Особый мир «Игры престолов»

Текст: Елизавета Старшинина , Фото: автора и из открытых источников , Пятница , № 16 от 26 апреля 2019 года , #Общество , #Тема недели
В «Игре престолов» много интересных женских персонажей. Санса Старк воспитывалась как будущая жена короля, чтобы во всем ему угождать и слушаться. Но вместо этого она стала невестой одного садиста, а потом женой другого. В результате характер Сансы изменился до неузнаваемости, от романтической девочки ничего не осталось, зато она стала самой мудрой
В «Игре престолов» много интересных женских персонажей. Санса Старк воспитывалась как будущая жена короля, чтобы во всем ему угождать и слушаться. Но вместо этого она стала невестой одного садиста, а потом женой другого. В результате характер Сансы изменился до неузнаваемости, от романтической девочки ничего не осталось, зато она стала самой мудрой

Главные герои сериала королева Миерина Дейенерис Таргариен и король Севера Джон Сноу. Дейенерис одержима идеей переустройства мира, а Джон еще не определился. Но оба хотят победить демонического Короля Ночи. Считается, что кто-то из них должен погибнуть. Не хотелось бы
Главные герои сериала королева Миерина Дейенерис Таргариен и король Севера Джон Сноу. Дейенерис одержима идеей переустройства мира, а Джон еще не определился. Но оба хотят победить демонического Короля Ночи. Считается, что кто-то из них должен погибнуть. Не хотелось бы

На прошлой неделе начался показ восьмого, последнего сезона культового сериала «Игра престолов». «Пятница» не смогла проигнорировать это событие. Тем более что премьера сериала практически затмила другие мировые новости, даже выборы на Украине и пожар в соборе Парижской Богоматери многие СМИ рассматривали сквозь призму событий в «Престолах».

Почему сериал стал социальным и культурным явлением и почему он интересен не только простому зрителю, но и ученым, политикам, управленцам? Об этом мы решили поговорить с историком, научным сотрудником Иркутского краеведческого музея и одновременно специалистом в сфере современных сетевых коммуникаций, доцентом ИГУ Ильей Сосновским.

Можно найти все и для всех

— В чем феномен «Игры престолов»? Почему она захватила мир от Запада до Востока?

— Мы вчера монтировали фильм, сроки поджимают… и тут наш монтажер говорит: «Стоп, вышла новая серия «Престолов», срочно смотрим, я ждал ее неделю». И пока мы смотрели, я ловил себя на мысли, как это виртуозно сделано. Это грамотный маркетинговый проект, на нем завязана целая индустрия, много маркетинговых фишек в него вложено.

— Это то состояние, которое Стивен Кинг обозначил gotta (в переводе с английского — «должен»), когда человек буквально с ума сходит, пока не узнает, что в книге или сериале произойдет дальше. Но добиться этого состояния — чтобы человек жаждал читать/смотреть дальше — удается немногим авторам. Это талант.

— Дело в том, что большая часть современных сериалов — продукт скоропортящийся, чем больше сезонов, тем хуже качество. Снимают быстро, экономят, и самое главное, страдает режиссура. В отличие от них «Игра престолов» сделана очень дорого и качественно: сценарий, режиссура, подбор актеров, локаций, грим, костюмы, компьютерная графика. Разумеется, сюжет — он разворачивается неожиданно, он нетривиален. И никто не может предположить, чем это все закончится. И еще, безусловно, он завораживающе эстетичен. Современное общество, столь падкое на красивые селфи и луки в «Инстаграме», с удовольствием эту картинку поглощает. Плюс к этому… многих зрителей впечатляло обилие обнаженных сцен. Люди реагировали на неприкрытую наготу, на натурализм, на сексуальность. Этого в первых сезонах было очень много.

— Возражу, я читала отзывы, в которых этот аргумент опровергается. Зрители пишут, что их привлекает не секс и нагота, а неоднозначность героев. Привлекает, что из самого распоследнего негодяя и ничтожества могут прорасти необыкновенные добродетели. И плюс непредсказуемость сюжетных линий.

— Говоря о натурализме и эротизме, я ориентировался на отклики студентов, часто звучал именно этот ответ. Эротизм — это своего рода элемент рекламного действа, первичное привлечение внимания. А дальше внимание переключается на сюжет, который вовлекает и захватывает. Восприятие действия происходит на нескольких уровнях, сначала на уровне фабулы, потом на уровне осмысления героя, потом происходит осмысление его поступков. Люди проходят все эти уровни в процессе просмотра и растут вместе с героями. Конечно, если бы в сериале все строилось на обнаженке, то он быстро бы наскучил. В «Игру престолов» зрители втягиваются постепенно, их захватывает нетипичность развития сюжетных линий. Все это побуждает строить догадки и предположения. До сих пор никто не знает, чем все закончится.

— Поэтому в сети можно найти массу теорий и версий.

— Интересно, что современные молодые люди, выросшие на клипах и рекламных роликах, просматривая старые фильмы, восхищаются: «Боже, как это круто. Как классно делали». Действительно, современные фильмы и сериалы сделаны по клиповому принципу, в них нет целостности, глубокой проработки истории, масштаба, эпичности. А в «Игре престолов» все это есть. И при этом «Игра престолов» доступна для понимания, это не какая-то сложная режиссура в духе Дэвида Линча. Здесь все очень понятно и при этом неожиданно. И в этом квинтэссенция. По такому же принципу создаются мемы, когда происходит неожиданное переосмысление реальности в игровой форме. В «Игре престолов» мы не понимаем, что произойдет дальше с героями. Они могут подняться из грязи в князи и наоборот упасть, внезапно погибнуть или воскреснуть.

— Еще что интересно, в «Игре престолов» есть политический слой, исследующий природу власти. Там представлены разные типы лидеров: есть пассионарный диктатор (Дейенерис), есть беспринципный прагматик (Серсея и Тайвин Ланнистеры), есть религиозный фанатик (Воробейшество), есть идеалист (Нед Старк) и есть метафизическое воплощение зла (Король Ночи). И их стратегии и решения немедленно вызывает бурную дискуссию на форумах и в соцсетях. Когда Дейенерис приказала казнить вельможу, который отказался ей присягнуть, фанаты сериала сравнивали ее с Полом Потом, Ким Ир Сеном, даже Гитлером. Другие ее оправдывали, говоря, что война есть война, в ней нет места милосердию: если враг не сдается — его уничтожают.

— Уверен, если бы Мартин и сценаристы четко обозначили, где черное, где белое, то зрители не стали бы так смотреть и обсуждать. Создатели «Игры престолов» словно предугадывают запрос зрителя на конфликты и спорные моменты, отталкиваясь от проблем, которые реально всех заботят: война и мир, милосердие, справедливость, политическая целесо-
образность. «Игра» является отражением современной реальности. Человек смотрит на персонажей и узнает в них себя, потому что модели поведения достаточно приближены к жизни. Это не идеальные герои традиционных фэнтези. Зрителю легко себя с ними идентифицировать. И хотя основа фильма мифологическая, но мы можем вытянуть из него абсолютно любую актуальную проблему. С миром Средневековья коллизии сериала непосредственно не связаны.

— Да, они носят универсальный характер.

— И поэтому так широка аудитория сериала. Он не так сложен, чтобы его невозможно было понять, и он вовсе не так уж оторван от современности. В антураже альтернативного Средневековья с замками, драконами, колдунами, магией оказываются очень близкие нам герои, проблемы, отношения. Поведение героев современно, оно находит отклик и понимание у зрителя, оно приближено к нам больше, чем к Средневековью. Многие герои соединяют в себе зло и добро, и это помогает нам себя понять, может даже принять, и принять героев, их поступки, так нам близкие. Любой зритель в любой стране мира способен понять этот мир.

— «Игра престолов» породила многочисленные дискуссии о роли веры и религии в обществе, о религиозном фанатизме, что очень актуально сегодня. Например, для одних зрителей Воробейшество ассоциируется с Великим инквизитором, для других он воплощение святого Франциска.

— Классические произведения всегда осмысляют проблемы, которые были, есть и будут: жизнь и смерть, свобода воли и предопределенность, вера, добро и зло… В «Игре престолов» тоже через разных героев поднимаются вечные вопросы, и именно они рождают мощную дискуссию, потому что их переосмыслять пытались всегда и будут переосмыслять всегда, несмотря на меняющуюся реальность.

— Сразу на ум приходит судьба Пса Клигана, прошедшего сложнейший путь от исполненного ненавистью убийцы до защитника слабых и обездоленных.

— Все эти вечные темы вплетены в сериал доступно и органично.

— И без нравоучительного пафоса…

— В нем можно найти все для всех: интересную историю, материал для научного анализа, юмор, зрелище. И разные люди, разных социальных слоев, этносов, вероисповеданий, находят в нем свое.

— «Игра престолов» объединяет!

— Да, сериал не ориентируется на какое-то абсолютное добро и зло, на какие-то эталоны и авторитеты. Он их разрушает. Создатели саги с удовольствием дают зрителям возможность самим анализировать и выбирать.

— И было бы огромным разочарованием, если бы «Престолы» закончились традиционным хеппи-эндом. Не хочется, чтобы выскочил какой-то бог из машины, или Азор Ахай, который бы всех спас.

— Действительно, кто сядет на Железный трон, совершенно неясно, в этой вселенной трон совершено спокойно может занять Король Ночи. И мир изменится навсегда. Кажется, что этого произойти не должно, но никто до конца не уверен. (Смеется.)

— Более того, зловещий Король Ночи вполне может оказаться главным носителем добра. В мире «Игры престолов» возможно все.

— Да, он совершенно не раскрыт. Пока. И это не просто так.

— И напоследок стоит отметить, что «Игра» не просто шоу, посмотреть и забыть, она побуждает многих людей учиться дальше. Читать книги по истории, социологии, психологии, праву, антропологии, физике. Думать, исследовать и делиться своими открытиями с другими. Это же замечательно!

— К этому стремятся все педагоги мира, ищут способы мотивировать школьников и студентов читать и анализировать. Причем другие киноадаптации фэнтези, «Хоббит», к примеру, не так побуждают к самостоятельному к чтению. А «Игра престолов» — очень.

Что за сериал

«Игра престолов» — американский телесериал канала HBO в жанре фэнтези, основанный на цикле романов «Песнь Льда и Огня» Джорджа Р. Р. Мартина. Съемки «Игры престолов» начались в 2010 году. Всего вышло восемь сезонов. Сериал получил множество наград, в том числе несколько «Эмми». Вокруг него возникла мощная субкультура: люди строят теории и гипотезы, занимаются толкованием символики и изучают историю Средневековья. За девять лет «Игра престолов» стала одним из самых крупнобюджетных проектов на современном телевидении. Одна серия последнего сезона стоила около 15 млн долларов. А весь сезон — 90 млн. Это сопоставимо с бюджетом «Властелина колец».

Читайте в номере: Известные иркутяне и "Игра престолов"

Бран Старк, он же Трехглазый Ворон. В его судьбе очень хорошо прослеживаются сложные причинно-следственные связи. Обычный мальчик, став калекой, обретает чудесный дар видеть то, что неподвластно другим
Бран Старк, он же Трехглазый Ворон. В его судьбе очень хорошо прослеживаются сложные причинно-следственные связи. Обычный мальчик, став калекой, обретает чудесный дар видеть то, что неподвластно другим