Повышение тарифов ничего не изменит

В условиях, когда сети катастрофически ветшают, нужны другие меры
Александр Анфиногенов, генеральный директор ОГУЭП «Облкоммунэнерго»: «Уже сейчас качество подаваемой потребителю энергии в большей части не соответствует норме: вместо положенных 220 В в розетках 150—180 В. Ситуация очень серьезная — мы работаем на грани фола, необходимы срочные меры».
Александр Анфиногенов, генеральный директор ОГУЭП «Облкоммунэнерго»: «Уже сейчас качество подаваемой потребителю энергии в большей части не соответствует норме: вместо положенных 220 В в розетках 150—180 В. Ситуация очень серьезная — мы работаем на грани фола, необходимы срочные меры».

В последнее время в региональных СМИ все чаще поднимается тема тарифов на электроэнергию в Иркутской области. Представители различных ветвей власти пытаются дискутировать относительно повышения, уравнивания тарифов или же необходимости их сохранения. Что же происходит с энергетикой региона? Чего ждать жителям? С этими вопросами мы обратились к генеральному директору ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (ОКЭ) Александру Анфиногенову.

— Мало кто знает, что электроэнергия для населения приобретается на оптовом рынке, — разъясняет Александр Юрьевич. — Цена устанавливается приказом ФАС на очередной год одна для всей страны и зависит от типа электростанции. Так, ГЭС продают электроэнергию для населения по 3 коп. за 1 кВт/час, ТЭЦ — по 60 коп. К этой цене приплюсовываются тариф на передачу и сбытовая надбавка. Для юридических лиц цена электроэнергии на рынке выше и для Сибири составляет от 80 до 90 коп. за 1 кВт/час. Получается, разница между ценой электроэнергии на рынке и тарифами для потребителей — это и есть то, что идет в том числе на содержание сетей и их модернизацию.

Например, у наших соседей в Бурятии с нами соизмеримо «Бурятэнерго», входящее в федеральные «Россети». Мы за год передаем по своим сетям 3 млрд кВт/час, они — 4 млрд. Для нас тариф на передачу электроэнергии 98 копеек, у них 3,8 рубля, то есть почти в четыре раза больше. Соответственно и на модернизацию сетей они могут тратить намного больше, и сети у них в гораздо лучшем состоянии. Поэтому, когда мы говорим о гордости за то, что у нас самые низкие тарифы, нужно отдавать себе отчет, что при таком тарифе на передачу и сети у нас будут самые ветхие, и качество электро-энергии в этих сетях будет хуже. Это просто нужно понимать. Но тарифы для потребителей не самое актуальное, это вопрос второго порядка. Для нас даже не так важно, сколько денег собирают с потребителей, важнее — как собранное распределяется.

Где оседают все деньги — неизвестно

Поясните: то есть тарифы можно и не поднимать, вы про перекрестное субсидирование?

— При действующей системе тарифы для потребителей можно не поднимать — это не даст ожидаемого результата и повышения надежности распределительных сетей среднего и низкого напряжения — тех, что подводят электроэнергию непосредственно к потребителям. И дело даже не в перекрестном субсидировании.

Вот смотрите: каждый год в пределах инфляции тариф для потребителей растет, да и количество потребителей увеличивается. Количество же сетевых компаний, между которыми распределяются собранные с потребителей деньги, сократилось за пять лет вдвое. Казалось бы, денег у оставшихся сетевиков должно становиться больше.

Но на самом деле, за исключением двух-трех компаний, у всех остальных денег становится меньше, им уменьшают финансирование из общего котла. Для нас со второго полугодия 2016 года тариф на наши услуги планомерно снижается. Обещают увеличить, но в итоге под тем или иным предлогом уменьшают. Мы были вынуждены подать иск на областную службу по тарифам. И суд выиграли, а потом выиграли и в вышестоящей инстанции. Вот и возникает главный вопрос — где оседают все эти деньги. Система распределения общего котла, а этим занимается региональная служба по тарифам, даже для нас, энергетиков, не прозрачная.

Теперь что касается «перекрестного субсидирования». Тут, если разобраться, все хорошо и открыто посчитать, еще большой вопрос — кто кого субсидирует. «Базовые потребители» — наиболее энергоемкие крупные предприятия области, или малый и средний бизнес вместе с населением. Много вопросов: от кого и сколько поступает в общий котел на содержание сетей и оплату потерь? Поэтому если просто поднимать тарифы для потребителей и не менять действующую систему, то велика вероятность, что до большей части сетевых компаний дополнительные деньги доходить не будут. Все осядет там, где оседает и сейчас. И состояние сетей напряжением 35 кВ и ниже, их надежность, скорее всего, не изменится. Необходимо менять сложившуюся у нас в регионе систему.

Слышали ли у нас о риск-ориентированном подходе?

Где первопричина проблем? Что это за система?

— Это видно из принятых в регионе нормативных документов и выстроенной региональной системы управления отраслью. В докладах, схемах и программах развития электроэнергетики и прочих документах идет ссылка на Стратегию развития электросетевого комплекса РФ, утвержденную в 2013 году. Но во-первых, это не единственный федеральный документ в энергетике, есть и Энергетическая стратегия, Доктрина энергетической безопасности России и многие другие. Да и сама Стратегия развития комплекса за это время дорабатывалась. А у нас как в 2013 году ее учли в региональных документах, так с тех пор ежегодно все и переписывают, не учитывая никаких изменений. И получается, сейчас мы в регионе идем в противоположном направлении от всех остальных и от федерального центра. Во всем — в подходах к количеству территориальных сетевых организаций, в способах и методах их консолидации и в тарифном регулировании.

Это хорошо понимают на федеральном уровне. Там все чаще отмечают, что многие компании направляют средства не на неотложные ремонты, а на объекты, приносящие больше прибыли от действующих или будущих заказчиков.

В условиях ограниченности ресурсов при соблюдении принципа ограниченного роста тарифов в федеральной повестке произошла ориентация на риск-ориентированный подход и управление. Теперь одна из основных задач — переход от планово-предупредительных ремонтов к организации ремонта по фактическому техническому состоянию с учетом последствий отказа оборудования, т. е. рисков. Это теперь предлагается считать центральной задачей технической политики электросетевого комплекса.

А что у нас в области? Везде отмечают, что самыми проблемными в регионе являются сети 35 кВ и ниже, общий износ таких сетей составляет 80%. Но по-прежнему основное внимание в отраслевых программах уделяется развитию сетей и центров питания 110 кВ и выше. В инвестпрограммах у многих одни и те же объекты, что были три, пять, десять лет назад, просто механически все переписывается год от года. И это все находит отражение и в тарифных решениях. Собранные с потребителей деньги распределяются в пользу перспективного развития сетей высокого напряжения с учетом роста потребления и появления новых промышленных потребителей. Средства же на модернизацию существующего ветшающего распределительного комплекса планомерно снижают. Похоже, что у нас в области ничего не слышали о риск-ориентированном подходе.

Вот и получается: если не менять систему и подходы к управлению в региональной электроэнергетике, само по себе повышение тарифов для потребителей ничего не даст и не изменит.

Износ сетей — до 90%

— Вряд ли стоит делать из нас врагов, обирающих население и желающих повысить тарифы, — утверждает гендиректор «Облкоммунэнерго». — Тарифы устанавливаем не мы сами себе. Да, мы очень сильно недополучаем от такого тарифного регулирования. Как оценить объем бедствия в сетях, которые мы эксплуатируем? Мы их ремонтируем до последней возможности, до последней финансовой возможности. В лучшем случае нам удается отремонтировать 1—2% сетей за год вместо необходимых 10—15%. Такими темпами мы достигли уже 90% износа — старения оборудования. Это уже можно назвать катастрофой.

Каждый день мы проводим анализ рисков. У нас есть программы ремонтов и восстановления сетей. У нас их около 10 тысяч километров и еще 3,2 тысячи трансформаторных подстанций. Для того чтобы привести состояние наших сетей в относительный порядок, нужно 19 млрд рублей. Которых у нас, конечно, нет.

Но долго так продолжаться не может, уже сейчас качество подаваемой потребителю энергии в большей части не соответствует норме. Вместо положенных 220 В в розетках 150—180 В. Такое впечатление, что пока гром не грянет, креститься никто не начнет. Ситуация очень серьезная. Всем пора понять, что мы работаем на грани фола, необходимы срочные меры, и тарифы тут не главное, не в них причина всех проблем.

Сейчас бригады «Облкоммунэнерго» ремонтируют сети до последней финансовой возможности. В лучшем случае за год удается отремонтировать 1—2% сетей вместо необходимых 10—15%.
Сейчас бригады «Облкоммунэнерго» ремонтируют сети до последней финансовой возможности. В лучшем случае за год удается отремонтировать 1—2% сетей вместо необходимых 10—15%.
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments