Под звуки истории

В Иркутске открылась выставка старинных музыкальных инструментов
Илья Воронов показывает одну из фисгармоний
Илья Воронов показывает одну из фисгармоний

Фисгармония, дункар, ухэр­бурэ, дударма, шен — названия старинных и редких музыкальных инструментов. Звучание одних мы слушаем до сих пор, другие безвозвратно ушли в прошлое. Более ста экспонатов, многим из которых уже больше двух сотен лет, можно увидеть в экспозиции Иркутского областного краеведческого музея «Струны, клавиши и не только».

— Если судить по этому собранию, жители Иркутска всегда любили музыку, — говорит  Илья Воронов, старший научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея. — Многое из того, что здесь находится, это поступления из частных коллекций.

Например, классические инструменты конца XIX — начала XX века: фортепиано, скрипки, баритон, тромбоны, валторны. В их числе — фисгармонии, большая редкость для России, а тем более для Сибири. Больше всего этот инструмент был распространён в США и Европе, использовался вместо органа в небогатых церквях.

— Фисгармония похожа на небольшое пианино, — объясняет Илья, — однако функционирует по принципу баяна. Музыкант, чтобы нагнетать воздух, должен работать не руками, а ногами, а звуки, издаваемые фисгармонией, напоминают нечто среднее между органом и баяном.

Среди необычных классических экспонатов — «морское» пианино 1855 года, названное так за складную клавиатуру. Такая конструкция позволяла проносить инструмент через узкие корабельные коридоры. Этот инструмент является и самым старым предметом на выставке. А вот самый редкий — фортепиано из Варшавы, фирмы Antoni Dutz, выпуска 1886 года.

— Фирма Antoni Dutz выпустила 2000 таких экземпляров, — продолжает Илья Воронов. — Где находятся остальные — неизвестно, так как информация об этом полностью отсутствует. Можно смело говорить, что подобное фортепиано нельзя увидеть ни в каком другом музее России.

Представлены на выставке и народные инструменты — русские, китайские, монгольские. Последние ещё в XIX веке в Иркутск привозили из экспедиций члены Восточно­Сибирского отделения Русского географического общества. Трубы ухэр­бурэ (весом 19 кг каждая), флейта ганлин, деревянный духовой инструмент бишхур, раковина дункар, звук которой созывает на богослужение в дацане, — всё это буддийские ритуальные инструменты.

— В старину ганлины делали из берцовой кости человека, — рассказывает Илья Воронов.

В соседнем зале расположились монгольский морин­хуур и китайская губная гармоника шэн. Весьма интересны струнные — сансянь и хуцинь. Для изготовления корпусов этих инструментов китайские мастера использовали слоновую кость, в качестве резонатора натягивали змеиную кожу, а струны плели из шёлка.

Здесь же цитра — один из самых сложных для освоения музыкальных приборов. На них играли как на гуслях (ненужные струны приходилось глушить зажатием левой руки).

—  Безгрифовая цитра «Автохарп» была изобретена в Германии в 1860 году. Как оказался данный экземпляр в Иркутске — загадка, — говорит Илья Воронов. — Его нашли пионеры в 1960 году при разборке старого дома и передали в дар музею. Судя по табличке, выгравированной на поверхности, цитра принадлежала жителю Латвии.

— Большая редкость, когда на музейных экспонатах можно играть, — добавляет старший научный сотрудник, — так как они требуют серьёзной реставрации. Тем не менее одно такое фортепиано — Беккер, 1915 года, находится в отделе истории Иркутского краеведческого музея. Несколько месяцев назад на нём давали концерт.

На выставке, тем не менее, звучит музыка. Пусть в записи, но голоса всех инструментов услышать можно. Также есть зал с действующими экспонатами. Его выделили под электрическое оборудование из коллекции иркутского рок­музыканта Вячеслава Танкина. Особенность собрания в том, что в нём хранятся инструменты, производители которых изготавливали модели для мировых рок­звёзд. Так, в коллекции Танкина есть электрогитары американских фирм Gibson, 1986 года, и Fender, 1979 года выпуска, — единственный в России экземпляр. Одну из гитар иркутянину когда­то подарил гитарист группы «Любэ».