Поцелованные Богом

«Совершенство, творчество, достоинство» — так называется проект, с благословения Союза театральных деятелей России затеянный Иркутским отделением СТД.

Вечер воспоминаний и размышлений о народных артистах страны, которых уже нет с нами, но в свое время выходивших на подмостки иркутских театров — академического драматического имени Н.П.Охлопкова, музыкального имени Н.М.Загурского, ТЮЗа имени А.Вампилова. 

Не скажу, что зал был полон и блистали ложи. В камерной, непринужденной атмосфере актеры трех ведущих театров Иркутска вместе со своими друзьями и поклонниками собрались в уютном зале Дома актера, чтобы вспомнить об истинно народных артистах, многие лета служивших его величеству театру, — Галине Крамовой, Аркадии Тишине, Викторе Егунове, Людмиле Стрижовой, Вениамине Филимонове, Николае Загурском, Викторе Жибинове, Елене Волошиной. Вот такую благородную идею затеяло и воплотило Иркутское отделение СТД во главе с его председателем Владимиром Ореховым, который и открыл вечер.

— Это только набросок проекта, который в дальнейшем должен перерасти в нечто большее. В планах — отдельные вечера о наших корифеях, дабы мы полнее могли рассказать о них уже не в приватной обстановке, а для широкой зрительской аудитории. Это будет полезно и любопытно, особенно для молодежи, чтобы помнили и чтили тех, кого уже нет с нами, чтобы знали, откуда корни актеров, которые верно служили театрам Иркутска. Право, не знаю, что получится, но попробуем.

Как очевидец событий, могу констатировать: получилось.

 Ярко, эмоционально, с большой любовью вспоминала о коллеге Викторе Пантелеймоновиче Егунове актриса Елена Мазуренко. Показав фрагменты фильма, снятого когда-то о «тяте» — так называли его многие, она поведала нам о многогранности этой незаурядной личности.

— Все картины, которые вы видели в кадре, написаны рукой Егунова, — рассказывает Елена, — кроме одной, где он в кожаном пальто. Это портрет работы художника Дубенского. А кожаное пальто — работа портного Егунова. Как-то возвращаясь из Дома актера, у фонтана он подобрал каменные плиточки и простым шилом выбил портрет папы и мамы. Он действительно был настоящий Кулибин: ремонтировал холодильники, делал морозильные камеры, когда их не было в продаже. Он подбирал любой гвоздь, не мог пройти мимо дощечки, которая валялась, потому что глаз художника цеплял сразу, что из этого может получиться. А в искусстве грима и пастижерного мастерства он достиг вершины. Когда его приглашали на творческие встречи в военные гарнизоны и он, выходя на сцену в роли Владимира Ильича, говорил: «Здравствуйте, товарищи!» — все были в шоке, случались даже обмороки.

Режиссер, балетмейстер, фотохудожник, сценарист, поэт, но в первую очередь актер, поцелованный Богом, — это я о Викторе Петровиче Жибинове.

— Три дня назад встречаю свою соседку, — рассказывает актриса музыкального театра имени Н.М.Загурского Любовь Полякова. — Она говорит: «Была у вас на «Сильве». — «Ну как?» — «Ничего, мне понравилось. Но Жибинова еще никто не превзошел». Это сказала женщина 57 лет. А Жибинова с нами нет больше 30 лет. В чем же секрет его таланта?

Вспоминает народный артист России Николай Хохолков:

— Витя Жибинов — это уникальное явление творческой жизни Иркутска. И не только его. Время показало: переплюнуть его никто не смог. Актер невероятного таланта, работоспособности, беспощадной требовательности к себе. Никакой халтуры не признавал. Что в городах на гастролях творилось! Люди с ума сходили. Идет спектакль. Он говорит: «Опять посадили темп». Мы играли с ним одну роль в сказке «Друзья в переплете», его же сказке, — Бабу-ягу. И мы друг друга звали Ягуша. Он выходит, смотрит на всех — и как 32 фуэте выдаст! Зал в восторге вставал. А «Учитель танцев», «Москва — Париж — Москва»… Я уж не говорю о классических опереттах. Повезло нашему театру, городу, всем нам, что был этот гениальный человек. А открыл его и дал путевку в жизнь Александр Николаевич Орлов, был у нас такой главный режиссер. И Загурский. Это папа наш был — директор театра и актер.

— А Елена Константиновна Волошина, — продолжает Хохолков, — моя любимая партнерша! Бабой Леной я ее зову. Какая актриса! Как она двигалась, как драматическая актриса была. Артисты появляются у нас — она берет их и сразу в класс. И начинается репетиция. Какой мастер! Она все буквально покажет, расскажет. Такая атмосфера в театре. Она выковала, она сделала свое дело. Елена Константиновна прошла такую судьбу — не дай Бог. И лагеря прошла. И Загурский. Он видит, что актер скис, подходит и начинает издалека так… Чувствовал он душу актерскую.

Актерская душа тонкая и ранимая. Она присуща всем, кто выбрал эту нелегкую профессию. Большим актерам — тем более. К этой категории, безусловно, относится народный артист России Вениамин Филимонов.

Предоставим слово актрисе ТЮЗа имени Александра Вампилова Елене Константиновой, которая, рассказав о вехах творческого пусти мастера, коснулась его режиссерских опытов:

— В 1973 году Вениамин Александрович, будучи дипломником Щукинского училища, осуществил первую постановку «Утиной охоты». Пьеса была запрещена для постановки в театре. Поэтому Вениамин Александрович избрал жанр радиоспектакля. И премьера состоялась 10 декабря 1973 года в Белом доме на вечере памяти Александра Вампилова. На том спектакле присутствовал Распутин. И как вспоминал Вениамин Александрович, после спектакля он подошел и сказал: «Я тебе поверил. Ты меня убедил». Филимонов играл тогда Зилова. Что касается режиссуры, то, по мнению Вениамина Александровича, его преследовал злой рок. Была постановка спектакля «Скамейка» по пьесе Гельмана. Но Министерство культуры не одобрило эту постановку на площадке театра юного зрителя. Еще он поставил «Амадея» Шеффера. Но здравствующему зарубежному автору гонорары авторские надо было платить золотом. А потому спектакль тоже не увидел свет. И на какой-то период Вениамин Александрович с режиссурой завязал. В 1982 году в театр приходит новый режиссер — Вячеслав Всеволодович Кокорин, и в театре начинается новая жизнь. И для театра, и для актеров, и для Филимонова.

Около трех часов длился этот вечер воспоминаний под названием «Совершенство, творчество, достоинство». Много добрых слов актеры, режиссеры, студенты театрального училища сказали в адрес тех, кто составлял и составляет гордость театральной жизни Иркутска: Галина Алексеевна Крамова, Аркадий Петрович Тишин, Людмила Ивановна Стрижова...

Нет, право, благое дело затеяло Иркутское отделение СТД. Но это только начало. Ждем продолжения.