Полоска суши, где сошлись история и современность

Порт Байкал: путешествие выходного дня
Текст: Наталья Розова , Фото: автора и из открытых источников , СМ Номер один , № 35 от 24 сентября 2020 года , #Жизнь
Отправиться в порт Байкал на выходной — великолепная идея однодневного путешествия как для гостей региона, так и для иркутян. Поселение здесь возникло еще в 1897 году в связи со строительством западного участка КБЖД.
Отправиться в порт Байкал на выходной — великолепная идея однодневного путешествия как для гостей региона, так и для иркутян. Поселение здесь возникло еще в 1897 году в связи со строительством западного участка КБЖД.

Ледокол «Минин» зимой помогает парому «Байкальские воды» прокладывать путь во льдах. Кстати, это самое маленькое ледокольное судно в мире и один из самых старых действующих кораблей на Байкале. А свое название он получил не в честь героя войны 1612 года, а в честь командира одного из красных отрядов, которые в 1917 году установили советскую власть в Листвянке.
Ледокол «Минин» зимой помогает парому «Байкальские воды» прокладывать путь во льдах. Кстати, это самое маленькое ледокольное судно в мире и один из самых старых действующих кораблей на Байкале. А свое название он получил не в честь героя войны 1612 года, а в честь командира одного из красных отрядов, которые в 1917 году установили советскую власть в Листвянке.

Знакомясь с самыми замечательными уголками байкальского региона, было бы непростительной ошибкой не побывать в порту Байкал недалеко от Листвянки. Это великолепная идея однодневного путешествия как для гостей региона, так и для иркутян. Именно здесь можно получить исчерпывающее представление о самом грандиозном железнодорожном проекте России начала прошлого века, беспрецедентном по стоимости и не имеющем равных себе по красоте архитектурных и технических решений. Участок КБЖД от порта Байкал до Слюдянки — объект исторического и культурного наследия федерального значения.

Как добраться

Каменные арки старинных тоннелей и действующий морской порт, конечная станция железной дороги, проложенной в скалах, сверкающие вершины хребта Хамар-Дабан на восточном берегу и тишина — увидеть все это сюда едут путешественники со всего света.

Паром «Байкальские воды» отходит от никак не обозначенного причала Рогатка в Листвянке четыре раза в день и пересекает Ангару в месте ее истока за десять минут. Это один из двух возможных способов попасть в порт Байкал, второй — поездом из Слюдянки по Кругобайкальской железной дороге. Паром курсирует и зимой — без него местным жителям пришлось бы туго. Кстати, в 2014 году вдруг заговорили о планах по строительству в этом месте автомобильного моста через исток Ангары. Проект спорный, и по причине запрета таких объектов в природоохранной зоне он не состоялся. Это и хорошо — будь мост построен, здешний ландшафт напрочь лишился бы самобытности и очарования. А сейчас путешественник, сойдя с парома, окунается в атмосферу оторванного от большого мира поселения, где история и современность сплавились воедино.

В истории поселка Байкал сошлись годы тяжелого труда по прокладке самой КБЖД и кровопролитные события Гражданской войны, трагедия ледокола «Байкал» и личный подвиг министра путей сообщений Хилкова, который первым повел состав по рельсам на льду; возведение Иркутской ГЭС и строительство БАМа, депрессия 1990-х и надежды на возрождение в наше время.

Центр местной цивилизации

Оказавшись в поселке Байкал, мы первым делом направляемся на вокзал. Реконструированное по чертежам царских времен здание с дощатым помостом — центр местной цивилизации. Это же любимая площадка для игр местной детворы. На фасаде здания для общего колорита эпохи сохранили «ъ» в названии станции — «Байкалъ». В здании находится музей КБЖД с макетами дороги и станции с переправой (у пристани стоит большой паром, сожженный в 1918 году, а в доке — ледокол «Ангара») и многочисленными фотографиями с пояснениями — в частности, о том, что переправа была необходима, пока строилась КБЖД.

Перевозку ж/д составов и других грузов через Байкал в этом месте осуществлял одноименный ледокол-паром. Это было самое большое судно на озере за всю его историю. Он мог перевозить 27 вагонов, грузы весом 800 тонн и 300 пассажиров. Свой первый рейс он совершил в январе 1900 года. Его помощником стал ледокол «Ангара».

Кроме музея и зала ожидания, при вокзале есть гостиница и кафе-столовая, где очень неплохо кормят. Трижды в неделю к вокзалу подходит туристический поезд: комфортабельные вагоны тянет настоящий паровоз — дымящий, гудящий и приводящий в восторг туристов и детвору.

Рядом с вокзалом в тупике на берегу Байкала стоит паровоз с красной звездой на фронтоне. Это Л-4647 «Лебедянка» (по фамилии его конструктора Лебедянского) — один из самых массовых советских паровозов. Он спроектирован еще во время Великой Отечественной войны и активно эксплуатировался на магистралях страны с середины прошлого века. Официальное название паровоза — «Победа».

Колорит прошлого

А рельсы между тем уходят за поворот и там заканчиваются тупиком. В распадке дома местных жителей и дачи. Сохранились и здания царских времен. Одно из них — из больших камней — отдано сейчас лесничеству. Постройка не в том виде, когда глаз туриста радуется, но выглядит колоритно — когда-нибудь у администрации дойдут руки привести ее в порядок. В поселке жили и творили известные деятели искусств, иркутские писатели и художники — на стенах домов можно увидеть картины местных мастеров. Например, здесь находится дача Валентина Распутина, которая сейчас принадлежит поэту Владимиру Скифу — его жена превратила вытянутый участок домовладения в пышный цветник.

Вернувшись из тупика к вокзалу, можно полюбоваться портом. Ржавые старые суда, придающие ему своеобразную эстетику заброшенности и наводящие на философские мысли, соседствуют здесь с современными белоснежными красавцами-лайнерами. В доке трудятся огромные краны, у причала много катеров и моторных лодок. Здесь же можно увидеть маленький ледокол «Минин», помогающий зимой парому прокладывать путь во льдах.

Недалеко от станции — завод по розливу байкальской воды. В советское время здесь производили до 40 вагонов бутилированной воды в месяц. Сейчас из-за разного рода проблем предприятие работает с перебоями.

Гуляя по поселку вдоль побережья, можно увидеть библиотеку, Дом культуры, школу и детский садик. Если идти по рельсам дальше, дойдешь до красивого тоннеля, где через каждые полкилометра встречается инженерное сооружение — такого не увидеть ни на одной железной дороге мира. На всем почти 90-километровом участке КБЖД сооружено 39 тоннелей, 15 каменных галерей, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. Железная дорога, нависающий над ней скальник, водная гладь озера и цветы вдоль полотна — все это дает представление о природном памятнике на территории исторического комплекса. Умиротворение и покой — это то, за чем люди приезжают сюда провести хотя бы один день вдали от города.

Старый маяк и камень желаний

Возвращаясь по тропе вдоль путей в поселок, так и хочется подняться по крутой деревянной лестнице, чтобы насладиться панорамным видом с высокой точки. Лестница ведет к храму Преображения Господня. В нижнем его приделе ведутся службы, а верхний строится. Свежий запах древесины и резной алтарь производят сильное впечатление. Без сомнения, это один из красивейших храмов.

По тропинке, ведущей от храма, по вершине холма на мысе Баранчук можно выйти к старому маяку и дальше к камню желаний. Со склона открывается удивительно красивый вид на поселок и акваторию.

Всего увиденного будет достаточно, чтобы ближе к вечеру сесть на паром в обратный путь. Стоимость переправы в одну сторону — 70 рублей. Если же вы по какой-то причине опоздали на последний борт в 17.45, можно обратиться к местным жителям. Они о проблеме оторванности от транспортного узла знают не понаслышке и отвезут вас на моторке за 200 рублей. А можно и заночевать в поселке, если располагаете временем, и отправиться в Листвянку утренним рейсом. Через полтора часа вы вернетесь в город по новой современной автостраде, убедившись в том, что Иркутск далеко не провинциален. Но лучше не спешить в областной центр. Из Листвянки мы можем отправиться в поход по Большой Байкальской тропе в поселок Большие Коты. Но это уже другой рассказ.

Вокзал в поселке реконструирован по чертежам царских времен. На фасаде здания для общего колорита эпохи сохранили даже «ъ» в названии станции — «Байкалъ». Внутри находится музей КБЖД с макетами дороги и станции с переправой
Вокзал в поселке реконструирован по чертежам царских времен. На фасаде здания для общего колорита эпохи сохранили даже «ъ» в названии станции — «Байкалъ». Внутри находится музей КБЖД с макетами дороги и станции с переправой