«Прошу выдать валенки…»

Учебный класс времён Великой Отечественной войны воссоздали сотрудники Музея истории Иркутска
До 22 июня 1941 года завод выпускал драги, запчасти к ним, сталеплавильное, доменное оборудование — всё для развития Советской страны. За первые три месяца войны с завода ушли на фронт 520 человек. На их места встали женщины и дети. Они учились и работали токарями, слесарями, стропальщиками. 25 октября 1941 года предприятие получило новое название: Иркутский завод тяжёлого машиностроения имени В.В.Куйбышева
До 22 июня 1941 года завод выпускал драги, запчасти к ним, сталеплавильное, доменное оборудование — всё для развития Советской страны. За первые три месяца войны с завода ушли на фронт 520 человек. На их места встали женщины и дети. Они учились и работали токарями, слесарями, стропальщиками. 25 октября 1941 года предприятие получило новое название: Иркутский завод тяжёлого машиностроения имени В.В.Куйбышева

Современным детям сложно понять, как раньше писали чернилами
Современным детям сложно понять, как раньше писали чернилами

Дети войны — поколение, на плечи которого легла непосильная ответственность. Одновременно учиться и работать для фронта — такие нагрузки современным школьникам, даже при подготовке к экзаменам и не снились. В год 75-летия Великой Победы в Музее истории города Иркутска собрали выставку «Военный класс», которую презентовали на Иркутском форуме образования в гимназии № 25. Экспозиция передвижная, после форума она отправилась в другие школы, чтобы как можно больше ребят узнали, как жили их ровесники в те трудные годы.

Коридор современного корпуса начальной школы гимназии № 25 выглядит очень современно, поэтому уголок, отведённый под военный класс, разительно отличается: имитация деревянных досок, старинная карта, чернильницы... Эту часть экспонатов предоставила сама принимающая школа. За небольшими столами можно посидеть и, обмакнув перо в чернила, вывести пару-тройку корявых букв в прописи. Пришедшая на выставку ученица пытается убрать свой ранец на полку под крышкой парты — не входит... А портфели входили. Вот они, будущие первоклашки, стоят в ряд на фотографии: одинаковые одежда, сумки. Скорее всего, в военное время над ними взяло шефство какое-то предприятие и одело их — купить что-то было тогда сложно, все фабрики и заводы работали для бойцов, объясняет старший научный сотрудник музея Ксения Никонова.

— Мужчины ушли на фронт, а именно мужчины в то время были учителями. Школьников же в Иркутске, наоборот, стало больше, поскольку из центральной части Союза эвакуировали в Сибирь детей-сирот и целые предприятия с семьями рабочих, — рассказала Ксения. — В педагогическом институте ввели ускоренную программу обучения, и 15-летние выпускники школ-семилеток спустя год уже сами могли преподавать.

Разгружал уголь и дежурил в котельной

Для эвакуированных детей местные жители собирали деньги, отдавали одежду, из которой сами выросли, присматривали за малышами. Покинувшие свои города сироты нуждались во всём. Сохранилось заявление 13-летнего Ильи Черняка директору 11-й мужской полной средней школы им. В.Маяковского товарищу Иосифу Александровичу Дрицу: «Я, ученик 6-го класса «А», прошу выдать мне одежду, так как всё моё осталось у немцев. И носить нечего, нету валенок. Брюки порвались, рубашек нет». Мальчик со старшим братом и отцом были эвакуированы из Орла, и здесь, в Иркутске, папа умер, оставив детей одних в незнакомом городе.

В 14 лет Илья окончил семилетнюю школу и поступил в лесотехнический техникум. Совмещая учёбу с работой, подметал иркутские улицы, разгружал уголь и дежурил в котельной. Пару раз с друзьями пробовал сбежать на фронт, но безуспешно, и в итоге его приняли в авиационное военно-техническое училище в качестве музвоспитанника. Позже Илья окончил лесотехнический техникум и политехнический институт, посвятил свою жизнь науке, развитию хозяйства региона и общественной деятельности. Обращение Ильи Самуиловича Черняка, заслуженного экономиста РСФСР, профессора кафедры управления промышленными предприятиями ИРНИТУ, члена Международной академии науки и практики организации производства, ветерана труда и почётного гражданина Иркутска, можно увидеть на другом стенде выставки «Военный класс»: ветеран призывает поддержать инициативу о присвоении Иркутску звания «Город трудовой доблести».

Дети — фронту

Во время войны всё держалось на взаимопомощи: старшие помогали младшим, младшие — рабочим и раненым. Дети собирали металлолом для танковых колонн, деньги (за пять лет — около 2 миллионов рублей!); для раненых — лекарственные травы. Школьники и даже детсадовцы готовили подарки на фронт: шили кисеты, вязали варежки и носки. Всё это есть в музейной коллекции. После седьмого класса ребята и девчата оставляли учёбу и шли на фабрики и заводы: рабочий паёк был больше, да и деньги платили. Девочки шли на швейные предприятия, на переработку слюды, мальчишки на заводе им. В.Куйбышева изготавливали мины, на мебельной фабрике — лыжи для солдат, мастерили станки для заводов. Трудились подростки на производстве по 12 часов, как взрослые, некоторые даже были стахановцами — перевыполняли норму.

И только после войны оставившие школу помощи фронту молодые люди смогли вернуться за парты.