«Письмо на Усть-Илим»






У каждого из нас свой собственный фарватер жизни, и, если тебе посчастливилось успеть оставить в кильватерном следе свой собственный, пенный бурун – тебе повезло!
В мировой сокровищнице Её Величества Музыки есть немало фактов «именного посвящения» шедевральных опусов: Создателю, августейшим особам, высокочтимым сановникам, императорам-государям и возлюбленным авторов (большей частью дошедших до нас обозначенными неведомыми инициалами).
В музыкальной истории создания некоторых знаменитых песен нашей страны, в первую очередь – в эпоху существования Советского Союза, имеется много примеров, когда те или иные произведения посвящались отдельным выдающимся личностям.
Это герои Гражданской войны: «Песня о Щорсе», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Марш Будённого» (Мы – красные кавалеристы!), «Эшелонная» (песня о Ворошилове), «Гайдар шагает впереди» и другие.
Невероятное количество самых разных музыкальных сочинений было связано с основателем первого в мире социалистического государства и вождём мирового пролетариата: с раннего детства Владимир Ильич Ленин сопровождал нас почти в каждой строчке кантат, песен, поэм и иных творений. Даже сегодня, спустя более века, нередко можно услышать бодро-хоровое: «…Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!»
Поэты слагали стихотворные рифмы на музыку композиторов и абсолютно заслуженно славили Отца народов – Иосифа Виссарионовича Сталина, под непосредственным руководством которого СССР не только совершил гигантский рывок в развитии и победил в ХХ веке фашизм в самой ужасной и кровопролитной Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, но и превратил Советский Союз в самую мощную ядерную державу.
И сколько бы ни минуло лет, и какие бы правители ни сменялись, наш народ всегда будет поднимать тост «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина, выпьем и снова нальём!» и петь «Артиллеристы, Сталин дал приказ!»
Кстати, позднее никаким булганиным-маленковым-хрущёвым и прочим ни песен, ни гимнов более уже не посвящали.
Отдавая дань памяти бессмертному подвигу советских людей, появятся и «Алёша» (Стоит над горою Алёша, в Болгарии русский солдат) – музыка Эдуарда Колмановского, стихи Константина Ваншенкина. Какие бы переломные коллизии и глубинные встряски, геополитические и широкоформатные изменения ни происходили в мире и обществе, вечной останется только КУЛЬТУРА. Умные и здравомыслящие люди никогда не опустятся до отторжения и запрета музыкальных сочинений, и всё так же будут звучать и «Реве та стогне Днiпр широкий», и «Пiсня про рушник», и «Киевский вальс», и «Черемшина».
На недосягаемой вершине, бесспорно, останется «Катюша»: бессмертная, на уровне генетического кода «вживлённая» в каждого из нас песня композитора Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.
В период великих свершений и грандиозных строек, годы выдающихся трудовых побед и достижений, когда воспевался труд созидательный и общий, коллективный, а музыка славила советского человека – строителя прекрасного будущего своей могучей державы, главными словами были «Мы!», «Наше!» и «Вместе!»
Хотя встречались и редкие «именные» случаи, когда «Марчук играет на гитаре, а море Братское поёт!»
Чистые и светлые чувства любви, дружбы, почтительного и уважительного отношения к настоящим, истинным семейным ценностям были неразрывно связаны с жизнью и по-прежнему стояли на самой высокой планке: «Олеся», «Алёшкина любовь», «Наташка – первоклашка», «Эх, Андрюша», «Алёнушка».
Даже глубоко драматические события иногда находили своё отражение в сочинениях композиторов, которые сохранили для потомков имена тех, кто останется в истории навсегда.
Когда же случилась общечеловеческая, планетарного масштаба трагедия и погиб Первый космонавт Земли, гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин, тогда все узнали, что такое «Созвездие Гагарина», и на всех языках пели о том, «Каким он парнем был» и «Как нас Юра в полёт провожал».
Особые посвящения
Можно сколь угодно, до самой бесконечности рассуждать и спорить об эталонах женской красоты, предпочтениях и пристрастиях, преимуществах брюнеток, рыженьких, блондинок или кустодиевской женщины – роскоши, миниатюрных или высоких, худеньких или «спелых» прелестниц Рембрандта, азиаток или представительниц, например, африканского племени масаи – все копья будут сломаны бессмысленно, зазря и понапрасну.
Ни одна красавица и ни одна представительница самой прекрасной половины человечества никогда не сможет уместиться в «прокрустово ложе» любых стандартов, шаблонов и параметров: женская красота неповторима, пленительна и во все века необъяснима!
Но чтобы именно тебе! – по-своему неповторимой и особенной написали музыку и посвятили песню-шедевр, которой будет восхищаться вся просвещённая планета, это, согласитесь, исключительная редкость!
Несмотря на то, что об этой удивительной истории довольно подробно рассказывали и сам кинорежиссёр Владимир Наумов, и другие свидетели событий (особо интересующимся рекомендую побродить по просторам Интернета), к большому сожалению, сегодня мало кто знает, что именно нашей советской и российской актрисе Наталье Белохвостиковой посвящена поистине вечная песня с пронзительно-нежной мелодией под названием «Вечная любовь».
Когда-то во время работы над заключительными эпизодами фильма «Тегеран-43», где снимались признанные звёзды мирового кинематографа Игорь Костолевский, Армен Джигарханян и Ален Делон, авторы Александр Алов и Владимир Наумов обратились к известному исполнителю и музыканту армянского происхождения (настоящая фамилия которого при рождении – Азнавурян) с просьбой написать песню.
При личной встрече он был настолько потрясён обаянием и очарован красотой главной героини Натальи Белохвостиковой, что в соавторстве со своим другом Жоржем Гарваренцем буквально через два дня выдающийся французский шансонье Шарль Азнавур представил то, без чего сегодня мы все вряд ли могли бы считать полноценной и совершенной вокально-эстрадную палитру музыкального мира.
Сибирь
Восточная Сибирь 50-х годов – суровая и непроходимая, глухая и необжитая, неприветливая и недружелюбная, с мошкой и гнусом – в жгучий летний зной и плавильную жару, с трескучими морозами под минус 60 – долгой, снежной зимой… Немыслимо даже представить себе!
В послевоенный период, после тотальной разрухи и невосполнимых потерь десятков миллионов жизней советских людей Коммунистическая партия и правительство направляет тысячи первых посланцев страны на грандиозные стройки того, чего ещё не было никогда: нужно возвести целые каскады гидроэлектростанций, построить и вдохнуть жизнь в большие и малые города, проложить железные дороги и линии электропередач, поднять гигантские заводы, фабрики и промышленные комплексы (немалая часть которых была ориентирована на повышение обороноспособности СССР).
Время мужественных, отважных людей, полных дерзновенных замыслов и космических надежд, могучая и живая песенная Сибириада!
Подобно мудрому кормчему великий Наймушин водрузил на высокой мачте своего железного крейсера Братска широкий стяг «БРАТСКГЭССТРОЯ», возглавил опытную команду самых лучших из лучших и, круша и создавая, ломая и сберегая, сквозь многовековую чащобу ринулся на штурм «зелёного моря тайги» и ярким светом ЛЭП-500 осветил изумрудную жемчужину Ангары – красавицу Братскую ГЭС!
О чём скромно умолчал герой песни?
Великое время рождает великие песни: нежные, тёплые, искренние, честные, лирические и ритмично-решительные.
Как ни печально, но, увы, биологически закономерно и согласно возрасту уходят люди – свидетели историй, встреч и фактов: уж многих с нами нет сегодня. Однако я расскажу вам всем о том, что («по наследству») было доверено мне современниками и непосредственными участниками событий.
В 2023 году исполняется ровно 60 лет со дня выхода в свет музыкального цикла «Таёжные звёзды» композитора Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова и Сергея Гребенникова.
Впервые прозвучавшие на братской земле песни этих авторов (в исполнении Виктора Кохно, Майи Кристалинской и Иосифа Кобзона) стали не просто невероятно популярными на просторах нашей огромной страны. Они сделались настоящими символами ХХ века – эпохи молодёжной романтики, комсомольского задора и небывалого трудового подъёма строителей Братской ГЭС, Братска и Усть-Илимска, Богучан и Тайшета, Коршуновского горно-обогатительного комбината...
О том, как создавались эти замечательные песни, как зарождалась большая дружба творческих, неуёмных и одержимых молодых людей, подробно рассказал в своей захватывающей книге диспетчер строительства Братской и Усть-Илимской ГЭС Фридрих Павлович Юсфин.
«Письмо на Усть-Илим» действительно была посвящена именно Юсфину: этому невероятно деятельному человеку – молодому парню с гривой огненно-рыжих, почти медного цвета волос.
Мы всегда пели эту песню под гитару, под рояль и оркестр, под баян и даже под стук вагонных колёс и шум волны Ангары, не задумываясь: а разве может быть «тоска в рыжих глазах костра?» Неужели, например, бывают «рот – у облака», или «ресницы – у радуги», или «брови – у ручья»?
На самом же деле после стольких встреч и радостного общения в Братске и Усть-Илимске и от грусти предстоящей разлуки, расставания друзей в первоначальном варианте финала песни был такой текст:
«Усть-Илим! Две зелёных звезды в небесах,
Фред Юсфин и тоска в его рыжих глазах…»
На одном из концертов я исполнил песню «Письмо на Усть-Илим» и коротко рассказал присутствующим в зале, кому на самом деле она посвящена, что вызвало и одобрительные аплодисменты, и искренние слёзы главного героя.
Мне очень нравится Усть-Илимск! Уютный и красивый, немногословный город-труженик! И не только потому, что в нём живут и работают мои близкие родственники, и где есть много моих знакомых и коллег по работе.
Но и потому, что я с самого раннего детства часто бывал там и жил ещё в старом городе и воочию видел, как строился этот таёжный красавец (тем более, что, как мы помним, согласно записке-поручению Ивана Наймушина, «Усть-Илимск строить с учётом ошибок Братска!», строители многое сумели предусмотреть при его возведении).
Недавно в свет вышла книга о Татьяне Сафиулиной, на страницах которой есть и мои воспоминания об этой удивительной женщине.
Поэтому, отдавая дань глубокого уважения моим большим друзьям, я посчитал возможным передать последний привет им, ушедшим от нас в вечность, запечатлев их лица в видеоклипе: герою песни — Фреду Юсфину и Почётному гражданину города Усть-Илимска Татьяне Сафиулиной (которая всю свою жизнь посвятила работе на благо Усть-Илимска и долгие годы возглавляла Управление культуры этого красивого сибирского города).
В видеоклипе использованы кадры из документальных фильмов Восточно-Сибирской студии кинохроники (оператор Евгений Корзун), фото из свободных источников: Интернет, семейного архива Татьяны Сафиулиной и фотографии из моего личного архива.
Послушайте песни в исполнении Игоря Кравцова на YouTube-канале певца
Горячо поздравляем, Игорь Анатольевич, с Днём рождения!
Знаем, что Вы бесконечно влюблены в наш сибирский край, дорожите историей и бережно воспеваете её, исполняя такие близкие всем песни. Вы всегда искренни и добры со своими слушателями.
Желаем Вам крепкого сибирского здоровья, прекрасного настроения и больших возможностей реализовывать талант и приносить тем самым радость своим слушателям.
Официально заявляем, что всей редакцией являемся большими Вашими поклонниками! Аплодируем стоя Артисту с большой буквы!
Редакция газеты «Копейка»
