«Пройти через медные трубы и без короны на голове»

В театре «Гротеск» знают, как «пробить» зрителя
Текст: Александра Бабкина , Фото: предоставила Надежда Сафонова , Окружная правда , № 48 от 23 декабря 2021 года , #Культура
В спектакле «Бажена» артисты театра играют в масках, история которых началась в 1996 году.
В спектакле «Бажена» артисты театра играют в масках, история которых началась в 1996 году.

Надежда Валентиновна щепетильно относится к платьям и костюмам.  Все они —  отдельное произведение искусства.
Надежда Валентиновна щепетильно относится к платьям и костюмам. Все они — отдельное произведение искусства.
В театре артисты проходят тренинги по актёрскому мастерству, уроки по сценическому движению и сценической речи.
В театре артисты проходят тренинги по актёрскому мастерству, уроки по сценическому движению и сценической речи.
В этом месяце в Иркутске Образцовый детский театр «Гротеск» принял участие в международной ассамблее искусств детского и молодёжного творчества «Байкальская сюита». «Гротеск» представил постановку «Зеркальце» по мотивам сказки Бориса Шергина и выиграл Гран-при.
В этом месяце в Иркутске Образцовый детский театр «Гротеск» принял участие в международной ассамблее искусств детского и молодёжного творчества «Байкальская сюита». «Гротеск» представил постановку «Зеркальце» по мотивам сказки Бориса Шергина и выиграл Гран-при.

Театр – это место силы, объединяющее людей, а также исключительно ценный мир, в который погружаются актёры и зрители. В посёлке Усть-Ордынский одними из таких театров являются Образцовый детский театр «Гротеск» и одноимённый Народный молодёжный театр. Оба работают под руководством режиссёра Надежды Сафоновой.

«Если не можешь не ставить спектакль – ставь»

Богатая и насыщенная история этих двух театров началась с 1985 года и продолжается по сей день. Через них прошло более 1000 человек и поставлено больше 70 постановок. Их жизнь неразрывно связана между собой, так как дети вместе со взрослыми участвуют в репетициях и играют в спектаклях.

В 2012 году Надежда Валентиновна была отмечена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ. За плечами режиссёра и её участников много побед, но всё это благодаря слаженной и колоссальной работе.

С Надеждой Сафоновой мы встретились в театральной студии МДЦ «Наран». В комнате, обитой чёрной тканью, ещё тихо, но через несколько часов появятся участники и пространство заполнится интенсивной актёрской работой.

– Кто-то самовыражается через песни, кто-то – через литературную деятельность, а я через театральные постановки выражаю нравственные начала и гражданскую позицию. Когда я училась во ВСГИК г. Улан-Удэ, нам режиссёр-педагог и руководитель курса всегда говорил: «Если можешь не ставить спектакль – не ставь, а если не можешь не ставить – ставь». В спектакле должно быть добро, где-то нужно ставить вопрос, где-то показать протест, – поделилась режиссёр. 

Надежда Валентиновна ищет материал, даёт идею актёрам, занимается сценографией и придумывает эффекты, но все спектакли – совместная коллективная работа. В театре есть люди, отвечающие за декорации, реквизит, оформление спектаклей, причёски и многое другое.

Прийти в театр «Гротеск» может любой желающий, но не все остаются: здесь нужно жертвовать своим временем и силами. Однако самое главное – люди приходят в театр за идеей, которая всех объединяет. Несмотря на то, что это самодеятельный театр, артисты проходят театральные игры, тренинги по актёрскому мастерству, уроки по сценическому движению и сценической речи. Также работают над художественным словом и с удовольствием ставят миниатюры. Люди, играющие много лет, являются профессионалами. Основной костяк, составляющий театр, вырос на глазах руководителя – вырос внутренне и духовно.

–Мне радостно видеть, как дети постепенно меняются, они развиваются и становятся уверенными в себе. Люди, играющие годами в театре, – способные и талантливые. Ко мне приходили дети, которые раньше заикались, сейчас они свободно говорят. Я с каждым человеком работаю индивидуально. Когда приводят детей и просят их взять себе в театр, иногда, к сожалению, приходится отказывать, так как большая загруженность, – рассказала режиссёр.

«Вкусные» выражения

Посмотрев постановки Надежды Сафоновой, можно отметить, что в них чувствуется монументальность, они задевают, заставляют задуматься, оставляют «послевкусие». Каждый раз зрители уходят со спектаклей с разными чувствами, кто-то воодушевлённый, а кто-то возмущённый, но все с пережитыми чувствами.

Надежда Сафонова призналась, что любит читать Бориса Шергина и по его рассказам поставила «Волшебное кольцо» и «Зеркальце», поражающие продуманными декорациями. Когда артисты быстро сооружают немецкий рынок под национальную музыку, возникает ощущение, что находишься за границей, яркие декорации хорошо передают немецкий дух.

– Когда читаю Бориса Шергина, получаю удовольствие от того, как он писал. У него ну очень «вкусные» выражения. В спектакле «Волшебное кольцо» мои дети говорят словами того времени, – рассказала руководитель.

В этом месяце в Иркутске Образцовый детский театр «Гротеск» принял участие в международной ассамблее искусств детского и молодёжного творчества «Байкальская сюита». Он представил постановку «Зеркальце» по мотивам сказки Бориса Шергина и выиграл Гран-при в номинации «Театр миниатюр».

Как рассказала режиссёр, дети растерялись, увидев сцену без кулис, с резкими пустыми краями, где если забыться, то можно провалиться. Дети начали следить за ситуацией, у всех «горел» глаз, все были живые, настоящие и яркие.

В 2020 году на Всероссийском фестивале «Театральные каникулы на Байкале» постановка «Бажена» завоевала Гран-при. Надежда Валентиновна придумала героиню, которая взрослеет в процессе истории, и благодаря ей был свергнут богач Найона, который обкрадывал народ податями. Главная мысль спектакля в том, что какой бы правитель ни «душил» людей, народ всегда сильнее, тот, который знает свою историю и помнит свои корни. Духовно развивающийся человек всегда воспрянет.

Спектакль удивляет не только игрой актёров, но также костюмами и пластикой. В спектакле артисты играют в масках, история которых началась в 1996 году.

– Когда мы со взрослым коллективом ездили в Польшу со зрелищным спектаклем «Урбан», артисты играли в масках в стиле мистерии Цам. Так мы отыграли в 1996 и 1997 годах, и маски долгое время пролежали у нас в театре. Мне было жалко, что мы их нигде не используем, но в 2009 году поставила спектакль «Талын зураг» (Зарисовка степи), где использовали маски, и в 2020 году – спектакль «Бажена». В моём театре, помимо бурятов и русских, есть армяне, лезгин и много метисов. Когда мы с ребятами ставили этот спектакль через пластику, у них начал проявляться свой национальный колорит и менталитет. В основном я иду от природы детей, а не наоборот. Все ребята очень пластичные и хваткие, – поделилась Надежда Сафонова.

«Играть в массовке – это честь»

Коллективное сознание есть монументальность театра. Это одно из средств, задевающее сознание, чувствительность и душу человека. Одна из особенностей спектаклей Надежды Валентиновны в том, что в основном это массовые постановки.

– Я вообще мастер массовых сцен.  Через постановку можно ярко передать всю атмосферу спектакля, – поделилась руководитель.

В 2010 году в постановке «Эшелон» по мотивам М. Рощина играло 64 человека, среди них были дети и взрослые. В спектакле был показан глухонемой, никому не нужный парень, и просвещённая девушка, которая вымыла его и приодела. Когда в конце спектакля начали бомбить эшелон, девушка умерла, а глухонемой парень остался с ней.

– Вообще я ставила спектакль не про войну, а про то, как остаться человеком среди этого ужаса. Этот никому не нужный парень запомнил, кто ему сделал добро. Я горжусь этим спектаклем, но, к сожалению, мы ни разу не играли его на большой сцене. Когда последний раз смотрела его, то поняла, что ничего бы не изменила в нём, он настолько мне дорог, а некоторых из актёров уже нет в живых, – поделилась Надежда Валентиновна.

Во все постановки режиссёр вносит своё видение. Так и в этом спектакле. Актёры были одеты в обычную повседневную одежду, и когда фашисты начали бомбить эшелон, всех затянуло чёрной тканью, символизирующей горе. В третьем действии, когда ткань стали стягивать, зрители увидели, что перед ними лежали люди, одетые в серую одежду, символизирующую испепелённую душу народа.

Зрителей «пробило»

Как призналась Надежда Сафонова, когда ставила спектакль «Сынам Отечества посвящается» о восстании декабристов на Сенатской площади в Петербурге, которое произошло 196 лет назад, участники поначалу не совсем приняли эту идею.

– Я долго мучилась, не знала, с чего начать эту постановку. Прочитала много книг о декабристах и вытащила истории из писем, которые меня потрясли. В моём спектакле нет ни крови, ни драки, ни верёвок. Но было главное: несмотря на то, что декабристы погибли, они первые всему спящему народу сказали, что можно жить по-другому, нужно просвещаться. Человека можно убить, а идею и мысль никогда, – рассказала режиссёр.

Спектакль получился глубоким, где над каждым словом нужно думать и внимать. Как заметила Надежда Сафонова, в конце постановки есть сильная сцена. Когда все актёры вышли к зрителю, один из героев произнёс четыре строчки из стихотворения Александра Одоевского:

«Нет, веруйте в земное воскресение:

В потомках ваше племя оживёт,

И чад моих святое поколение

Покроет Русь и процветёт».

Возникла пауза, все актёры смотрели на зрителей, и в зале стояла тишина. В этот момент в глазах актёров читалась мысль, что Русь процветёт, а честь и достоинство никогда не отменялось, и все поклонились в один раз.

– Наши местные зрители – благодарные зрители. Когда мы отыграли «Сынам Отечества посвящается», они долго не хотели уходить, было видно, что их «пробило». Одна из зрительниц сказала, что как такие молодые актёры смогли это сыграть, настолько пронзительно, невозможно было оторвать взгляд, – рассказала руководитель.

Этот спектакль привлекает не только профессиональной игрой, но также костюмами, которые пошиты индивидуально под каждого героя. Надежда Валентиновна щепетильно относится к костюмам, тщательно подбирает, из какой ткани и какого цвета они будут, важны каждая деталь и крой. Все платья и костюмы – отдельное произведение искусства. Это важно, так как зритель чувствует отношение театра к своему искусству.

«Без короны на голове»

Как поделилась Надежда Валентиновна, чтобы поставить спектакль, нужно загореться. В самодеятельном коллективе должен быть профессиональный режиссёр. Он должен знать, что хочет сказать, зрителю в первую очередь обязательно требовать с себя и оберегать актёров как личностей и не ломать их.

– Мне хочется, чтобы после занятий мои актёры Образцового детского театра «Гротеск» уходили счастливые и остались простыми людьми, «без короны на голове». Через тренинги, упражнения и этюды ребята раскрываются, они становятся самодостаточными, талантливыми и уверенными в жизни, у них «вырастают крылья». Они чувствуют нужность, уважение, желание, что-то делать хорошее. Все актёры любят и ценят свой коллектив. Мне важно, чтобы они могли спокойно пройти «медные трубы» и сохранить в себе интересную и настоящую личность. Поэтому иногда полезно проигрывать, чтобы потом проанализировать и  исправить ситуацию, а в нашем театре это зависит от каждого.

– Иногда приходит отчаяние, опускаются руки из-за ненужности нашего жанра, мы сами по себе. Администрация нашего района ничего не выделяет для постановок спектаклей. Им нужны только наши достижения, успехи. Хотя в этом году выделялся транспорт и ГСМ. Где бы мы ни участвовали и каким бы ни был результат, на любом уровне фестивалей, отношение к нам остается прежним. Никто не задумывается, какими силами и средствами все это делается и достигается. Приходится самим как-то выживать. Я работала при разных властях и администрациях…все идет своим чередом и ничего не меняется, – с грустью подытожила наш разговор Надежда Сафонова.

Через тренинги, упражнения и этюды ребята раскрываются, они становятся самодостаточными, талантливыми и уверенными в жизни, у них «вырастают крылья».
Через тренинги, упражнения и этюды ребята раскрываются, они становятся самодостаточными, талантливыми и уверенными в жизни, у них «вырастают крылья».