Редкая, как скрипка Страдивари

Колёсную лиру и обряд сватовства представили на выставке работ мастеров народных ремёсел «Моя семья — жемчужина Сибири»
Руководитель вокальной группы «Раздолье» Артём Пономарёв
Руководитель вокальной группы «Раздолье» Артём Пономарёв

Артём Пономарёв, руководитель вокальной группы «Раздолье» из Усольского района, навер­ное, единственный в области человек, умеющий играть на колёсной лире. Народный музы­кальный инструмент, который в старину называли ещё рыле или гудок, практически забыт. Услышать, как он звучит и какие песни под лиру пели столетия назад, смогли гости выставки работ мастеров на­­род­­­ных ремёсел «Моя семья — жем­­чужина Сибири», которая проходит в рамках областного казачьего фестиваля.

Посуда для братства

На выставке в отделе «Ремесленное подворье» Иркутского областного Дома народного творчества свои изделия представили 25 мастеров из разных районов. Здесь можно увидеть и традиционную вышивку на рушниках и скатертях, тряпичную куклу, милые и забавные сувениры из солёного теста, отражающие быт казачества, и глиняную утварь, которой пользовались в давние времена и которая сейчас вновь набирает популярность. Например, братина — шаровидный сосуд, в котором в XVI—XIX веках подавали на стол различные напитки для питья на всю братию. К нему прилагаются черпаки — каждый желающий может сам зачерпнуть себе сколько нужно.

В старину братина считалась особо ценным подарком. Помня эту традицию, сотрудники ИОДНТ решили порадовать финалистов смотра-конкурса традиционной казачьей культуры «Моя любимая станица»: награждение победителей приурочили к открытию выставки, а вместе с грамотами вручили по братине, которые были изготовлены специально для такого случая мастером из села Барлук Куйтунского района Мариной Фёдоровой.

— Это посуда для братства, — рассказывает Марина Анатольевна, — сейчас она вновь входит в моду. Нам их часто заказывают и используют теперь чаще всего для еды: в чашу кладут основное блюдо, а в черпаки по краям — закуски. А раньше из братины пили медовуху с друзьями или кисель за обедом в большой семье.

А не богатый ли у вас жених?

А как зарождались семьи, показал народный ансамбль песни «Казачка» из Боханского района. Театрализованный обряд сватовства с шутками-прибаутками никого не оставил равнодушным. По всем правилам, сначала сваты свой товар нахваливают: «В нашей семье казачок — молодец, своему делу кузнец. С виду он у нас ладный, до работы жадный, по уму сметливый, по судьбе счастливый». А потом просят красавицу лебёдушку показать. Родители невесты делают вид, что нет у них никакой дочки: «А откуда ты знаешь, что у нас девка есть?» И тогда сватья признаётся: «Так я ж целую неделю за забором ходила, в щелочку заглядывала, через забор лазала, три юбки порвала. А собаки-то ваши! Сколько я им сала скормила! А колбасы!»

Как только хозяева дома сдались и вывели дочку, сватья сразу проверяет будущую невестку — какой она женой будет. Например, бросает на пол монетки и смотрит, подобрала ли, а затем просит отдать. Если отдала — расточительная, себе в кошелёк убрала — экономная. Допытывает, из чего борщ варить нужно и как пол мыть — посередине или по углам.

Когда все ответы устроили, начинается торг за приданое: «А уж не богатый ли у вас жених?» — «Конечно богатый, у него ж табун лошадей!» — «А у нас тоже приданое есть — кровать!» — «Одна кровать?» — «Так она с постелью! И ещё два одеяла и два матраса!» Договорившись полюбовно, гости и хозяева вместе садятся за стол, чтобы отметить рождение молодой семьи.

Как фортепиано, только проще

Старинный музыкальный инструмент — колёсная лира — в наше время встречается очень редко. В Иркутской области их всего две — у ансамбля казачьей песни «Ладья» из Братска и у вокальной группы «Раздолье» из Усольского района. Играть на лире умеет пока только руководитель «Раздолья»: в миру Артём Пономарёв, а в церкви — иерей Артемий. Он исполнил на лире духовный стих «Океан моря».

— Тот инструмент, на котором я играл, это подобие донской казачьей лиры. В нём есть элементы, не соответствующие историческому оригиналу, но сам механизм реконструирован правильно, — рассказывает Артём Пономарёв. — Эту лиру я заказал за границей лет пять назад. Овладел игрой на таком инструментом ещё в студенчестве, когда учился в Волгограде на кафедре традиционной культуры. В университете увидел лиру, на ней никто не играл. Я заинтересовался и сам по Интернету и по книжкам ещё советских времён научился. Здесь всё просто: две струны постоянно гудят, они не меняются и прижимаются клавишами почти как на фортепиано, только очень упрощённо. Церковь разрешает священникам играть на музыкальных инструментах и петь, но только чтобы это несло назидательный смысл.

Колёсная лира создана для аккомпанемента повествовательным, протяжным стихам. Но на ней можно играть и песни — плясовые и даже застольные. По словам Артёма Пономарёва, особого мастерства на лире не выработаешь — очень уж она проста, и освоить её может каждый; главное, понять механизм и не лениться.