Памяти Нади Рушевой
Будущая художница родилась в столице Монголии Улан-Баторе, где в то время работали её родители. Нужно сказать, что семья была творческой. Отец Николай Константинович Рушев был театральным художником-постановщиком. Мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева – балерина. Знакомство родителей Найдан (настоящее имя художницы) произошло в Тувинском музыкально-драматическом театре, где они вместе служили. В 1950 году их командировали в дружественную Монголию, где Наталья стала работать педагогом-балетмейстером, а Николай – театральным художником.
Вскоре после рождения дочери семья вернулась в Москву, откуда был родом отец.
Когда Наде было пять лет, родители начали обращать внимание, что она рисует практически без перерыва, с утра до вечера. При этом отец, который, как уже было сказано, являлся профессиональным художником, никогда не учил её никаким приёмам, не объяснял, как держать карандаш, пользоваться красками и т.д. Она до всего доходила сама.
Когда Наде было семь лет и она училась в первом классе, произошёл такой случай.
Папа решил почитать дочке «Сказку о царе Салтане» Пушкина. Надя взяла блокнот, карандаш и пока папа громко, по-театральному, с выражением читал, всё время что-то рисовала. Когда сказка закончилась, закончился и блокнот. В нём было 36 иллюстраций к только что услышанной сказке.
И это не были детские рисунки. Персонажи были вполне узнаваемы, в них чувствовался характер героев, фигуры не были статичными. Сейчас эти рисунки хранятся в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Рисование стало для Нади жизненной потребностью. Каждый вечер она садилась к столу, брала альбом и рисовала, выплёскивая на бумагу впечатления прожитого дня.
У Нади была необыкновенная способность – она никогда не делала никаких набросков, эскизов и даже не пользовалась ластиком. Каждый штрих ложился именно туда, куда было нужно. Когда её спрашивали, как ей это удаётся, она говорила: «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».
В 1962 году Надя начала заниматься в только что открывшемся Дворце Пионеров на Ленинских горах у педагога Людмилы Александровны Магницкой, которая сразу поняла, с каким уникальным дарованием ей пришлось столкнуться. Она познакомила Надю со скульптором-анималистом академиком Василием Алексеевичем Ватагиным.
Просмотрев рисунки девочки, Василий Алексеевич подарил ей свою книгу «Записки анималиста» с надписью:
«Милая Надя! Жду, желаю и верю в твои большие успехи. Твой дедушка В. Ватагин. 9 марта 1963 года»,
Её родителям он посоветовал:
«Не будем мешать её саморазвитию, оно и так бурлит. Не надо её учить – надо лишь воспитывать. Пусть по-прежнему ходит в обычную школу, а через год-другой вернёмся к этому разговору».
В 1963 году, когда девочке было всего 11 лет, её рисунки были опубликованы в газете «Пионерская правда». Тогда же произошло её знакомство со знаменитым итальянским сказочником. Состоялась встреча Нади с известным итальянским детским писателем Джанни Родари. Пришедший в восторг писатель организовал отправку работ московской школьницы в Италию, где они были выставлены в галерее города Генуи, а затем отправились за океан в США.
В 1964 году рисунки Нади Рушевой публикует популярнейший журнал «Юность». Рисунки сопровождаются большой статьёй о необычайно одарённой девочке, а в актовом зале редакции проходит выставка Надиных работ. Осенью того же года более 80 работ выставляют в главном здании МГУ.
При жизни юной художницы прошло 15 её персональных выставок – в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
С каждым годом её работы становились все серьёзнее. Она создает большие циклы иллюстраций к «Войне и миру».
В 1966 году произошло огромное событие в культурной жизни нашей страны. В журнале «Москва» впервые публикуют роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Надя Рушева, которой в это время было всего 14 лет, создаёт цикл иллюстраций к бессмертному произведению, который специалисты и сегодня считают лучшими из всех созданных за более чем 50 лет, прошедших со дня первой публикации романа. К сожалению, это был последний цикл её работ.
28 февраля 1969 года Надя Рушева вместе с отцом отправилась в Ленинград, где принимала участие в съёмках документального фильма «Моя Пушкиниана». На следующий день после возвращения домой она встала, с аппетитом позавтракала и начала собираться в школу. Отец, находившийся в другой комнате, вдруг услышал вскрик и звук падения тела в прихожей. Кинувшись к дочери, Николай Константинович увидел, что девочка лежит на полу без сознания. Приехавшая скорая помощь забрала Надю в больницу, где та скончалась через несколько часов. Причиной трагедии стала врождённая аневризма сосуда головного мозга, внезапный разрыв которой привёл к кровоизлиянию.
Юная художница похоронена на Покровском кладбище, находящемся неподалёку от парка Царицыно.
У юной художницы осталось около 12 тысяч рисунков.
Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Также работает музей Нади Рушевой в московской школе №470, где она училась и которая сегодня носит её имя. После смерти Надежды Рушевой прошло более 160 её выставок в Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Печатается в сокращении.