Правила устарели

Оказывается, из ПДД давно исчезло требование обходить трамвай спереди, а автобус и троллейбус — сзади
Это фото сделано на остановке «Площадь Декабристов» в Иркутске. Трамвай № 6, следующий в сторону улицы Советской, высаживает пассажиров. Почти все они, обойдя вагон спереди, сразу перешли на нечетную сторону улицы. И только пара человек направились на четную сторону, как рекомендуют правила. Впрочем, как показывает практика, и этот способ далеко не безопасен — не все водители соблюдают ПДД и пропускают пассажиров трамвая. На наших глазах водитель седана (на фото справа) едва не сбил женщину, пересекавшую проезжую часть. Мы наблюдали за водителями около получаса: за это время на остановке побывали шесть трамваев, и всякий раз находился водитель, а то и несколько, нарушивший ПДД
Это фото сделано на остановке «Площадь Декабристов» в Иркутске. Трамвай № 6, следующий в сторону улицы Советской, высаживает пассажиров. Почти все они, обойдя вагон спереди, сразу перешли на нечетную сторону улицы. И только пара человек направились на четную сторону, как рекомендуют правила. Впрочем, как показывает практика, и этот способ далеко не безопасен — не все водители соблюдают ПДД и пропускают пассажиров трамвая. На наших глазах водитель седана (на фото справа) едва не сбил женщину, пересекавшую проезжую часть. Мы наблюдали за водителями около получаса: за это время на остановке побывали шесть трамваев, и всякий раз находился водитель, а то и несколько, нарушивший ПДД

Начальник отдела информационной и рекламной деятельности регионального отделения ДОСААФ Иркутской области, преподаватель автомобильной школы ДОСААФ Арабшо Мостаков: «Нет запрета обходить трамвай спереди, но не всегда это старое правило уместно в современных реалиях. В каждом отдельном случае нужно ориентироваться на Правила дорожного движения и безопасность»
Начальник отдела информационной и рекламной деятельности регионального отделения ДОСААФ Иркутской области, преподаватель автомобильной школы ДОСААФ Арабшо Мостаков: «Нет запрета обходить трамвай спереди, но не всегда это старое правило уместно в современных реалиях. В каждом отдельном случае нужно ориентироваться на Правила дорожного движения и безопасность»

В иркутских трамваях недавно появились яркие плакаты, адресованные всем мамам и папам: «Родители! Расскажите ребенку! Транспорт нельзя обходить ни спереди, ни сзади! При выходе из маршрутного транспорта, если нужно перейти на противоположную сторону дороги, подожди, когда транспорт отъедет подальше. Найди ближайший пешеходный переход и переходи». Но ведь нас-то учили другому: трамвай нужно обходить спереди, чтобы увидеть, не идет ли по соседним путям встречный. А автобус — сзади, чтобы не попасть под колеса попутного транспорта

В октябре прошлого года на улице Напольной в Иркутске первоклассник вышел из трамвая и стал обходить его спереди. Казалось, действовал по правилам. Однако водитель не заметила ребенка, и вагон тронулся. Школьник попал под трамвай и погиб на месте. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело, расследование продолжается. Этот страшный случай должен стать серьезным предупреждением, что нужно научиться использовать новые правила: дожидаться, когда уедет транспорт, и пользоваться пешеходными переходами

— Наши листовки — результат многолетних наблюдений, — рассказывает Татьяна Майорова, заместитель директора МУП «Иркутскгортранс» по организации работы трамвайного депо. — Мы постоянно ведем работу по безопасности дорожного движения с нашими водителями — обучаем, инструктируем, сообщаем об изменениях в Правилах дорожного движения. А от них узнаем о поведении пассажиров в вагоне и на дороге. Например, по наводке сотрудников в объявлениях появились слова о том, что нужно держаться за поручни во время движения, что, выходя из трамвая, необходимо смотреть на дорогу. А теперь в форме листовок решили сообщить пассажирам: правило, что трамвай нужно обходить спереди, устарело, его нет в ПДД. Люди упорно им пользуются, несмотря на то что рискуют жизнью и здоровьем. Нужно научить их мыслить по-новому и помнить, что безопасность важнее выигранного времени!

Перемены привычных правил потребовало время: раньше трамвайные пути в Иркутске были обособлены от автомобильных дорог, потом проезжую часть стали расширять и рельсы закатали в асфальт. «Теперь почти везде в городе автомобили имеют право ехать прямо по рельсам, а это дополнительные риски. Поэтому пассажиры должны перейти на тротуар напротив выхода из трамвая, а дальше уже найти пешеходный переход. По Правилам дорожного движения только так», — объясняет Татьяна Майорова.

Это же подтверждают и в городском отделе ГИБДД.

— Мы уже много лет рассказываем детям в школах, что не нужно обходить стоящий транспорт, нужно пользоваться переходом! — говорит Антон Куриленко, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД МУ МВД РФ «Иркутское».

Подробно об этом можно почитать в главе «Обязанности пешехода» Правил дорожного движения. В пункте 4.5 есть упоминание привычной формулы «трамвай — спереди, автобус — сзади», только звучит оно сухо и казенно: «При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

А в пункте 4.8 — конкретно об остановочных пунктах: «Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть». И никаких подразделений на трамвай, автобусы и троллейбусы.

— Лучше всегда пользоваться одним и тем же правилом, чтобы не запутаться и не растеряться на дороге. Не нужно провоцировать детей на опасные ситуации! Никаких обходов, все просто и логично: идем на тротуар, который находится на стороне выхода из трамвая, при этом внимательно смотрим по сторонам. Там ищем ближайшую зебру или светофор, снова внимательно смотрим и переходим дорогу строго по Правилам дорожного движения. Они едины для всех по всей стране. Пассажир трамвая ничем не отличается от пассажира автобуса, и действовать нужно одинаково, — разъясняет Антон Куриленко.

Впрочем, с такой категоричностью согласны не все.

— Пассажир трамвая должен действовать индивидуально в каждом конкретном случае, нет универсального решения для всех остановок, — рассуждает Арабшо Мостаков, начальник отдела информационной и рекламной деятельности регионального отделения ДОСААФ Иркутской области, преподаватель автомобильной школы ДОСААФ. — На улице Декабрьских Событий, например, трамвайные линии смещены к краю дороги, а для автомобилей здесь одностороннее движение. Пассажиру, несмотря на направление движения, всегда ближе тротуар с нечетной стороны улицы. Психологически человека тянет именно туда, потому что это самое близкое безопасное место — это первое. Второе — правила предписывают ему покинуть дорогу, и он ее покидает, но не переходя широкую улицу, а через трамвайные пути, ничего при этом не нарушая. И вот тут уместно правило «обходи трамвай спереди».

Второй пример — улица Степана Разина. Здесь трамвайные пути идут по центру дороги, автомобили едут по обеим сторонам от рельсов и по рельсам в том числе. То есть если пассажир решит сразу перейти на противоположную сторону, он рискует оказаться под колесами встречного потока, так как для них в этот момент может гореть зеленый. Тут правило «обходи трамвай спереди» неуместно, пассажиру требуется перейти на тротуар «своей» стороны и искать светофор или зебру.

Еще пример — улица Напольная. Рельсы здесь проходят по центру дороги, обособлены от проезжей части и имеют посадочные площадки у трамвайных остановок, а это значит, что, выйдя из вагона, пассажир имеет право оставаться сколько угодно долго на этой площадке, при этом никому не мешая. Он может дождаться, когда отъедет трамвай, и аккуратно перейти на противоположную сторону.

В ДОСААФ объясняют, что вписать все возможные примеры в ПДД нереально, поэтому в первую очередь, конечно же, нужно руководствоваться здравым смыслом и мерами личной безопасности.

Водитель, будь внимателен

Особенность российских водителей в том, что они не смотрят вдаль, лишь на дорогу прямо перед собой — боятся влететь в яму или в открытый люк. Поэтому угол обзора у них сужен. Именно поэтому, по словам экспертов, в России так много ДТП с пешеходами по вине автомобилистов.

А было ли правило?

Найти в доступных источниках официальный документ с точной формулировкой, как обходить трамвай и автобус, нам не удалось. На вопрос, когда именно изменилось правило, нам не ответили ни преподаватели автошкол, ни инспекторы ГИБДД. Лишь на одном из форумов есть сведения, что последний раз формулировка «обходи трамвай спереди, автобус и троллейбус — сзади» имела место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году. Но и тогда обходить транспортные средства разрешалось только в установленных для пешехода местах.

В трамвайном депо Иркутска говорят, что листовки появились в вагонах во второй половине 2018 года. Яркие плакаты привлекают внимание, но пассажиры на остановках действуют по привычке: выходя, направляются туда, куда им удобно. Впрочем, правила призывают освободить проезжую часть, но не предписывают строгих действий для пассажиров, только что покинувших трамвай. Главное, о чем нужно помнить: на дороге много ловушек, и здесь нужна полная концентрация внимания
В трамвайном депо Иркутска говорят, что листовки появились в вагонах во второй половине 2018 года. Яркие плакаты привлекают внимание, но пассажиры на остановках действуют по привычке: выходя, направляются туда, куда им удобно. Впрочем, правила призывают освободить проезжую часть, но не предписывают строгих действий для пассажиров, только что покинувших трамвай. Главное, о чем нужно помнить: на дороге много ловушек, и здесь нужна полная концентрация внимания