Птичья тушка как снаряд

Возможно ли в Иркутске повторение авиаинцидента, случившегося в Жуковском?

Виталий Мельников, инженер-орнитолог иркутского аэропорта: «К самолето- опасным видам относят птиц, которые, обитая в окрестностях аэропорта, совершают перелеты в поисках корма и мест для ночевки. Они пересекают тер- риторию аэродрома на действительно опасной высоте — от 50 до 200 метров. В основном это чайки и вороны».
Виталий Мельников, инженер-орнитолог иркутского аэропорта: «К самолето- опасным видам относят птиц, которые, обитая в окрестностях аэропорта, совершают перелеты в поисках корма и мест для ночевки. Они пересекают тер- риторию аэродрома на действительно опасной высоте — от 50 до 200 метров. В основном это чайки и вороны».

Та экстренная жесткая посадка пассажирского авиалайнера в Подмосковье в середине августа попала на первые полосы многих мировых СМИ: российским летчикам удалось посадить аварийный самолет на кукурузное поле после того, как при взлете в оба его двигателя попали птицы. Благодаря мастерству пилотов более 200 пассажиров были спасены. Мы решили выяснить, какова вероятность подобных авиапроисшествий в нашем городе.

Более пяти тысяч столкновений самолетов с пернатыми ежегодно фиксируют в мире. Тяжесть последствий во всех эпизодах разная. Однако в любом случае птица здесь выступает в роли настоящего снаряда: из-за большой скорости самолета высока и энергия удара. В передней проекции воздушного судна есть много уязвимых деталей: стекло кабины, радиопрозрачный обтекатель, турбореактивный двигатель и т. п. Поэтому такое столкновение приводит к серьезным повреждениям и нарушению работы важных агрегатов воздушного лайнера.

Что же предпринимают в аэропорту Иркутска, чтобы полетам железных птиц не мешали пернатые?

Встают раньше птиц

Рабочий день Виталия Мельникова, инженера-орнитолога иркутского аэропорта, начинается до рассвета. С первыми лучами осеннего солнца он уже на взлетно-посадочной полосе: на автомобиле проезжает по ней практически перед каждым взлетом или посадкой. Его задача — отпугнуть птиц, которые могут оказаться в опасной близости от воздушных судов.

Защиту аэродрома от птиц в аэропорту Иркутска осуществляют пять орнитологов. Они работают в составе аэродромной службы уже восемь лет. Основная задача — сделать аэродром непривлекательным для птиц, чтобы сократить их численность и снизить возможность столкновения с самолетами.

Птичья тушка как снаряд

Дежурство несут круглосуточно, на полосе в любое время года и в любую погоду, следят за состоянием отпугивающего оборудования, проводят мониторинг территории всего аэродрома — практически каждый час объезжают его на машине. За смену набегает до 120 километров.

В напряженное время — осенью и весной — орнитологи выезжают и за территорию аэропорта. Под контролем площадь в радиусе до 30 километров. Во время таких объездов орнитологи ориентируются по специальным картам, где отмечены места скопления и обитания птиц. Проводят их постоянный мониторинг, фиксируют все изменения.

Виталий Мельников в прошлом пилот,15 лет летал на Ан-2 в авиакомпании «Байкал». После ее распада несколько лет отработал в аэропорту Иркутска в подразделении охраны. Позже стал штатным орнитологом предприятия, получил профильное высшее образование.

За всю свою летную карьеру Виталий помнит лишь один эпизод столкновения самолета с птицей:

— Небольшая птица врезалась в лобовое стекло на высоте около 600 метров. Это случилось недалеко от Черемхово почти 20 лет назад. Негативных последствиий то происшествие не имело.

Откуда в иркутском аэропорту птицы?

Присутствие птичьих стай в районе иркутского аэропорта обусловлено его положением — практически в черте города. Городские мусорки с одной стороны, а также многочисленные поселки — Дзержинск, Пивовариха, Молодежный и Худяково — с другой создают условия для обитания многих видов птиц.

Кроме того, вблизи аэродрома находятся несколько крупных водоемов. В первую очередь это, конечно, Ангара и Иркутское водохранилище. Сравнительно недалеко от аэропорта протекают еще четыре реки — Ушаковка, Сарафановка, Пшеничная и Солянка. И наконец, сам Байкал — в 66 километрах от аэропорта. Прибрежные зоны — традиционные места обитания пернатых и отдыха перелетных птиц.

— Мигрирующие стаи не так опасны для самолетов, — поясняет Виталий Мельников. — Несмотря на то что это очень крупные птицы — гуси, аисты, гагары, они всегда летят на большой высоте, от тысячи до двух тысяч метров. По статистике, большинство столкновений происходят при взлете и посадке воздушных судов на высоте до 600 метров. И это может быть опасно.

Опасная высота перелета

К так называемым самолетоопасным видам относят птиц, которые, обитая в окрестностях аэропорта, совершают перелеты в поисках корма и мест для ночевки. Они пересекают территорию аэродрома на действительно опасной высоте — от 50 до 200 метров. В основном это чайки и вороны. Последние, кстати, встречаются наиболее часто, они составляют более 80% от общего числа птиц на территории аэродрома.

Особая категория птиц, обитающих в опасной близости с аэродромом, — хищники: канюки, ястребы-тетеревятники, соколы, которые охотятся на мелких птиц и грызунов. На особом счету воробьи. Из-за незначительного размера они не представляют реальной угрозы воздушным судам. Однако если воробьи собираются в стайки, требуются меры для их отпугивания.

Встречаются и редкие гости. Буквально в сентябре орнитологи аэропорта зафиксировали в полутора километрах над аэродромом стаю редких краснокнижных черных журавлей, не менее 50 особей. Размах крыла у этих птиц достигает 1,5 метра.

Самое неспокойное время

Напряженным временем орнитологи аэропорта считают раннюю весну, когда поля готовят к посадкам. В рыхлой, прогретой солнцем земле много семян и насекомых, поэтому сюда слетаются вороны.

В конце мая наступает относительная тишина: птицы садятся на гнезда, выводят птенцов. В августе начинается новый всплеск активности. Из гнезд вылетают молодые окрепшие птенцы, они-то и представляют основную опасность, поскольку из-за своей неопытности совсем не боятся ни рева двигателей воздушных судов, ни шума отпугивающих установок. Добавляют хлопот и частые дожди. Из намокшего грунта на покрытие полосы, спасаясь от влаги, выползают дождевые черви. На них охотятся чайки.

Неспокойное время длится до ноября. Но и зимой расслабляться не приходится. В морозы в город на зимовку из лесов прилетают вороны. В поисках корма они пересекают территорию аэропорта на достаточно низкой высоте, от 300 до 600 метров.

Пушки и зеркала — для защиты и отпугивания

В ясный день вдоль взлетно-посадочной полосы можно увидеть солнечных зайчиков. Эти яркие всполохи производят специальные светобликовые установки. Они оснащены небольшими зеркалами и постоянно вращаются, ловя солнечный свет. Птицы очень пугаются неожиданных бликов, теряют ориентацию в пространстве и улетают подальше от источника света. Вдоль взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта размещено 11 таких механических зеркальных установок. Причем пять из них смонтировали минувшим летом.

Важно отметить, что никакой опасности для самолетов бликовые установки не несут: всполохи не могут попасть в глаза пилотам и ослепить их.

Зеркальные установки — лишь часть большой системы, на территории аэродрома используют в общей сложности больше 20 специальных средств для отпугивания птиц. В их числе биоакустические установки: они издают встревоженные птичьи крики. Причем эти записи постоянно обновляются, потому что птицы привыкают к одним и тем же звукам и перестают им «верить». Пять установок стационарны, расположены вблизи взлетно-посадочной полосы. Каждая покрывает территорию до 16 гектаров.

Кроме того, орнитологи аэропорта используют для отпугивания газовые пушки, которые издают резкие звуки, похожие на оружейные выстрелы. Они тоже расположены вдоль полосы — по одной на каждом курсе взлета и посадки.

Также на всей территории аэродрома несколько раз в сезон скашивают траву, подстригают кустарники. Это делают, чтобы птицы не вили гнезд. К тому же высокая трава создает условия для роста числа грызунов, которые являются добычей для крылатых хищников.

Все под контролем

Вообще, как отмечают специалисты, абсолютного способа борьбы с птицами не существует, поэтому в районах аэропортов рекомендуют использовать целый комплекс мер. Для того чтобы определить, какие именно мероприятия и оборудование необходимы, в аэропортах проводят плановое эколого-орнитологическое исследование.

Такие работы длятся год, в Иркутске их проводят раз в три года. Последнее эколого-орнитологическое исследование завершилось весной 2019 года. Его проводили специалисты из Санкт-Петербурга. Они представили полный отчет об орнитологической обстановке и дали рекомендации по мерам защиты аэродрома от птиц.

Ежегодно в мире фиксируют более пяти тысяч столкновений самолетов с птицами. В России, по данным Росавиации, только за первое полугодие 2019-го было зафиксировано 873 подобных инцидента. 190 из них — это попадания в двигатели. По статистике, большинство инцидентов случаются именно при взлете и посадке воздушных судов. Это обусловлено тем, что аэропорты невольно притягивают птиц: обычно на аэродромах хороший обзор, практически нет хищников и людей. На время, когда воздушное судно находится на маршруте на максимальной высоте, приходится 4% столкновений.

 

Крупнейшие катастрофы самолетов с участием птиц

1953 г. Поволжье

Ил-12 пролетал над Волгой, выполняя рейс Москва — Новосибирск с промежуточной посадкой в Казани. Из-за грозовых облаков экипаж с разрешения диспетчера снизился до 300 метров. В этот момент случился сильный удар, а затем оба двигателя самолета прекратили работу. Позже причиной падения назовут уток. Одна из них врезалась в кабину пилотов, другая попала в левый двигатель.

Самолет смог успешно приводниться, но салон быстро заполнялся водой. 18 пассажиров неверно восприняли слова пилотов о том, что посадка осуществлена на мелководье. Люди собирали вещи и надевали верхнюю одежду, хотя глубина реки в месте посадки составляла почти 20 метров. В итоге один из пассажиров в намокшей верхней одежде утонул, не дождавшись помощи.

1960 г. Бостон

Крупнейшая катастрофа с участием птиц. Турбовинтовой авиалайнер Lockheed L-188A вылетел в Филадельфию, но упал в Бостонскую бухту менее чем через 30 секунд после взлета. В дальнейшем рассказывали, что лайнер штатно разогнался по взлетной полосе, оторвался от земли. Но после этого два левых двигателя вдруг задымились и загорелись. Самолет начал крениться на левый бок. В итоге он практически штопором вошел в воду Бостонской бухты. В той катастрофе погибли все 62 человека. А на покрытии ВПП нашли трупы 75 скворцов.

1962 г. Мэриленд

Самолет Vickers 745D Viscount следовал из Ньюарка в Вашингтон, но в какой-то момент полета вдруг перевернулся и упал на землю. Погибли 17 человек. Лайнер рухнул из-за американского лебедя (может достигать до 8 кг веса), который врезался в левый горизонтальный стабилизатор и разрушил его изнутри, пробив обшивку.

Из-за этой катастрофы в дальнейшем были изменены правила создания самолетов, и их конструкции начали проектировать с учетом дополнительной защиты от птиц.

1969 г. Махачкала

Самолет рейса Тбилиси — Махачкала — Астрахань вылетел из Дагестана. Но почти сразу столкнулся с перелетными птицами, потерял управление и рухнул в Каспийское море. Погибли все 17 человек, находившихся на борту. Это происшествие уникально тем, что в нем птицы, разрушив кабину пилотов, вывели из строя членов экипажа. И именно это считают главной причиной катастрофы, хотя позже перья и кости птиц находили и в двигателе Ил-14.

1974 г. Ташкент

Во время набора скорости на ВПП в Ташкенте самолет крайним правым двигателем врезался в стаю птиц, двигатель вышел из строя. Командир корабля принял решение прекратить полет, но боялся выкатиться за пределы ВПП.

В дальнейшем из-за ошибочных решений командира самолета и механика Ил-18 на скорости сошел с ВПП и выкатился на грунт, пересек две автомобильные дороги, рухнул в канал и разломился на две части. В результате 22 человека получили травмы, еще один скончался.

2009 г. Нью-Йорк

Одна из самых известных историй, в том числе из-за своего счастливого финала. Самолет рейса AWE 1549, вылетев 15 января 2009 года из Нью-Йорка, столкнулся с казарками, которые вывели из строя оба двигателя. Пилоты смогли развернуть самолет практически на 180 градусов, пролететь над Гудзоном и сесть на воду, вообще не разрушив ни самолет, ни постройки. Единственные виды повреждений, которые получили пассажиры: незначительные ушибы и переохлаждение.

Интересно, что при последующем расследовании происшествия пилотов самолета пытались обвинить в том, что они подвергли пассажиров риску, выбрав посадку на воду, а не на близлежащую ВПП. Но тесты на симуляторе доказали, что иного варианта безопасной посадки не существовало.

Подборка hi-tech.mail.ru

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments