Похоже на цунами, но это наводнение

Профессия года. Как работали спасатели Иркутской области
Работа отряда была высоко оценена не только высшим руководством министерства чрезвычайных ситуаций, но и простыми гражданами. Сами спасатели считают, что это и есть лучшая награда за их труд.
Работа отряда была высоко оценена не только высшим руководством министерства чрезвычайных ситуаций, но и простыми гражданами. Сами спасатели считают, что это и есть лучшая награда за их труд.

Для спасателей работа найдется всегда. А этот год запомнится даже опытным специалистам данной службы. Сотрудники Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России работали на паводках в разных регионах страны: от Алтая до Дальнего Востока, но с волной такой мощности, которая была летом в нашем регионе, столкнулись впервые. Наводнение в Иркутской области останется в их памяти как наиболее стремительное. 27 декабря спасатели отметят свой профессиональный праздник.

27 июня, 17.34

Две группировки спасателей Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России отправились в зону бедствия. Двадцать человек выехали в Тулунский район, еще десять специалистов вылетели на вертолете Ми-8 в Нижнеудинск.

— Когда вы въезжали в Тулун вечером 27 июня, вы понимали, что вас ожидает?

— Нет, конечно, никто не понимал. Даже местные еще не понимали. 27 июня и весь день 28-го делали обход, уговаривали людей эвакуироваться, но нас тогда никто не воспринимал всерьез. Процентов 70 отказывались, — вспоминает Максим Кривошеев, руководитель группировки БПСО, спасатель 1-го класса.

29 июня, 8.43

К вечеру 28 июня все силы БПСО, за исключением десяти человек, отправившихся в Нижнеудинский район, были собраны в Тулуне. В то же время от базы Никольского подразделения вы-

ехал дополнительный резерв в количестве двадцати человек на усиление группировки. Работа по эвакуации местного населения продолжалась всю ночь.

— Как думаешь, сколько человек удалось спасти на вашей лодке в ту ночь?

— Не знаю… Мы летали как заведенные. Некогда было считать.

Владимир Мамурков — бессменный пилот спасательной лодки с угрожающим названием «Пиранья», он эвакуировал из смертельной зоны затопления сотни людей.

— Аэробот прекрасно показал себя в условиях городского наводнения. Лодка маневренная, не боится мусора, так как дно защищено, мотор поднят над водой. Единственной проблемой были провода, в которые мы попадали, когда вода поднялась на высоту столбов. В темноте в проводах можно было голову потерять, — говорит он.

— Я переживал за тех ребят, которые работали на надувных лодках. Ночь, темнота, дома плывут, грохот. Казалось, мост развалится. Если под плывущий дом попадут — всем конец. Утащит, защитный костюм и спасжилет не помогут, там такой водоворот. Гвозди, заборы. Лодки уже проколоты. Они на ходу подкачиваются, а ведь в них люди. Мужики, которые сидели на моторах, проявили высокий профессионализм, — говорит Максим Кривошеев.

На наводнении работали спасатели БПСО родом из Листвянки, Посольска, Сахюрты, Слюдянки и других населенных пунктов Байкальского региона. Эти парни выросли, живут и работают на Байкале, а значит, они на «ты» с водой и мотором.

— Вода на глазах прибывала. Помогали людям поднимать вещи выше. В 17.10 прорвало дамбу. Нас перекинули на Юбилейную улицу. Скинули лодки. Начали собирать людей с крыш в низине. А ближе к мосту, где повыше, люди еще и не думали выезжать. Макс по рации кричит: «Срочно сюда — дети!» Хватаем лодку, тащим волоком. Сняли двух пацанов с крыши. Дальше едем — парень бежит по дамбе, руками машет. Показывает — магазинчик невзрачный, выруливаем — козырек на магазине и решетка кованая. Две девочки-подростка в воде по грудь, держатся за решетку. Синие уже. Нас четверо, трое пострадавших, этих девочек забираем. Подъезжаем, парня с дамбы снимаем. Поехали — в лодке истерика началась. Дети рыдают. Это первая лодка с пострадавшими была в Тулуне, — вспоминает Сергей Старовойтов, спасатель 3-го класса БПСО.

Кромешная тьма. Вывозишь людей, возвращаешься — дома, с которого людей забрали, уже нет. Пару супружескую пытались снять с чердака. Подойти на лодке нереально — везде гвозди. Единственный вариант — разобрать шифер и вывести через крышу. Они просят: «Не ломайте шифер». Ну, что делать? Тут люди отовсюду кричат, мы оставляем этих, спасаем других. Потом возвращаемся, они уже согласны на все. Многие так говорили — «не ломайте шифер, пожалуйста; что делать, как мы будем жить потом». Но выбора не было уже, ломать приходилось. Даже в такой ситуации люди еще не осознавали масштабов бедствия, — говорит Николай Рыбаченко, спасатель 1-го класса БПСО.

— Сложно заставить себя сесть в дырявую лодку и снова идти в неизвестность?

— Ты не думаешь, работаешь и все. Сколько раз в забор въезжали железный. Мы могли просто разорвать лодку об него. Но каким-то образом проносило. Командная работа. Двое по бокам расчищают веслами мусор. А иначе не пройдешь. Потом мы загружаем людей, шесть человек минимум. Лодка прогибается. Ночью мы, в принципе, этого не видели. Уже не так страшно. Дом срывается и цепляется за провода. Шифер ломается, его тянет. Мы где-то рядом работаем, не можем его видеть, только слышим. Здесь надо людей спасать, контролировать. Некогда думать о себе, — говорит Юрий Щербаков, спасатель 2-го класса БПСО.

— Лодку пробил, четыре дырки. Клеиться времени не было. Я ездил c отверстиями. Люди помогали. Парень местный, у него «Нива» осталась на мосту. Снял аккумулятор, качай, говорит, лодку. Езжай работай. Подкачивался — на 20 минут хватало. Едешь, народ загрузил, вода через борт захлестывает. Спасали на свой страх и риск. По 11 человек возили, — говорит Сергей Старовойтов.

29 июня, 9.00

Резервная группа спасателей БПСО рано утром прибыла в город Тулун. Приступили к эвакуации населения.

— Мы приехали в Тулун рано утром 29 июня. Первое, что увидели — вертолеты летают и снимают с крыш людей. Сбросили лодки, приступили к работам. Старший группы отправил меня с парнишкой лет 17, который просил спасти его бабушку. Подошли к дому, тот был полон воды под самую крышу. Влезли на чердак. Парень показал, где находится комната, в которой, предположительно, осталась бабушка. И тут я действительно услышал стук снизу. Она жива! Мы принялись разбирать хлам, рубить топором перекрытие. Когда вырубил достаточное отверстие, я спустился и в полной темноте поплыл на голос. Бабушка была слабая, она провела в воде всю ночь. Мы вытащили ее и отвезли в больницу. Спустя две недели ее выписали, я узнавал. Жива-здорова, — говорит Даниил Москвитин, спасатель 3-го класса БПСО.

28 и 29 июня спасателями БПСО совместно с добровольцами из числа местных жителей было спасено более 1700 человек.

4 июля, 12.39

Тулун. Спасатели проводят аварийно-спасательные работы по устранению затора на реке Ие под мостом федеральной трассы. Конгломераты спрессованного плавучего затора обвязываются тросами. Бульдозер, расположенный на берегу ниже по течению, тянет эти массивы лебедкой. С другой стороны моста экскаватор подталкивает фрагменты вниз. В русле реки два спасателя на лодке страхуют ребят, работающих на плавзаторе; кроме того, после отделения очередного фрагмента повторно осматривают его на плаву.

Стоит рассказать про уникальную аварийно-спасательную операцию по разбору завалов под мостом федеральной трассы, куда во время наводнения вынесло огромное количество фрагментов сооружений и целые здания. В результате стихийного бедствия под мостом скопилось порядка 300 снесенных течением домов и другого мусора. На разбор затора у спасателей Байкальского отряда ушло десять дней.

— Надо делать — ты делаешь. Начали думать и разработали несколько вариантов. Опробовав их, пришли к единственному эффективному решению: работать тракторами, цеплять какой-то объем тросами, вытягивать на течение и сплавлять по реке. Пробовали по течению и против течения. Потом с обеих сторон и с обоих берегов реки. Цепляли и так и эдак. Пробовали кидать «кошку» и тянуть с берега — этот вариант тоже не удался. В общем, опытным путем пришли к единой технологии и в течение десяти дней разобрали.

Обеспечить каждому индивидуальную страховку при помощи веревки не представлялось возможным. Более того, это было опасно. Если спасатель упадет в воду, веревка может запутаться в мусоре и утянуть человека. Он не сможет быстро эвакуироваться. Поэтому риск был, но риск был рассчитанный и оправданный.

Ниже по течению постоянно находился страхующий катер с двумя спасателями. На мосту стоял человек, который контролировал процесс сверху. Как только массив начинал шевелиться, по команде все уходили на катер или поднимались на мост. Он ведь непроизвольно мог зашевелиться, от нас не зависит течение, мы не знаем, какую нагрузку сейчас эта конструкция испытывает. Поэтому сверху осуществлялся постоянный контроль за каждым человеком, — вспоминает Сергей Косотуров, спасатель 1-го класса БПСО, руководитель группировки спасателей, работавшей на мосту.

Со 2 июля специалистами БПСО в сотрудничестве с железнодорожными и дорожными службами Тулуна под мостом расчищено порядка 3600 кубометров завалов.

1 июля, 23.04

Много работы в зоне затопления. Вода постепенно уходит, оставляя за собой бардак и хаос. Город разделен стихией на две части, на сегодняшний день сообщение между ними поддерживается только за счет водного транспорта.

Невозможно рассказать обо всем объеме выполненной работы. Это разбор завалов в школах, детских садах, оказание первой помощи населению, доставка гуманитарной помощи, питьевой воды, организация транспортного сообщения между левым и правым берегами реки Ии, транспортировка пострадавших, поиск утонувших людей, сбор и утилизация погибшего скота и домашних животных, утилизация содержимого размороженных холодильных складов.

— Людям нужно было преодолеть растерянность от потери материального имущества. Они были раздавлены. Главное в такой ситуации — начать что-то делать. А тут спасатели пришли, помогли разгрести мебель, мусор. У людей появлялось чувство, что они не брошены, и как будто переключатель включался. Сами начинали шевелиться. Ну и пенсионеры. Они же физически не могут разгрести этот хлам. Это были дни напряженной физической работы, — говорит Александр Меньшагин, спасатель БПСО.

Было эвакуировано 2534 человека, в том числе 435 детей.

Работа отряда была высоко оценена не только высшим руководством министерства чрезвычайных ситуаций и страны, но и простыми гражданами. Сами спасатели считают, что это и есть лучшая награда за их труд.