Павка Корчагин — герой Советской эпохи

Советский актёр Василий Лановой в роли Павла Корчагина в одноимённом кинофильме «Павел Корчагин», режиссёры В. Наумов и А. Алов, СССР, 1957 год. Кадр из фильма.
Советский актёр Василий Лановой в роли Павла Корчагина в одноимённом кинофильме «Павел Корчагин», режиссёры В. Наумов и А. Алов, СССР, 1957 год. Кадр из фильма.

В газете «Комсомольская правда» от 15 февраля 2023 года в статье Елены Третьяковой и Ольги Новиковой «Павка – наш Терминатор, но всё равно скучно!» сообщается, что министерство просвещения России собирается вернуть в школьную программу роман Николая Островского «Как закалялась сталь».

А вместе с ним «Молодую гвардию» Александра Фадеева, «Русский характер» Алексея Толстого и ряд других книг.

В краткой информационной заметке «Книга о том, как не сдаваться» Фаина Иванова, преподаватель литературы с тридцатилетним стажем, сообщает: «О чём на самом деле роман «Как закалялась сталь»? О том, что значит для человека жизнь, и о том, что надо прожить её со смыслом. А смысл у каждого свой.

Павел Корчагин решил, что должен жить для людей, даже жертвуя ради этого собой, чтобы следующее поколение жило в радости и счастье. Идея замечательная! Она очень созвучна с нынешним временем. Думаю, ребятам будет понятна эта книга. Я не против возвращения романов «Как закалялась сталь» и «Молодая гвардия».  Это достойные произведения, и восьмиклассникам лучше читать их, чем «Тёмные аллеи» Бунина или произведения Куприна о любовных связях. 

Мне непонятно, почему литератор Фаина Иванова отрицает «Тёмные аллеи» Ивана Бунина – это прекрасное сочинительство о любви, и, поверьте, школьники и без школьной программы с  удовольствием осилят Бунина. Сложнее с Павкой Корчагиным. Это мы – дети войны – восхищаемся книгой Николая Островского. Но мы жили не в капиталистической России, а в Советском Союзе, где главенствовала социалистическая идеология. Мощное патриотическое воспитание начиналось с октябрятских школьных звёздочек, затем пионерия, комсомол.

Новая власть, расстрелявшая советский парламент, то есть государственную власть, изменила жизнь народа. Государственные заводы, фабрики, железная дорога, аэрофлот переданы в частные руки.

Хочу познакомить с отрывком из книги Валентина Распутина «Эти 20 убийственных лет» (беседы с Виктором Кожемяко), изданной в 2012 году.

В главе V «Когда отринуты моральные законы» есть такие строки:

«Горбачёвско-Ельцинская «революция» действовала не только против коммунизма как идеологии и форм собственности, но и против тысячелетней России с её нравственными правилами, традициями, вековыми народными обычаями и культурой. Народ как единое целое распался и превратился в население. Государство ослабло. Доверие к нему упало. Бешеное богатство одних и распоследняя нищета многих подорвали доверие к власти. Отечественное образование, лучшее в мире, как показала история, было с невиданным нахальством отвергнуто и превратилось в замысловатые загадки, с которыми ни учителя, ни ученики справиться не могут. Средства информации во все 90-е годы были агрессивно чужеродными и «полоскали» родное на чём свет стоит».

В предисловии к книге Валентин Григорьевич сказал: «Телевидение – это не иначе как чума и холера на бедную Россию вот уже на протяжении свыше 20 лет. Более грязного и преступного TV в мире не существует и не может существовать, ибо не находится больше желающих за государственный счёт содержать огромную, хорошо вооружённую армию легальной и организованной преступности, денно и нощно занятую нравственной и культурной стерилизацией народа. Результаты наяву: всё меньше, к несказанной радости исполнителей, пахнет русским духом, духом культурного человека, всё меньше похожа Россия на себя».

Тут я с Валентином Григорьевичем чуток не согласен. Невольно вспомнил строки из стихотворения «Звезда России» талантливого иркутского поэта Анатолия Змиевского, написанные более 20 лет назад:

Мы живы. И значит – воскреснем.

И к храму дорогу найдём.

И вспомним забытые песни,

И славу былую вернём.

Пророческие слова. На телевидении появились замечательные передачи – «Три аккорда», «От всей души» Андрея Малахова, «Страна талантов (ведущие Надежда Бабкина и Воробьёв). Звучат забытые песни, видим талантливые хореографические коллективы. Пусть это ещё слабые, неокрепшие ещё росточки исконно русской культуры. Но это даёт нам надежду на возрождение, истого народного искусства. И Классика вернется на круги своя и подомнёт попсу.

А славу былую с божьей помощью вернём, разгромив фашистские полчища на Украине.

Мне крайне неприятно, когда с телевизионного экрана мелькают удивлённо растопорщенные радостные и ликующие глазёнки Валерии и Киркорова (программа «Маска»). А в это время наши ребята воюют на Донбассе с неонацистами, защищая русский народ. И, к сожалению, гибнут люди. А масочникам хоть бы что – резвятся.

Но вернёмся к внедрению в школьную программу произведений Николая Островского, Александра Фадеева, Алексея Толстого и других советских писателей.

Хорошо, что хоть через тридцать лет вспомнили о них. Но дети в нашей капиталистической стране совсем иные. Они далеки от советского прошлого.

Это подтверждает эксперимент, проведённый авторами статьи «Павка – наш Терминатор», но всё равно скучно». Четырем школьникам было предложено посмотреть кинофильм о Павке Корчагине. И вот каков результат.

Юля Новикова, 14 лет, восьмиклассница из города Самары:

– Все эти месседжи про партию и коммунизм звучат смешно и пахнут нафталином. Неужели кого-то 50 лет назад такое и правда вдохновляло? Из-за этих речей про коммунизм все герои кажутся не слишком настоящими. Как будто живёт себе человек, а потом вдруг кто-то нажимает на кнопку, и он превращается в робота, который вещает про партию. Если это убрать, было бы интереснее.

Да. Прав Валентин Григорьевич Распутин, западная пропаганда уничтожила духовное начало у нашего подрастающего поколения.

Невольно вспоминаю слова Аллена Даллеса, шефа американской разведки. В 1947 году он сказал, что «русских физически невозможно уничтожить, но мы их уничтожим духовно через западную идеологию и восточные единоборства».  Где русский дух, где наше боевое русское искусство?! Есть задатки русского рукопашного боя. Зато, как тараканы, восточные единоборства захватили всю Россию. Русский дух присутствует на Донбассе, где наши ребята бьют фашистскую нечисть. Вот у попсы этого духа нет. Резвятся себе до одури на телеэкранах.

Но вернёмся к нашим испытуемым.

Леонид, 17 лет, школьник из Перми:

– Скука смертная! То ли дело «Форсаж» или «Крёстный отец». Но ради чего этот героизм? Для чего ходить в рваных сапогах, морозить ноги? Потому что какие-то придурки об отоплении не подумали заранее? Вот их и надо было на стройку отправлять. Кстати, я не понял, им вообще заплатили за эту каторжную работу? Нет?! Ну и оно надо им было?

Уловил, читатель, влияние капиталистической действительности? На первом плане деньги, деньги, деньги.

Кстати, когда вёл в школах от ДДТ №2 занятия в начальных классах по программе «Здравствуй, сказка», иногда спрашивал, кем они хотят быть. И многие отвечали: «Чиновниками» Спрашивал, почему. И ребятишки отвечали: «Так они много получают».

Но продолжим знакомство с ответами школьников по фильму «Как закалялась сталь»

Милана, 14 лет, школьница из Перми, после просмотра первой серии заявила:

– Я не люблю такие фильмы! Ерунда какая-то, просто набор непонятных людей и событий.

Её мама журналисту Елене Третьяковой сказала:

– У неё никаких впечатлений, она смотрела, как в пустоту. Сейчас подростки живут в совершенно другом мире. И не понимают, что у главного героя характер, как сталь, закалялся благодаря трудностям и горестям.

Вот она, нравственная и культурная стерилизация, о чём говорил Валентин Распутин.

Соня, ровесница Миланы:

– Начало скучное, сплошные разговоры о большевизме. А вот когда началось строительство узколейки, меня сюжет заинтересовал. Просто страшно: сначала грязь, потом мороз, лёд, снег, а люди трудятся, несмотря ни на что. Какая сила воли и железная выдержка! Комсомольцы выглядят настоящими героями и патриотами.

Сразу видно, что Соня – думающий и внимательный человечек в капиталистической России. Вспоминаю поездку с юнкорами в городской музей г. Шелехова. Юные журналисты с огромнейшим интересом знакомились с экспонатами музея, беседовали с его работниками. А Мария Рябец, восьмиклассница, взяла интервью у первого руководителя города Шелехова – Поздняка Владислава Викторовича, который, будучи комсомольцем, прибыл на строительство алюминиевого завода и самого города. Маша написала замечательный очерк о Владиславе Викторовиче в областной газете «Мои года».

Уверен, если она прочтёт роман «Как закалялась сталь» Николая Островского, то прочтёт его с удовольствием. Ведь она познакомилась с Владиславом Викторовичем, который, как и Павка Корчагин, строил социализм.

Наши чиновники-либералы говорят, что социализм изжил себя, ибо он неперспективен. Лукавят господа-чиновники.

И понятно, что литератор Фаина Ивановна с 30-летним педагогическим стажем сможет объяснить суть событий, ибо родилась в Советском Союзе. А вот педагоги, родившиеся в капиталистической России, после развала Советского Союза, вряд ли могут популярно и доступно рассказать о том сложном, но великом времени.

Напоминаю, читатель, что и Китай, и Вьетнам, и Куба, и Северная Корея – социалистические страны и Владимира Ильича Ленина прекрасно знают и почитают. Люди, живущие в этих странах, читали труды Ленина. И с огромнейшим интересом читают Достоевского, Чехова, Чернышевского и других российских писателей ушедших веков. Почему? Потому что это классика. И духовный уровень граждан указанных выше стран на порядок выше капиталистических. В социалистических странах взяты советские программы обучения, потому что они были самыми лучшими в мире.

В Китае на улице очень мало играющих детей или слоняющихся подростков. Каждый школьник считает, что он должен возвеличивать свою родину своими добрыми делами. Китаец с утра до ночи учится, читает, сдаёт экзамены и снова учится параллельно с работой. Поэтому в школьную программу включён роман «Как закалялась сталь» Николая Островского. И китайцы строят «новое общество» подобно Павке Корчагину – больно и не щадя себя. А всё для того, чтобы страна процветала и становилась ещё более могущественной.