Предвыборные программы кандидатов в губернаторы Иркутской области обсудили на круглом столе в Иркутске

В Иркутске состоялся круглый стол, посвященный досрочным выборам губернатора региона. Иркутские и федеральные эксперты оценили вероятность второго тура и разобрали сильные и слабые стороны предвыборных программ кандидатов.

По общему мнению участников, как минимум в двух из 18 российских  регионов, где в сентябре пройдут выборы губернаторов, вероятность второй тура очень высока – это Архангельская и Иркутская области. Но если в Архангельской области эта вероятность складывается  в силу  общих протестных настроений, то в Иркутске  к этому располагает наличие сильного оппонента «официальному» кандидату.

Очевидно, что действующая власть стремится избежать такого сценария – на эту мысль наталкивает снятие с выборов Евгения Юмашева. Как считает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв, участие Юмашева в выборах делало второй тур неизбежным – эта фигура оттянула бы на себя большой процент голосов. Да и сама кампания официального кандидата строилась явно в расчете на выборы-«референдум», на который просто будет одобрена кандидатура врио. Отсюда – нехватка встреч с населением, каналов обратной связи и прямого диалога.

- Но выборы оказались конкурентными – в них участвуют две равновеликие фигуры, способные решать вопросы на федеральном уровне, способные выдвигать конкурентные предложения. Поэтому хотелось, чтобы последняя неделя стала не неделей «черных технологий», а была отмечена конкуренцией команд - до сих пор непонятно, что представляет собой команда врио, на кого он будет опираться, ведь с местными элитами у него отношения сложны, - и конкуренцией программ, - пожелал Константин Калачёв.

- Михаил Щапов – это явный претендент на второй тур, - согласен генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. – Это кандидат действительно сильный, подготовленный, с проработанной программой. 200 страниц – это детальный план работы. Я давно не видел такой проработки. При этом программа Щапова полностью в тренде федеральной повестки, в ней делается упор на федеральные национальные проекты, на те моменты, которые озвучивает президент. В этом смысле Щапов – абсолютный прагматик, он даже более ориентируется на президента, чем его оппонент.

- Проблема Сергея Левченко заключалась в том, что будучи «ортодоксальным» коммунистом, он не смог построить отношения с Кремлем. Новое поколение коммунистических политиков – это, прежде всего, прагматичность, - согласился директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.

Эта прагматичность, по мнению экспертов, не только делает Щапова договороспособным, а значит – допустимым – кандидатом в глазах центра, но и позволит ему собрать ту часть электората, которая на парламентских выборах голосует за КПРФ, а на федеральных – за Владимира Путина.

Российско-израильский писатель и публицист Исраэль Шамир отметил еще одну особенность выборов – они проходят на фоне пандемии. В ситуации «постковида», как считает он, сформировался серьезный запрос на коммунистическую идею социальной справедливости, на социальную поддержку и на ограничение олигархических структур.   Люди ждут, что кандидаты предложат по этим пунктам.

С другой стороны, в Иркутской области, где за последние 15 лет сменилось пять губернаторов, остро строит проблема преемственности политики. В случае избрания Игоря Кобзева области опять придется начинать с нуля. А избрание Михаила Щапова дает шанс на ту самую преемственность.

Но Щапов не просто преемник, его фигура – апгрейд всего образа КПРФ в глазах электората и элит. А его программа – это серьезный апгрейд программы Левченко. Действующий врио, формально отменив пятилетний план предыдущего правительства региона, по факту вынужден ему следовать, поскольку его параметры «зашиты» в трехлетний бюджет. А принципиально нового пока ничего не предлагает. Щапов же открыто ссылается на «пятилетку», но при этом честно указывает, что нужно учитывать последствия коронакризиса, что  старые прогнозы устарели, и пересчитывает целевые параметры.

Он честно признает, что промышленность и сырьевые ресурсы не могут быть драйвером развития экономики, поскольку эти активы принадлежат в основном федеральным финансово-промышленным структурам. И проекты их развития – это проекты конкретных хозяйствующих субъектов, на которые регион влиять не может. Он понимает, что сельское хозяйство в зоне рискованного земледелия – не более чем продуктовая база, обеспечение продовольственной безопасности области, но не отрасль опережающего развития. И делает ставку на те сферы, на которые область может реально влиять и которые действительно могут обеспечить быстрый рост – туризм, лесная отрасль и цифровизация.

Отдельно участники круглого стола  оценили  перспективы отношений, в том числе бюджетных, между областью и центром.

- Игорь  Кобзев часто использует идею, что через его близость к федеральным фигурам в Иркутскую область придут какие-то блага, деньги, которых область была лишена. Но в свете грядущих экономических сложностей, связанных с пандемией, неизбежных секвестров, а это коснется не только регионов, но и федерального бюджета, возникают сомнения, насколько все эти обещания реалистичны. В реальности деньги, которые получают регионы, - это вопрос компетенций регионального правительства по участию в федеральных программах, - акцентирует внимание доцент Иркутского государственного университета Дмитрий Козлов.

И здесь у главного кандидата от оппозиции есть и еще одна сильная черта, убеждены эксперты, - это понимание  бюджетных процессов.

- Как депутат Госдумы, работающий в комитете по бюджету и налогам, он занимался этими вопросами четыре года. Он понимает, как это работает, как регион может получить деньги – встроиться в федеральные программы. Понимает, как в них можно встроиться. Кобзев же попадает в когорту «витрин режима», достаточно неповоротливых. Им надо помогать, надо давать денег. Но давать могут и перестать, потому что экономика валится. И сейчас победит тот, кто шустрее, -  подчеркивает Илья Гращенков.

Председатель исполнительного комитета Иркутского регионального отделения «Ассоциации юристов России» Владислав Шиндяев считает, что в целом регион встречает эти выборы не в состоянии политической информационной войны, как в 2015 году, но в состоянии эмоционального разрыва.

- Этот разрыв обусловлен тем, что никто не понимает, что ожидать от врио. От него ждали социального диалога. Но наладить его он не сумел ни с одним кругом общественности – все в итоге свелось к тому, что врио просто «решает задачи». Разговора с обществом нет.  Мы периодически видим агитационный материал о том, что строятся социальные объекты, которые вообще-то должен строить любой губернатор, что он работает без выходных. Но людям все равно – да хоть круглые сутки. Нет понимания, чего ожидать в будущем: ну вот, мы возродим Тулун, а что дальше будем делать? А именно это является критерием выбора, - считает эксперт.

Участники круглого стола заметили, что сейчас область остро нуждается в формировании образов будущего, в проектах развития. Больше нет необходимости кого-то спасать. В этом смысле губернатор-спасатель не релевантен картине реальности. Нужно думать о развитии. И выиграет тот кандидат, который этот образ будущего нарисует.

- Хотелось бы, чтобы вопрос в этот раз стоял о выборе парадигмы развития региона, и чтобы голосование, которое пройдет, было осознанным, - резюмировал Владислав Шиндяев.

Популярные материалы по тегам новости: