«Пятница» отмечает юбилей

Текст: Ирина Покоева , Фото: из архива Владимира Симиненко , Пятница , № 6 от 21 февраля 2020 года , #Общество , #Тема недели

Во вторник, 25 февраля, нашему еженедельнику исполняется 20 лет. Почти тысячу раз мы встречались с вами на страницах газеты и в каждом номере старались рассказывать о самом интересном. Совсем скоро редакция будет принимать поздравления, а сейчас мы хотим сказать спасибо нашим читателям за то, что все эти годы вы были вместе с нами, и рассказать о том, как «Пятница» появилась на свет.

Человек, который создал «Пятницу»

О первых тиражах, о том, кто придумал название новому изданию, и реально ли сейчас начать выпуск такой же популярной газеты, мы поговорили с создателем «Пятницы», первым главным редактором еженедельника, медиаменеджером Владимиром Симиненко.

Владимир Анатольевич, как вы решили, что Иркутску нужна еще одна газета?

— Я остался без работы, и нужно было чем-то заниматься… Это произошло в декабре 1999 года, а уже в феврале 2000-го вышла первая «Пятница» — все было очень быстро. Конечно, я был не один, нашлись единомышленники, готовые вложить деньги и ресурсы. Среди них был Михаил Дронов. Мы создали с ним новую издательскую фирму. Успешный опыт подобной работы у меня уже был, поэтому и было решено делать новую газету. Но это должно было быть что-то новое, уникальное, чтобы перебить конкурента! Мы применили новую технологию, предполагающую запуск нескольких продуктов под одной обложкой, которая объединяла сразу несколько изданий — это были только созданные «Пятница» и «Копейка» и уже существовавшие «Говорит и показывает Иркутск» и «Что почем». Так появилась газета под названием «Пятница». Кстати, позже, как и планировалось, все эти издания отделились, как ступени у ракеты, и отправились в самостоятельное плавание.

Кто придумал название газете?

— И название, и логотип, под которым до сих пор выходит «Пятница», придумал и нарисовал Михаил Дронов.

Чем «Пятница» оказалась лучше конкурентов?

— Например, тем, что она была больше по объему и дешевле. К тому же у нее очень интересное наполнение — это было новое, смелое издание. Я всегда с уважением относился к данным честных социологических замеров — внимательно изучил эти замеры рынка и нашел подтверждение тому, о чем интуитивно догадывался: читателю был нужен провинциальный таблоид, концепцию которого я реализовал в издании «Номер один» еще за несколько лет до появления «Пятницы». Так вот, в «Пятницу» мы взяли из того опыта самое лучшее, у нас не было запретных тем: мы брали все — от великого до смешного, от привидений до криминала, от политики до бытовых разборок. В общем, все то, что сейчас транслируется с экранов главных телеканалов страны, только мы это начали уже много лет назад. Как оказалось, читателю этого очень не хватало, и мы нашли друг друга.

Как читатель узнал о появлении новой газеты?

— Мы сделали рекламную кампанию — поставили информацию в газетах Михаила Дронова и разместили сообщения на радио и телевидении.

Помните, как продался первый номер «Пятницы»? Каким тиражом?

— Это было так. В четверг вечером мы сдали номер в печать и разошлись. Наступило утро пятницы, я сплю, и вдруг раздается звонок. Это был Миша Дронов: «Ты почему еще спишь? Ты знаешь, что происходит?!» Оказалось, первый номер «Пятницы» к 9.30 утра уже полностью раскупили. Я оделся, вышел на улицу и стал спрашивать у продавцов газет «Пятницу» — и ее реально уже нигде не было. А тираж первого номера был 5000 экземпляров, второго — 15 000, третьего — уже 35 000. В ближайшие годы газета выходила тиражом 35—40 тысяч экземпляров.

Сейчас такую судьбу для нового издания трудно представить.

— Да, внедрение новых технологий уже не позволит такому повториться. Читатель теперь сам стал писателем, он сам может написать о том, что его волнует, и тут же обсудить это с друзьями по «Фейсбуку» или на другом ресурсе. Пока еще этот читатель ищет поводы у традиционных СМИ — в крупных интернет-порталах, в информагентствах, на телевидении и, в меньшей степени, в газетах. Меж тем я являюсь сторонником той идеи, что газета не умерла и не умрет, она просто меняет свой формат. Газета — это текст, слова. И неважно, где они написаны, на бумаге от руки, напечатаны в типографии или мы читаем их с монитора. Что такое «ЯндексДзен»? Это тот же провинциальный таблоид, где можно писать обо всем, что тебя волнует. Я больше скажу, когда-то мы придумали социальную сеть. Она называлась «Между нами, господами» — это была рубрика в «Номере один», куда можно было написать свое мнение о чем-то, мы это публиковали, а к следующему номеру нам приходили ответы: «Нет, Николай Петрович, вы не правы, потому и потому», и это мы тоже публиковали — завязалась дискуссия, которую мы потом, спустя много лет, стали наблюдать в «Фейсбуке», «Одноклассниках» и так далее. Ну а новую бумажную газету, как периодическое СМИ, сейчас уже нет смысла выпускать. Если только есть много-много денег и хочется просто сделать хорошее дело.

Владимир Анатольевич, «Пятница» со времен основания изменилась. Как это происходило?

— Примерно через год после основания главным редактором «Пятницы» стала Алена Огнева. При ней и произошли все перемены, и это было закономерно. Тогда от нее отделилась «Копейка», и в случае чего она могла занять нишу таблоида, а «Пятница» должна была перепрофилироваться в городской еженедельник — нам нужно было дистанцировать эти два издания. И у нас все получилось: появилось много молодых журналистов, тексты стали более качественными.

Владимир Анатольевич, совсем недавно вы решили уйти из медиабизнеса. Скажите, за «Пятницей» следите, читаете? Волнуетесь за свое детище?

— Я скажу так, и это будет касаться не только «Пятницы», но и других газет, которые я придумал и сделал — речь и про «Копейку», «СМ Номер один», «Номер один» в Бурятии, «Окружную правду», «Все объявления Иркутска», информационное агентство «Байкал Инфо»: как только они родились и встали на ноги, я уже знал, что их ждет нелегкая судьба, что мир меняется, меняется вместе с ним способ производства и поглощения информации, а все вместе ведет к тому, что тиражи будут уменьшаться, даже несмотря на то, что издания станут лучше. Да, это мои дети, и за всеми своими детищами, даже уехав из Иркутска, я слежу через интернет. И я точно знаю — у «Пятницы» свой крепкий костяк читателей, ее, как и прежде, любят и покупают даже в печатном виде. Плюс читатели сайта и соцсетей, где «Пятница» тоже активно присутствует.

Материалы в тему: 

«Пятница» двадцать лет назад

В начале следующей недели у нашей с вами, дорогие читатели, любимой «Пятницы» — юбилей, ей исполнится 20 лет. Первый номер еженедельника вышел в свет 25 февраля 2000 года. Интервью с его создателем вы можете прочитать на странице 2. А здесь давайте вспомним, о чем мы писали в наш первый год — два десятилетия назад. Всеобщая замена монетных таксофонов на карточные, появление городской сети кафе «Бистро», «маршрутный беспредел», «телефонные пираты», больницы на Синюшиной Горе… А любимая хоккейная команда еще называется «Сибскана»! Примерно так складывается картина жизни в 2000 году, если пробежа...
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments