Первый из первых

Старшеклассник из Братска стал абсолютным победителем всероссийской олимпиады по обществознанию

На правах абсолютного победителя всероссийской олимпиады Артем имеет право на поступление без экзаменов в любой вуз страны на специальность, где обществоведение — профильный предмет.
На правах абсолютного победителя всероссийской олимпиады Артем имеет право на поступление без экзаменов в любой вуз страны на специальность, где обществоведение — профильный предмет.
Артему Сафьянникову 17 лет, он учится в одной из гимназий Братска. Юноша увлекается обществоведческими дисциплинами, в особенности философией.
Артему Сафьянникову 17 лет, он учится в одной из гимназий Братска. Юноша увлекается обществоведческими дисциплинами, в особенности философией.

Гимназист Артем Сафьянников — юноша эрудированный, любознательный, сведущий во многих дисциплинах. Он увлекается социологией и политологией, интересуется историей, экономикой, правоведением и особенно философией. Из длинного списка обществоведческих наук в большей степени ему импонирует именно она. Причем с трудами великих мыслителей предпочитает знакомиться в оригинале. К абсолютной победе во всероссийской олимпиаде Артем Сафьянников шел несколько лет.

Узнали ночью

Для Татьяны и Василия Сафьянниковых из города Братска ночь с 3 на 4 апреля выдалась волнительной. Сын Артем был в столице на торжественной церемонии подведения итогов всероссийской олимпиады, родители следили за онлайн-трансляцией в сети Интернет. Об абсолютном чемпионстве сына мама с папой узнали в два часа ночи.

— Степень нашей радости сложно выразить словами. Узнав о результате, мы принялись друг друга поздравлять, стали звонить и писать нашим родным и близким, — говорит Татьяна Михайловна, мама Артема. — Безусловно, мы верили в победу сына, но на абсолютное чемпионство, признаться, не рассчитывали. Стать первым из первых очень непросто. Тут, что называется, совпасть должно все — и настрой, и везение, и оптимальная степень сосредоточенности, собранности. Мы очень гордимся успехами сына.

Для Артема, ученика гимназии № 1 имени А.А.Иноземцева города Братска, эта всероссийская олимпиада по обществознанию стала уже третьей. В 2017-м он вошел в число призеров, в 2018-м — в число победителей, ну а в этом году добился максимального результата: по итогам олимпиады он стал абсолютным победителем в своей параллели, набрав наибольшее число баллов — 250 из 300 возможных. Всего в третьем, завершающем этапе в знаниях состязались более двухсот школьников из 63 регионов России. Их участию в финале всероссийской олимпиады предшествовали победы муниципальных и областных этапах.

«Потолка» нет

Спектр знаний, необходимый для участия в соревнованиях столь высокого уровня, выходит далеко за пределы школьных. Учебники по социологии и культурологи; научно-популярная литература по экономике, политике и праву; научные журналы, монографии, философские трактаты — всесторонним изучением обществоведческих дисциплин Артем занимается третий год. Не без удовольствия и интереса.

— Обществознание — это наука, которая базируется на основе целого ряда дисциплин. В этом ее сложность, ее ключевая особенность. Философия, социальная психология, политика, право…. «Потолка» априори нет. Границами в освоении обществознания как науки служат, по сути, лишь собственные возможности, — говорит сам Артем.

Впрочем, чтобы стать призером, победителем, а уж тем более абсолютным чемпионом всероссийской олимпиады, одних лишь знаний мало. Логика, креативность, творческое мышление, умение грамотно формулировать, аргументировать, защищать точку зрения — задания заключительного этапа ориентированы на применение целого комплекса навыков.

— В рамках финального этапа олимпиады первый тур — тестовый — показался мне относительно нетрудным. Второй и третий — сложнее. Их успешное прохождение требовало в том числе умения сопоставлять, анализировать, апеллировать информацией, выявлять причинно-следственные связи.

В любой вуз

За годы учебы в школе Артем не раз становился лауреатом крупных научно-практических конференций, победителем региональных олимпиад по географии, истории, английскому языку, обществознанию.

— На дни рождения и прочие праздники сын всегда предпочитал получать в подарок книги. Любознательность и интерес к учебе отличают Артема с раннего детства, — отмечает Татьяна Михайловна. — Ну а ближе к 9-му классу сын всерьез увлекся обществоведческими дисциплинами, в особенности философией.

— Да, сейчас философия увлекает меня больше всего, — подтверждает Артем. — Я с интересом изучаю монографии, читаю научно-популярную литературу и трактаты философов в оригинале. Последнее требует немало времени, но это того стоит, это очень интересно.

По словам Артема, в период интенсивной подготовки к всероссийской олимпиаде, конечно, приходилось расставлять приоритеты и зачастую заниматься в ущерб общению с друзьями, предпочитая прогулкам и встречам со сверстниками штудирование учебников и чтение литературы.

— Но цель была достигнута, для меня это важно. Спасибо родителям, во всем меня поддерживающим, и педагогам, которые направляют. В особенности моему учителю истории и обществознания Татьяне Ивановне Казариновой.

Теперь на правах абсолютного победителя всероссийской олимпиады Артем Сафьянников имеет право на поступление без экзаменов в любой вуз страны на специальность, где обществоведение — профильный предмет. Пока юноша склоняется к учебе в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» в Москве.

— Учеба в столичном вузе — вопрос фактически решенный, — говорит Татьяна Михайловна. — Конечно, как мама я несколько переживаю и пока еще привыкаю к мысли о том, что Артем будет учиться за 5 тысяч километров. Но спокойствие сына вселяет уверенность и в меня. Не сомневаюсь, у него все получится.