Прогулки с Вампиловым

В конце лета фотохудожник Марина Свинина опубликовала серию постов, подарив подписчикам уникальную возможность отправиться на «Прогулки с Вампиловым» и взглянуть глазами фотографа на процесс создания этой серии работ. В 2016 году Марина Владимировна снимала для традиционного календаря выпускной курс Иркутского театрального училища. Темой стали творчество и личность Александра Вампилова. Фотограф очень тонко и с любовью воссоздала сцены из пьес и рассказов драматурга и его знаменитые фотографии. А в каждом посте она делится отрывками воспоминаний, пропитанными Вампиловским настроением и «стечением обстоятельств».

«В течение нескольких месяцев 2016 года мы с курсом Татьяны Двинской снимали традиционный календарь театрального училища по ранним рассказам Александра Вампилова. Мне пришлось быть режиссёром-художником-фотографом-реквизитором и ТД одновременно. Незабываемый опыт. Самый незабываемый за всё время работы в училище.

Мы с Александром Валентиновичем жили на Дальневосточной в соседних домах. Я в 57, он в 57А. Над его домом был пустырь, где зимой заливали каток, и я с мальчишками играла в хоккей с мячом под его окнами.

За восьмидесятые-начало 90-х я невольно перезнакомилась не только со всеми членами его семьи, но с массой людей, которые были ему близки. Его однокурсники были моими преподавателями в университете... Людей, близких Вампилову, к началу 90-х было так много в моём окружении, что казалось - я часть их команды...

Если бы судьба распорядилась иначе, то в 1975 году в школу на литературный факультатив Борис Иванович Черных первым пригласил бы именно Александра Вампилова...

Но у судьбы нет сослагательного наклонения.

Чтобы правдоподобно снять сценку с сапожником «Свидание», понадобились инструменты. В училище ничего не нашлось, и я пошла к реальным сапожникам на рынке! И они со мной поделились инструментами!

Ребята так правдоподобно выясняли отношения на Урицкого, так что к нашему сапожнику начала выстраиваться очередь. Честное слово!

Интересно бывает, когда пространство начинает «подыгрывать». Пошли с Никитой и Дашей снимать сюжет из «Прощания в июне», подходим к Драмтеатру, а там афиша «Прощание в июне»...

В выставочном проекте, который я отпечатала метровыми на баннерной ткани, есть три фоторемейка, которые мы повторили с ребятами с оригинальных Вампиловских фотографий.

Когда снимали сценку на вокзале, не совпали с расписанием и долго ждали поезд, который бы постоял на месте хотя бы полчаса. Упросили проводницу предоставить нам пространство у дверей и не маячить в кадре, и быстро-быстро отработали сюжет. На самом деле, подготовка к съёмкам каждого кадра длилась часами, а сами съёмки продолжались несколько минут.

Чужого курсового мастера, Николая Константинова, привлекла уже для выставочного варианта серии. Я помню момент преображения: Коля от меня отвернулся, замер на миг, повернулся – и предо мной совершенно иной человек...

Это одна из самых маленьких моих серий, в ней буквально два десятка постановочных фотографий, но своим содержанием она компенсирует своё малое количество. В выставочном проекте участвуют ещё штук семь фотографий Иркутска, которые я сняла, пока искала локации для постановочных съёмок.

Ещё больше фотографий из серии «Прогулки с Вампиловым» и других проектов автора вы найдёте на странице Марины Свининой vk.com/m.svinina. Её страница – это настоящий онлайн-музей, который позволяет не только познакомиться с многомерным творчеством Мастера, но и получить уникальную возможность прочитать её комментарий к каждой работе.