Осинский район: родина шаманов, художников, фермеров

Местные жители знают свою родословную до двенадцатого колена
Оса расположена у подножия горы Хоригто. Это культовое место, почитаемое бурятами рода Хогой. Согласно преданию, на горе в XVII веке был захоронен великий шаман Булхэ — выходец из Монголии.
Оса расположена у подножия горы Хоригто. Это культовое место, почитаемое бурятами рода Хогой. Согласно преданию, на горе в XVII веке был захоронен великий шаман Булхэ — выходец из Монголии.

Александра Иванова является режиссером-постановщиком театра кукол « В гостях у веселой Сэсэгмы». Ее родословная богата удивительными историями и преданиями.
Александра Иванова является режиссером-постановщиком театра кукол « В гостях у веселой Сэсэгмы». Ее родословная богата удивительными историями и преданиями.
Иван Хамгушкеев — потомственный шаман. К нему за помощью обращаются жители всего Усть-Ордынского Бурятского округа.
Иван Хамгушкеев — потомственный шаман. К нему за помощью обращаются жители всего Усть-Ордынского Бурятского округа.
Антонина Осодоева сделала портреты почти всех своих близких и родных. У нее сложилась крепкая творческая семья.
Антонина Осодоева сделала портреты почти всех своих близких и родных. У нее сложилась крепкая творческая семья.

Осинский район относится к тем территориям, где особенно крепка связь поколений и сохранен родной язык. Эта земля славится знаменитыми учеными, спортсменами, творческими людьми и, конечно, шаманами. Во многих населенных пунктах дети с малых лет общаются на бурятском языке, знают обряды и традиции. Здесь каждая гора, степь, местность имеет свою красивую легенду, предание, быль. Именно по этой причине мы не могли не включить этот удивительный край в наш проект «Родовой знак». Найти людей, которые могли бы рассказать о своих предках, не представляло сложности. Богатые материалы хранятся в Осинской межпоселенческой библиотеке им. В.К.Петонова. Его руководитель Марфа Урбаева познакомила нас с тремя семьями, которые, как и много веков назад, по-прежнему соблюдают традиции своего рода, чтут предков и составляют свое генеалогическое древо.

Подвиг прадеда Василия

Александра Иванова работает педагогом дополнительного образования Осинского дома детского творчества, преподает в музыкальной школе, а также является режиссером-постановщиком театра кукол «В гостях у веселой Сэсэгмы», который появился здесь не так давно. Свою неуемную энергию, любовь к труду она, судя по ее рассказу о семье, унаследовала от родителей. В ее роду были одни труженики, люди закаленные, с сильным характером. Эти качества им много веков назад привила прародительница рода, бабушка, чье имя, к сожалению, пока так и не удалось установить.

— Мы являемся представителями янгутского рода. Наша прабабушка в шестом колене родилась и выросла в Улейской долине, затем вышла замуж и уехала на бурят-янгутскую землю. Там она родила двоих сыновей и рано овдовела. Как это тогда бывало, родственники супруга ее начали притеснять, обижать, а поскольку бабушка у нас была с сильным характером, она не стала терпеть и, собрав в дорогу детей, вернулась на родину. Можно сказать, в никуда, — рассказывает Александра Эрнстовна.

Женщина сразу обратилась в улейскую управу и попросила место для житья. Ее направили в местность Табан хушуун, что переводится как «пять пальцев». Согласно старинной легенде, она образовалась, когда знаменитый Гэсэр победил черного богатыря Лобсоголдоя. Он бросил злодея на землю, и место, которого коснулась его рука, так и назвали — Табан хушуун. Прародительница там побродила, посмотрела, обнаружила, что нет даже воды, и вернулась назад. Тогда ее отправили жить в тайгу. Она снова ушла, выбрала себе место для жилья и там поселилась вместе с сыновьями. Сейчас там расположена деревня Тагай. В ней и по сей день живут ее потомки. Брат и племянники Александры Ивановой.

— Сыновей ее звали Адрей и Убугун. У Убугуна родился сын Елай. От него и произошла наша фамилия Елаевы. В свою очередь у Елая было два сына: Бантя и Тагай. У Банти был сын Василий, у которого родились трое детей: Юмцыр, Тампе, дочь Шаха. Мой род пошел от дедушки Тампе, — перечислила свою родословную жительница Осы.

Интересную историю она поведала о старшем сыне прадеда Василия. Юмцыр окончил в Иркутске школу юнкеров и дослужился до подпоручика, стал белогвардейцем. Его расстреляли в то же время, что и Колчака, в 1920 году. В те годы его отец Василий был очень обеспеченным человеком, из тех аграриев, что трудились не покладая рук для своей семьи.

— В Иркутске был магазин. Мы точно не знаем, был ли он нашего прадеда или его друзей, купцов. Но склоняемся, что все-таки не его. Когда Юмцыра расстреляли, друзья деда взяли его тело и поместили в ледник в этом магазине. Там оно хранилось полгода, пока дорога не устоялась и прадед Василий не смог приехать за его телом в Иркутск. Он загрузил его и, поскольку по главному тракту было ехать опасно (сын был одет в обмундирование, в котором его и расстреляли), добирался до родины окольными путями. Сколько времени занял у него этот длинный тяжелый путь, неизвестно. Но его поступок можно назвать подвигом, не каждый решился бы на такой смелый шаг. Похоронил дед Василий Юмцыра на своей земле, там же установил памятник. Его впоследствии разрушили, затем снова восстановили. Поскольку Юмцыр был молод, неженат, по сложившейся традиции он стал хранителем нашего рода.

Летчик, пчеловод, фермер

Кроме того, в семье Александры Эрнстовны есть и шаманы. Самым известным был брат Василия, Муу узы. Когда он умер, его тело сожгли, как это было тогда принято. У него остались сын Федор, прошедший всю войну, дочь Тамара Упхосова, которая сейчас живет в Ангарске, и вторая дочь, проживающая в Томске.

— Как я уже говорила, моя ветвь пошла от деда Тампе. По-русски его звали Тимофей. У него было три сына: Михаил, Кирилл, мой отец Эрнст и сестра Зина. Их дети сейчас проживают в Улан-Удэ, Забайкальском крае, Якутске, Осе, Улее, Тагае. Нас у отца две дочери, и мы обе живем в Осе. Но я хотела бы вернуться к нашему прадедушке Василию. Он занимал высокий пост в Улейской долине, был большим хозяйственником, и в 1937 году его арестовали и расстреляли в Туруханском районе Красноярского края. Там много репрессированных тогда полегло. Наш дедушка Тампе был в то время учителем, работал в Тункинском районе. Кстати, имя папе дала супруга народного артиста СССР Лхасарана Линховоина, Вера Лыгденова, заслуженная артистка РСФСР. Они работали вместе с дедом, — рассказывает Александра Иванова. — После расстрела прадеда дедушка вернулся на родину. Он думал, что ему уже ничего не будет, однако по чьему-то поклепу его тоже арестовали, а затем расстреляли в Пивоварихе.

Папа Александры Эрнстовны мечтал стать летчиком, и после службы в армии он отправился поступать в Бугурусланское летное училище. Там ему пригодились смелость и упорство, доставшиеся от предков.

— Когда папа туда приехал, абитуриенты уже сдали один или два экзамена, поэтому его никто не собирался брать. Тогда он обратился к начальнику училища и добился того, чтобы ему разрешили сдать экзамены. Так он и поступил. После окончания он познакомился с моей мамой, Татьяной Хогоевной. Она тоже улейская, они знали друг друга с детства. И вот познакомились второй раз, уже взрослыми. Мама окончила пединститут в Улан-Удэ по специальности «русский язык и литература». Они поженились. Сначала папа летал в Улан-Удэнском авиаотряде, потом перевелся в Иркутский авиаотряд. Он построил дом в областном центре, в нем родились я и сестра Марина.

В 1970 году Эрнст Тимофеевич решил ехать на Север. Вместе с семьей он три года прожил в Жиганске, где летал на малой авиации, а затем перевелся в Якутский авиаотряд. Он был командиром самолета Ан-24. В общей сложности налетал 9 тысяч часов.

— Папа был нашим главным добытчиком. На Севере продуктов было мало, и он из каждого полета привозил нам и продукты, и одежду. У него был отличный глазомер. Наши размеры на глаз определял, и все подходило. Один интересный факт из его биографии: его другом был уроженец Олонок Борис Макаров, бывший летчик, известный также как двойник Брежнева. Они учились вместе, и пока работали, часто общались, а затем 30 лет не виделись. Когда Борис Макарович приезжал в Олонки, он заезжал в гости и к папе. Им было о чем поговорить, что вспомнить, — рассказывает Александра Иванова. — После того как папа вышел на пенсию в 41 год, мы приехали в Улан-Удэ, и там мы тоже покочевали по разным районам. Отец занимал руководящие должности в различных структурах. В 1988 году он решил вернуться на малую родину, в Улей. Сам построил дом, стал держать пасеку, а когда начало развиваться фермерство, зарегистрировал свое хозяйство одним из первых. В собственности было 50 га земли. Их использовали под овощи, зерновые. Через 10 лет они с мамой переехали в Осу, и здесь он построил еще один дом, в котором сейчас живу я. К сожалению, в этом году папа умер, и сейчас я жалею, что не записывала его рассказы, воспоминания. Он много знал, часто рассказывал и про наших предков, и об улейских родах в целом.

Партийный шаман

Уважаемым и известным человеком в Осе является Иван Хамгушкеев. Он унаследовал от своих предков дар шаманства, и сейчас его приглашают провести обряды, ритуалы по всему Усть-Ордынскому округу. Иван Хангалжинович является представителем онгойского рода в 10-м поколении.

— Наш род относится к племени Булагат по женской линии. От Булагата родился сын Тугалак, у которого было 7 сыновей и 3 дочери. От дочери Тугалака Толехоны родился сын, и назвали его Обогоном. У него было три сына: Хогой, Онгой и Онхотой. Жена Онгоя Мудай Тоодэй была большой шаманкой, имела все регалии шаманского достоинства. Впоследствии она была похоронена на горе Улангин Ундэр. Шаманский утха онгойского рода объединился с шаманским утха хурдутского рода через брачные связи, и образовался известный шаманский пантеон в Западной Бурятии. Их потомки по наследству стали шаманами: Тарянтай, Барянтай, Дэлхэтэ Зогдор, Дайбагар, Бахунай, Улазар, Борокшон, Осодой, Мухардай, Шалбагар, Балдагар, Морхоной, Хамгушка, — рассказывает Иван Хамгушкеев.

Почетный гражданин Осинского района родился в 1936 году в улусе Горхон. С 12 лет он начал работать на конной волокуше, грестилке, пароконной косилке, прицепщиком и помощником комбайнера.

— У родителей нас было девять детей, я самый младший. Шаманом стал старший брат, а когда он умер, дар передался мне. Но еще когда я учился в школе, ко мне обращались наши деревенские бабушки и дедушки с просьбой покапать. Я делать этого не умел, отказывался, но они говорили, что я шаманского рода и по отцу, и по матери, а значит, меня услышат. «От тебя примут, а мы тебе будем сами подсказывать, что надо говорить» — так говорили мне.

Иван Хангалжинович окончил училище механизации сельского хозяйства, а после работал трактористом, комбайнером, кукурузоводом колхоза «Память Калинина». В 1959 году он был назначен бригадиром Горхонской комплексной бригады, в течение трех лет избирался секретарем комсомольской организации. Учился в Улан-Удэнской советско-партийной школе, а затем был избран секретарем первичной партийной организации колхоза им. Карла Маркса. В 1974 году заочно окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС. Когда был образован Осинский район, он был назначен заведующим отделом организационно-партийной работы РК КПСС, а затем утвержден председателем Осинского районного комитета народного контроля. Шесть лет Иван Хангалжинович являлся председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Осинского района, а выйдя на пенсию, работал директором районного историко-краеведческого музея.

За время работы Иван Хамгушкеев получил немало наград и благодарностей за свой добросовестный, самоотверженный труд. Однако на этом его деятельность не закончилась. Теперь он является известным шаманом, и его помощи просят со всех уголков Усть-Ордынского округа. Несмотря на свою яркую коммунистическую жизнь, еще работая в райкоме, Иван Хангалжинович капал своим родственникам и близким. После выхода на пенсию его настигла шаманская болезнь. Он начал стремительно худеть. Гадалки велели ему принять шаманство. И сразу после этого его здоровье стало поправляться.

Сегодня осинский шаман участвует в тайлаганах, проводит годовые, родовые обряды. Вместе с супругой Валентиной Дмитриевной они живут душа в душу вот уже 60 лет. Вместе воспитали шестерых детей, сейчас у них 20 внуков и 10 правнуков! Самой младшей представительнице большой дружной семьи исполнилось два годика.

Семья из затопленной деревни

Крепкая творческая династия сложилась и у Антонины Осодоевой. Недавно жительница Осы открыла персональную выставку «Мой золотой родник». На ней представлены портреты ее близких и родных. На центральном месте — мама и папа.

— Мы хогоевского рода. Мой папа, Григорий Ербанов, родом из Матагана. Эта деревня была затоплена Братским водохранилищем. Ее выходцы обосновались в Ирхидее, однако мои родители сразу уехали в Осу. Я и мой старший брат родились в Матагане. Помню, когда приезжала в деревню, шла по траве, и она уходила в море. Из воды стояли зеленые деревья. Этот яркий момент очень отчетливо остался в моей памяти, — вспоминает Антонина Григорьевна.

Мама нашей рассказчицы родом из Кахи. Ее отец был репрессирован, но впоследствии реабилитирован. Он умер на Колыме. Брат Антонины Осодоевой через много лет привез фотографию дедушки, на которой он запечатлен с табличкой на груди «враг народа» и номером. Ему в то время было всего 38 лет, но выглядел он стариком. Бабушка вырастила одна трех детей.

— Из-за того что отец был репрессирован, мама не могла выучиться, она не была ни пионеркой, ни комсомолкой. Однако очень хорошо шила, вязала. Всю жизнь проработала в гостинице, где останавливались командировочные, водители дальних рейсов. Папин отец умер по дороге из Иркутска. Тогда машин не было, ездили на лошадях, и путь был очень длинным. Он отравился селедкой, и его прямо по дороге похоронили. Так наша бабушка осталась одна с девятью детьми. Отцу было всего пять месяцев, и бабушке пришлось его оставить, выйти на работу, чтобы прокормить семью. Так что детство ему тоже выпало тяжелое. Всю трудовую жизнь он проработал в Осе. Занимался ремонтом сельхозтехники.

Талантливы во всем

Вместе супруги воспитали пятерых детей. Старший брат Антонины Григорьевны погиб в 2006 году в авиакатастрофе в Иркутске. Он возвращался из Москвы после назначения его начальником ГАИ Улан-Удэ. Они погибли вместе с супругой. После тяжелой болезни скончался второй брат. Сестра Антонины Осодоевой сейчас на заслуженном отдыхе, брат Владимир — предприниматель, работает в Усть-Орде.

— Мы свой род помним и в мае обязательно проводим родовой обряд. Ездим на место, где раньше находился Матаган. Сейчас он вновь на суше. Старики показали нам, как располагались улицы, где находились дома. Их можно определить по оставшимся ямкам, — говорит Антонина Григорьевна.

Она окончила Иркутское училище искусств, где училась вместе со своей землячкой, также известной сейчас художницей Любовью Бертаковой. После училища работала в Улан-Удэ, а Любовь Архиповна — в Якутске. Однако в один момент их потянуло на родину. Они вернулись и в 1986 году открыли художественную школу. Ее окончили дети Антонины Осодоевой. Примечательно, что сын захотел стать учителем рисования и сейчас преподает в школе № 2. Также ведет кружки в Доме детского творчества. В свою очередь глава семьи, Сергей, преподает рисование в школе № 1.

— Так что вся наша семья учит детей рисовать, — с улыбкой говорит Антонина Григорьевна. — У нас проходят выставки художников из Иркутской области. Многие выпускники нашей художественной школы используют свой талант и в дальнейшей жизни. Сейчас учатся уже их дети. Я предпочитаю писать пейзажи, натюрморты. Мужу нравится выращивать цветы, а я их пишу. Примечательно, что и наши дети, племянники очень творческие люди. Одна племянница играет на маринхуре, другая в последнее время стала писать картины и сочинять стихи, внук играет на трубе, увлекается живописью, есть у нас и портретисты. Думаю, что любовь к творчеству нам передалась с генами от предков, потому что еще брат папы, мой дядя Алексей Петрович, окончил Иркутское художественное училище. Он писал вывески в деревне, а затем ушел на фронт и оттуда присылал нам портреты, нарисованные карандашом. Писал, что фотографироваться негде, и поэтому посылает нам автопортрет на бумаге. Он погиб возле Берлина, а его письма хранят племянники. Еще известно, что у моей мамы в роду были великие шаманы. Бабушка нам говорила, что их имена нельзя произносить вслух. В настоящее время наши дети, племянники живут далеко от дома: кто в России, кто за границей, но летом они обязательно собираются, приезжают в гости. Так что свих корней они не забывают и проведывают свою малую родину.

В 1986 году Антонина Осодоева и Любовь Бертакова открыли в Осе детскую художественную школу. В ее стенах выучились и сейчас учатся много талантливых ребятишек.
В 1986 году Антонина Осодоева и Любовь Бертакова открыли в Осе детскую художественную школу. В ее стенах выучились и сейчас учатся много талантливых ребятишек.