нибудь из современников, зато с большим удовольствием могу перечитывать, например, сказки Пушкина. Из телевизионных передач всегда с нетерпением жду КВН, думаю, он будет жить вечно. А если говорить о хобби, то это компьютер и еще моя видеокамера. Съемка, монтаж для меня творчество. Люблю бывать в Осинской детской художественной школе, там работают очень интересные люди, творческие, там какая-то особенная обстановка, располагающая к душевному отдыху и покою.