Про юрты и чумы в Москве

Один из самых необычных музеев нашей страны – это «стойбище» из юрт, чумов, балков и других кочевых домов прямо во дворе общеобразовательной школы. Это музей кочевой культуры. Сам музей – это 30 таких «квартир» кочевников. Экскурсия – это час-полтора внутри. Вы своими руками разводите огонь трением у монголов, пробуете сыр из молока оленя и солёный чай у цаатанов, топите печь сухим навозом и готовите лакомство из ячменя в тибетской палатке, ещё точите гарпун и обрабатываете скребком шкуру у чукчей. Ну или вообще проходите Посвящение Воинов в масайской хижине – тут уж какую экскурсию выберете. Так жизнь кочевника изучать гораздо проще и интереснее, чем по пылящимся на полках экспонатам.
Все вещи в музее «живые», потому что ими пользуются. И их же, самое главное, можно трогать гостям (почти все). В масайской хижине, например, есть палочки для добывания огня трением, которые без дела не лежат. Прямо во время экскурсии ими усиленно трут друг о друга, пока минуты через полторы не появится первый дымок.
На экскурсиях на нём играют, и некоторым его «голос» напоминает виолончель. Вот эти белые пятнышки на корпусе инструмента, кстати, никакая не грязь, а молоко. Им, по монгольской традиции, кормят духов и кропят юрту – моринхуру тоже достаётся.
Сейчас это щётка для металлической посуды на монгольский лад. Говорят, чистит на ура. Если что, ёжиков в Монголии специально ради этого никто не обижает: шкурку подбирают уже после того, как ежом полакомилась хищная птица. Колючки-то ей есть неохота.
Началось всё с того, что московский учитель географии Константин Куксин попал в Монголию. Они с другом были бесстрашные: намотали по стране 4000 км на велосипеде совсем одни, а заодно и познакомились с кочевой культурой монголов.
В итоге Константин привёз домой кучу историй о ней. А на дворе был 2002 год, и об этом ещё толком никто не говорил – так что в Москве рассказы молодого учителя слушали с недоверием. Тогда он выучил монгольский и уже через год отправился в Монголию снова – на этот раз, чтобы собрать полноценный этнографический материал, привезти в Москву настоящую юрту и потом всем её показывать.
Монголы, узнав о такой задумке, юрту Константину не продали. Подарили. Но не тут-то было. Четыре месяца её оформляли на таможне, а в конце концов с этой самой юрты в 2004 году и начался Музей кочевой культуры.
Каждую экспозицию готовят несколько лет. Сначала изучают литературу по теме, потом общаются с лингвистами, антропологами и этнографами. Потом экспедиция. В поездке сотрудники музея ходят «в гости» к кочевникам: знакомятся с их укладом жизни изнутри и выкупают у местных предметы быта. И это вообще не про «приехал – быстренько всё купил – уехал». В такие экспедиции ездят без обратного билета, иногда ведь с кочевниками приходится проводить недели и даже месяцы.
Тут надо понимать, что этнограф на каком-нибудь оленеводческом стойбище – это уже не просто учёный, а полноценный участник каслания и, самое главное, помощник по хозяйству.
Например, однажды Константин кочевал в Ямало-Ненецком автономном округе вместе с ненцами и хантами. В той поездке у этнографа были свои нарты и олени – всё как положено.
Каждое утро среди сотен других оленей ему нужно было найти «своих», поймать их арканом и запрячь в нарты. А ещё в экспедициях на Ямал этнограф чинил те самые нарты, оставался в ночной тундре без еды и воды, упав со снегохода, ел строганину и запивал её кровью оленя, добывал «правильный» снег... И сколько таких вот северных экспедиций было, уже и не счесть.
В обратную сторону это, кстати, тоже работает. Однажды в московской квартире у Константина жила его «родная семья» из девяти чукчей – друзья тогда попали в сложную ситуацию, и создатель музея их выручал.
А иногда и дружбой всё не кончается. Вот, например, история была: знакомый антрополог Константина приехал в тундру и влюбился в местную девушку. Женился, бросил науку, завёл оленей – в общем, стал тем, чью жизнь сам же ещё недавно исследовал.
После школы кочевой жизни сотрудники музея возвращаются в Москву и проводят экскурсии. Привозят с собой не заученные по книжкам рассказы, а реальные истории из экспедиций.
