Платим по-старому

Стоимость проезда в иркутских маршрутках пока не изменится
Текст: Ирина Покоева , Фото: Илья Татарников , Пятница , № 11 от 26 марта 2021 года , #Общество
Для экономии расходов иркутянам можно выбирать исключительно муниципальный транспорт, стоимость проезда в котором составляет 15 рублей. Автобусы Иркутскавтотранса всегда подписаны, к тому же их можно отличить по серьезным габаритам и цвету — зеленому и белому. Так же 15 рублей стоит проезд в троллейбусах и трамваях. Однако большинство горожан,  по статистике самих перевозчиков, выбирают обычно тот транспорт, который придет раньше
Для экономии расходов иркутянам можно выбирать исключительно муниципальный транспорт, стоимость проезда в котором составляет 15 рублей. Автобусы Иркутскавтотранса всегда подписаны, к тому же их можно отличить по серьезным габаритам и цвету — зеленому и белому. Так же 15 рублей стоит проезд в троллейбусах и трамваях. Однако большинство горожан, по статистике самих перевозчиков, выбирают обычно тот транспорт, который придет раньше

Уже около месяца в соцсетях обсуждается вопрос грядущего повышения тарифов на проезд в общественном транспорте Иркутска. Горожане не на шутку встревожились после того, как выросли цены в соседнем Ангарске, а некоторые водители иркутских маршруток стали готовить к этому своих пассажиров. Обоснование есть: стоимость топлива за три года увеличилась на 10—15 рублей, подорожало и техобслуживание. Как узнала «Пятница», несколько коммерческих перевозчиков даже подавали уведомления о повышении тарифа в администрацию города, но в итоге оставили прежнюю цену.

О том, когда ждать повышения стоимости проезда, «Пятница» поговорила с одним из иркутских перевозчиков. Он попросил не называть его имени, поскольку коллективно вопрос не обсуждался, а в сообществе витают разные настроения.

— Разговоры о поднятии стоимости идут давно, но пока конкретных планов нет, — рассказывает перевозчик. — Я знаю, что некоторые были настроены категорично, но в итоге стоимость так никто и не поднял, хотя юридически сделать это легко.

Бизнесмен объясняет, если раньше нужно было собрать массу документов и чеков, подтверждающих необходимость изменения тарифов, то после вступления в силу 220-го федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров…» предприниматели, у которых есть право осуществлять регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, могут самостоятельно устанавливать цены на проезд. Единственное, что нужно сделать, прежде чем поднять стоимость, — за месяц уведомить об этом администрацию города.

Впрочем, несмотря на то что путь изменения тарифов стал максимально простым, повышать цены перевозчики не торопятся: не позволяет рыночная экономика.

— Серьезную конкуренцию коммерческим перевозчикам составляет муниципальный транспорт, ведь это около 40% всего общественного транспорта и у них тариф уже многие годы не меняется — в муниципальных автобусах, а также троллейбусах и трамваях стоимость проезда по-прежнему составляет 15 рублей, — объясняет иркутянин.

Источник «Пятницы» предполагает, что повышение тарифа может повлечь серьезный отток людей:

— С пассажирами сейчас и без того непросто. С наступлением пандемии, с уходом многих организаций и предприятий на удаленный режим работы количество людей в маршрутках серьезно снизилось и до сих пор не восстановилось. Более того, возникли сложности и с водителями: некоторые отказались работать в этот период — берегут здоровье. Как следствие — машин на маршрутах меньше, пассажиры недовольны. Повышение тарифа могло бы вернуть водителей, но все не так просто.

И все же размышления об изменении цены на проезд так или иначе витают в сообществе: «Когда дело все же дойдет до повышения, а это рано или поздно случится, стоимость проезда, предположительно, вырастет не более чем на 5 рублей — то есть до 25. Но при этом можно было бы оставить на том же уровне вечерний тариф, который действует на некоторых маршрутах. С введением онлайн-касс стало ясно, что проводить отчетность по дневному и вечернему тарифам довольно затруднительно для водителей, путаница никому не нужна. Хотя эффект, которого хотели добиться, был: вечерами на маршрутах города было больше транспорта. Но все это было до наступления пандемии — она все перечеркнула».

— Лично мое мнение, что раньше лета к разговору о повышении тарифов возврата не будет. Более того, я бы не повышал цену, пока не изменится стоимость проезда в муниципальном транспорте — есть ли у них такие планы, я не знаю, — говорит наш собеседник.

Кстати, водители маршруток, с которыми «Пятнице» удалось поговорить, мечтают о повышении: «ГСМ дорожает каждый месяц, жизнь вокруг дорожает, а проезд остается неизменным уже почти три года. Почему так? Кроме того, мы рискуем своим здоровьем каждый день — через нас проходят сотни людей, и никто нам за это не доплачивает. За этот год доходы наши не то что не выросли, они снизились — пассажиров было мало. Мы все за повышение, хоть кого спросите. А то, что муниципальный транспорт дешевле, так он не везде ходит. И расписание у него такое, что не всякий станет ждать».

Что касается пассажиров, то они находятся на распутье: с одной стороны, никто не хочет платить больше, с другой — стоять на остановках, особенно зимой, в ожидании транспорта тоже не хочется. «Пусть бы повысили до 30 рублей, как в Ангарске, и работали нормально! А мы привыкнем — ко всему привыкаешь!» — пишет Анна Кулик в комментариях на одном из городских сайтов. И многие с ней соглашаются. Тем более есть альтернатива.

Два раза за 12 лет

За последние 12 лет цена на проезд в Иркутске менялась лишь дважды. С середины 2009 года до января 2016-го (в течение 7, 5 года!!!) тариф был равен 12 рублям. После долгих сборов необходимых доказательных документов автоперевозчикам удалось обосновать повышение тарифа в правительстве региона. Тогда стоимость увеличилась на 3 рубля. Еще через три с половиной года, в мае 2018-го, проезд в маршрутках подорожал на 5 рублей днем и на 10 вечером: стоимость одной поездки выросла до 20 рублей, а после 20.00 — до 25. Заметим, дизельное топливо в 2016 году на АЗС города продавали за 37,70 рубля, сегодня его оценивают в 51,98.

Материалы в тему: 

Дорогой бензин

С начала января бензин в Иркутске подорожал уже дважды. Сначала это был традиционный подъем на процент инфляции, следом — повышение цен на оптовые закупки и, как следствие, смена тарифов на АЗС. Автомобилисты при этом лишь грустно вздыхают и покорно идут платить. Иркутский предприниматель Никита Никитин говорит, что не обращает внимания на цену бензина: «Не то чтобы мне неинтересно, нет, просто какие у меня есть варианты? Без машины никак, а значит, заправляешься и едешь дальше. Смысл нервничать?» А вот автомобилистку Евгению Алексеенко повышение цен на топливо расстраивает: «Финансовое ...