Провалы грунта в Иркутске: учёные предупреждают
Недавно в Иркутске, на Синюшиной Горе, среди бела дня такси провалилось в огромную яму прямо на дороге. К счастью, люди не пострадали.
Впрочем, провалы грунта на дорогах областного центра — явление совсем не редкое. В чем же их причины и как с ними бороться? Об этом мы поговорили с сотрудниками администрации и иркутскими учеными.
Как известно, в Иркутске в этом году аномально теплая весна. В начале апреля в городе резко потеплело, почва оттаяла, и талые воды начали вымывать грунт. Где эти процессы происходят наиболее интенсивно, дороги начинают просаживаться. Такую версию случившегося выдвигают городские службы. И на Синюшиной Горе, считают они, произошло именно это.
Зимой на этом участке дороги проводились земляные работы по устранению неполадок в электросетях. Из-за несвоевременной подсыпки, судя по всему, и размыло дорожное полотно. В отношении мастера работавшей бригады составлен административный протокол, а организации, выполнявшей ремонтные работы, выдано предписание на устранение провала.
— У нас в городе проводятся плановые ремонтные работы инженерных сетей и аварийные. Если говорить про плановые работы, то с прошлого года администрацией города было принято решение при сдаче работ по благоустройству предоставлять результаты лабораторных исследований о качестве и уплотнении обратной засыпки, а также о качестве уплотнения асфальтобетона, — говорит начальник департамента дорожной деятельности администрации Иркутска Павел Русецкий. — Если говорить про аварийные работы, то тут сложнее. В течение суток мы должны устранить аварию и, соответственно, выдать решение о проведении работ. Из-за аварий может случиться вымывание грунта, но все эти процессы не всегда видны.
Впрочем, точку зрения сотрудников городских служб не поддерживают ученые. Они говорят, что причины провалов в основном не связаны с природными явлениями. Как рассказал главный специалист лаборатории гидрогеологии Института земной коры СО РАН Борис Шенькман, проседания грунта и ямы происходят чаще всего из-за аварий в системах водопровода, теплотрасс и напорных канализаций. Такие ситуации обычно приводят к подземным фонтанам и размытию грунта.
Земля становится рыхлой, оседает и образует на поверхности провал.
Такие ЧП, по словам ученого, случаются и без аварий, а по причине банальных несоблюдений норм при строительстве. Зачастую земляные работы происходят таким образом: трубу, уложенную в траншею, засыпают тем же грунтом, который вынули из ямы. По строительным нормам этого делать нельзя: старый грунт непременно провалится, траншею нужно заполнять другим грунтом. Это первое.
Второе: землю нужно уплотнять. В траншею засыпается земля на метр, туда пускаются каток и автотранспорт. Затем траншея засыпается еще на метр, и вся процедура повторяется.
Ни первого, ни второго строители часто не делают.
— Почему провалы чаще всего возникают на дорогах? Да потому что все инженерные сети идут вдоль магистральных дорог. Это так называемый транспортный коридор, и в нем все — и электрический кабель, и канализация, и водопровод. Город строится, растет, и с каждым годом увеличивается число утечек, их объем, количество аварий, — говорит Борис Шенькман. — Я писал научную статью про подтопления Иркутска. Согласно летописи, в первые двести лет провалы грунта встречались достаточно редко, даже тогда, когда появился водопровод. Тогда еще было много колодцев, и просто воду из реки брали.
Как оказалось, к провалам на дорогах прямое отношение имеет и старая, изношенная ливневая канализация в историческом центре Иркутска. В основном вся она сгнившая.
— В центре города есть такие места, где вода находится на глубине 60 см от поверхности земли. Например, если спуститься в подвал одного из зданий на улице Урицкого, то можно увидеть, что там воды по пояс. По закону ответственность за это ЧП несет не Водоканал, а управляющая компания. Причем в центре города есть много домов, в подвалах которых стоит вода.
Кроме того, опасную ситуацию с подтоплением создает современная система строительства. Если раньше в городе строили невысокие дома, поэтому фундамент был неглубоким, то сейчас возводят в основном высотки. В землю вбивают 15-метровые сваи, которые попадают на водоносный горизонт. Это гравийно-галечный слой, наполненный подземными водами. Поскольку эти сваи ставят рядом друг с другом, а землю в районе этих опор утрамбовывают, то подземные воды, встретившись с таким препятствием, начинают течь не горизонтально, а вертикально вверх, фактически попав в колодец из свай. Так и возникают затопленные подвалы.
— Есть еще один важный фактор — блуждающие токи, — продолжает рассказывать об иркутских аномалиях Борис Шенькман. — На состояние водопроводных сетей оказывают негативное влияние рельсовые пути, которые связаны с электроэнергией, и электрические кабели под землей. Они вызывают так называемые блуждающие токи, которые наносят большой вред коммуникациям. Без них труба пролежит 15 лет, а если на нее будут направлены блуждающие токи, то срок ее эксплуатации сократится до 3 лет. К примеру, случай провала грунта на улице Седова связан с постоянными утечками воды в водопроводных сетях из-за блуждающих токов. Как построили театр, уже через три года трубы стали протекать. Везде, где стоят подстанции и электрогенерирующие предприятия, через 4—5 лет начинают менять водопроводные трубы.
По его словам, решить эту проблему несложно.
Существуют инженерные конструкции, которые создают защиту для труб.
Главная проблема, по словам ученого, в том, что при застраивании территории города не учитывают особенности подземных вод. Понятно, что лучше не строить здания и не прокладывать дороги в пойме реки, в болотистых местах и прямо на самом берегу водоема. Тем не менее в городе есть масса примеров новых микрорайонов именно на таких участках, к примеру в районе Новой Лисихи.
— Последний принятый Генеральный план Иркутска сделали без учета гидрогеологии, то есть подземных вод. Специальное исследование не проводилось. А ведь у нас изменилась строительная ситуация, и последствия могут быть катастрофическими.
Есть еще одна версия образования провалов — подземные ходы и подземелья. Теоретически можно предположить, что эти полости могут привести к провалам и ямам. Однако, по словам археологов и спелеологов, истории о подземных ходах города — это скорее городские легенды, чего нельзя сказать о подвалах и подземельях. Как рассказал иркутский спелеолог, член клуба «Арабика» Александр Осинцев, нередко во время различных работ внезапно обнаруживались подземные заброшенные помещения.
Иркутские старые деревянные двухэтажные дома почти все имеют цокольный этаж. С изменением ландшафта многие дома ушли вниз, и этот этаж оказался под землей. Нередко дома горят или их сносят, а нижний этаж или подвал так и остается под землей.
Особенно много таких заброшенных подземных комнат или подвалов появилось после большого пожара 1879 года.
— Недавно мы обследовали помещение под землей объемом 50 кубических метров в районе Иркутского аэропорта. Скорее всего, оно связано со старыми коммунальными сетями. Стены кирпичные, а верхнее перекрытие деревянное и уже обветшало. Очень часто бывает так, что провал происходит из-за верхних обветшалых перекрытий, — говорит Александр Осинцев. — Вы замечали, что по улице Ленина тротуары или плитка, как ее ни выкладывай, постоянно волнами? Потому что там внизу проходит старая ливневая канализация, деревянные перекрытия провалились и грунт сверху просел. А коммунальщики, вместо того чтобы полностью вскрыть всю яму и ликвидировать ее правильно, используя инженерные решения, засыпают ее гравием. Таким образом, в городе существует много подземных пустых полостей, которые, как скрытые мины, могут открыться в любой момент.