Проблема свалилась с неба
Платформа под серьёзнейшую проблему, с которой столкнулся ряд российских городов, была заложена ещё в 2017 году. Тогда в Воздушный кодекс РФ внесли изменения, согласно которым для каждого аэропорта должна быть утверждена схема приаэродромной территории, или ПАТ. Данную территорию, в свою очередь, подразделили на семь подзон, наделив их определёнными ограничениями. До поры до времени местные власти предпочитали не замечать эту проблему — возможно, просто не придавали ей значения. Сегодня она напомнила о себе в полный рост; первым с ней столкнулся Екатеринбург, а следом — Иркутск.
Камнем преткновения между аэропортами и властями стала самая большая — седьмая подзона: в ней из-за высоких авиационных шумов ограничены, а по факту запрещены возведение социальных объектов, строительство жилья и развитие рекреационных территорий. Например, в Екатеринбурге заморозка и полная остановка развития грозит 14,5 тыс. га территории.
Главная проблема определения седьмой подзоны, рассказал «РБК Екатеринбург» гендиректор Центра экологической безопасности гражданской авиации Михаил Картышев, заключается в том, что нет нормального методологического обеспечения по её разработке. «В настоящее время подзоны по всей стране устанавливаются без каких-либо регламентов», — отмечает эксперт.
Другими словами, огромную площадь, на которой нельзя вести какое-либо строительство, определяют на глазок.
Аэропорт Иркутска приаэродромную территорию поставил на кадастровый учёт 26 февраля. В седьмую подзону ПАТ попали Правобережный округ, почти полностью Октябрьский округ, за исключением небольшой части микрорайона Солнечного и Верхней Набережной, часть Ленинского и Свердловского округов, а также посёлки Плишкино, Парфёновка, Малая Топка, Дзержинск, часть Ново-Разводной Иркутского района.
Глава комитета по градостроительной политике мэрии Евгений Харитонов расшифровал депутатам думы Иркутска масштаб проблемы: в седьмой подзоне запрещено строительство жилья и соцобъектов.
Главный архитектор Иркутска Антон Жуков добавил, что на приаэродромной территории не получится возвести любые объекты с постоянным пребыванием людей.
По информации Евгения Стекачёва, спикера думы Иркутска, уже невозможно получить разрешение на строительство по большей части города, хотя объекты запланированы и деньги в бюджет заложены.
«Единственное, что можно сделать сейчас, это отменить планировку территории. Но, по моей практике, только экспертиза около шести месяцев будет проходить. Не считая того проекта, который надо будет занести», — заявил депутат Евгений Савченко.
Похоже, муниципальные власти даже не знают, с какой стороны подступиться к проблеме, свалившейся с неба. На сегодня подготовлено обращение в Росавиацию, депутаты ждут с нетерпением главу ведомства — Александра Нерадько, который обещал прибыть в Иркутскую область в конце марта, то есть уже на днях.
Первое действие в решении многоступенчатой задачи лежит в законодательной плоскости: необходимо привести к общему знаменателю Воздушный и Градостроительный кодексы, и под силу это только Москве. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин во время визита в Екатеринбург заявил, что «настроен в первой половине этого года найти решение вопроса».
«Проблема очень острая. Она является одним из самых острых сдерживающих факторов для крупных городов. Яркий пример — это Екатеринбург. Седьмая подзона — шумовая — действительно накладывает ограничения на большое количество территории. Сейчас мы пытаемся найти компромисс между Воздушным и Градостроительным кодексами», — цитирует вице-премьера РБК.