Орудие грабителя — телефон

11 миллионов украли мошенники у жителей Приангарья всего за две недели
В Иркутской области виртуальные грабители (основная масса их звонков делается из центральных регионов страны) постоянно ставят рекорды по изъятию сбережений у доверчивых граждан.
В Иркутской области виртуальные грабители (основная масса их звонков делается из центральных регионов страны) постоянно ставят рекорды по изъятию сбережений у доверчивых граждан.

В 2018 году мошенники украли почти 1,4 миллиарда рублей с банковских карт россиян. Это на 44% больше, чем годом ранее. Такова расплата за технический прогресс; доверчивые граждане, плохо разбираясь в банковских нюансах, открывают мошенникам доступ к своему счету. О случаях мошенничества СМИ трубят каждый день, но жертв аферистов так много, что можно подумать — люди не читают новости, не смотрят телевизор. Однако это не так. Человек может знать о схеме мошенничества, но в итоге растеряться, не суметь подключить критический анализ ситуации, ведь хитрый мошенник держит его на крючке.

Удаленный кредит  

По суммам, отнятым у жителей Иркутской области, мошенники регулярно ставят рекорды. Так, за две октябрьские недели жулики опустошили реальные и виртуальные кошельки граждан на 11 млн рублей.

Мошенники очень внимательно отслеживают все банковские нововведения. Возможно, многие уже обратили внимание на автоматизацию процесса получения кредита. Чтобы получить займ или оформить кредитную карту, сейчас необязательно идти в банковское учреждение, все данные можно передать в режиме онлайн и довольно быстро получить деньги, особенно если речь идет о небольшой сумме. Автоматизированной системой оформления кредитной карты и воспользовались мошенники, чтобы обмануть тулунчанку.

Жительница Тулуна сходу поверила аферистам, которые начали телефонный разговор с классической фразы: «Добрый день, вам звонят из банка…» Представился жулик тоже классически — сотрудником службы безопасности банка. Далее тулунчанку огорошили фразой: «С вашего счета пытаются похитить деньги». Не давая женщине опомниться, жулики попросили ее сообщить  паспортные данные и реквизиты банковской карты. Испугавшись потерять деньги, в тот миг тулунчанка даже не вспомнила, что у банка уже есть все ее данные.

Ну а дальше произошли довольно неожиданные для мошеннической схемы события — на счет женщины пришли 70 тысяч рублей. «Сотрудник службы безопасности» сообщил, что для того, чтобы сохранить компенсацию за доставленные неудобства, нужно перевести 70 тысяч на другой счет, и продиктовал номер своего «Яндекс-кошелька». Женщина пошла к банкомату и выполнила операцию.

Прошел месяц. Жительнице Тулуна позвонили из банка, и в этот раз это был настоящий банковский работник, который сообщил, что ей необходимо пополнить недостающую сумму лимита, равную 40 тысячам рублей. Так тулунчанка поняла, что те 70 тысяч были кредитом, которые оформили на нее мошенники. Женщина обратилась в полицию, в данный момент ведется расследование.

«Банковская ячейка»

История, в которую попала жительница Тулуна, меркнет на фоне преступлений, в которых фигурируют куда большие суммы. В последнее время становится все больше и больше случаев, когда мошенники на протяжении не одного дня, а то и недели «ведут» свою жертву, выкачивая из нее сумму за суммой.

Так, после звонка лжесотрудника службы безопасности банка 56-летняя жительница Братска поспешила в головной офис банковского учреждения. Липовый сотрудник сообщил братчанке, что с ее счета неизвестные пытаются снять деньги, и женщина надеялась прояснить вопрос в официальном учреждении. Однако мошенники чуяли, что «лед тронулся»: жертва начала переживать и даже паниковать. И когда она уже находилась в банке, убедили ее, что не нужно дожидаться очереди на прием к специалисту, можно все решить по телефону и как можно быстрее, иначе деньги исчезнут.

По совету лжебанкира братчанка перевела все свои накопления (600 тысяч рублей) на номер «страховой ячейки». Спустя некоторое время аферисты применили свой излюбленный ход — психологически человек не готов смириться, что по собственной глупости потерял свои деньги, и этим «несмирением» можно манипулировать. Мошенники сообщили братчанке, что для того, чтобы вывести деньги из «страховой ячейки», нужно удвоить сумму. Женщина набрала кредитов в разных коммерческих банках и отправила в «ячейку» еще 600 тысяч рублей. После этого номер телефона «банка» оказался заблокированным.

Еще одна жительница Братска — 81-летняя пенсионерка тоже лишилась своих накоплений. Мошенники, которые представились «аудиторами Счетной палаты Российской Федерации», выманили у пожилой братчанки 817 тысяч рублей. Изначально женщине пообещали 400 тысяч рублей в качестве компенсации за лекарственные препараты. Сначала бабушка оплатила страховку, потом услуги адвоката, потом справку о состоянии здоровья, курьерскую доставку и госпошлину… Еще одна жительница Братска 72 лет по абсолютно идентичной схеме лишилась 1,4 млн рублей.

Почти 1,4 млрд рублей украли мошенники в 2018 году с банковских карт россиян. Это на 44% больше, чем годом ранее. В Иркутской области виртуальные грабители (основная масса их звонков делается из центральных регионов страны) постоянно ставят рекорды по изъятию сбережений у доверчивых граждан. Почти каждый такой телефонный разговор преступники начинают с классической фразы: «Добрый день, вам звонят из банка…»

Актрисы-целительницы

Уличные мошенницы — гадалки, «целительницы» — тоже внедряют свое ноу-хау. Жертвами этой категории аферистов становятся пенсионеры, привыкшие доверять людям. В распоряжении сотрудников полиции оказалось две видеозаписи — на первой по улице города Усолья-Сибирского быстро и решительно шагает бабушка, за ней семенит женщина в платке, которая что-то эмоционально говорит и жестикулирует. На втором видео женщина в платке вышагивает с победоносным видом, а бабушка уже идет следом за ней.

Почему же так изменилось поведение пенсионерки и ее преследовательницы? Как потом расскажет 79-летняя бабушка сотрудникам полиции, к ней на улице привязалась женщина со словами, мол, «не могу смотреть, как вы хромаете, ведь от этого можно излечиться, и я могу помочь». У пожилой женщины действительно были проблемы с ногой.

Оказалось, что для лечения нужно было провести обряд, главным реквизитом которого станут накопления пенсионерки. Бабушка отнеслась к этому предложению скептически. Но вдруг к целительнице подошла другая женщина, которая чуть ли перед ней на колени не падала и слезно благодарила за полное исцеление своего сына. У бабушки, растроганной этой картиной, возникло доверие к целительнице.

Пожилая женщина пошла в банк и сняла все накопленные деньги — 100 тысяч рублей. Целительница завернула пятитысячные купюры в газетный кулек и на некоторое время отлучилась якобы для проведения обряда. Потом вернула кулек бабушке, сообщив, что его нельзя открывать. По пути домой женщина вспомнила, что забыла купить продукты, и пошла в магазин. Достала пятитысячную купюру из газетного свертка, попыталась ею расплатиться, да не тут-то было. Продавец увидела на купюре надпись «Билет банка приколов».

Сейчас сотрудники полиции проводят комплекс оперативно-разыскных мероприятий, направленных на установление личностей двух женщин, подозреваемых в совершении мошеннических действий под предлогом совершения обряда.

Мифическая компенсация

В последнее время группы в мессенджерах буквально разрываются от заманчивых предложений, которые рассылают мошенники. Вот самое популярное, орфография и пунктуация сохранены: «Я даже не знала, что вышло официальное пастановление о выплате компенсации за НДС. И что теперь я могу забрать свои законные деньги. Ну в общем решилась я получила 174 057 тысяч рублей. Не хатят чтобы народ знал, потому мала где эта информация прасачилась. Но я свою компенсацию праверила и забрала уже. Так что праверяйте и тоже получайте пока деньги из бюджета выделили, пока все еще не отменили». Далее идет ссылка на сайт. Следом мошенница для пущей убедительности отправляет еще одно сообщение: «А я забыла кстати, подруге та тоже выплатили. но ей блин прям больше. около 256 тыс, но я рада и тому что есть».

Можно предположить, что мошенники — бывшие двоечники по русскому языку, но вероятнее всего, послание составлено так коряво и примитивно, чтобы усыпить бдительность потенциальных жертв — мол, даже не слишком грамотному человеку под силу получить хорошие деньги. Судя по реакции в мессенджерах, народ понимает, что это лохотрон, однако нет-нет да и проскальзывает вопрос — что будет, если перейти по ссылке. Мы решил провести эксперимент.

Кликнув по ссылке, мы перешли на сайт, где нас встретила надпись «Единый компенсационный центр». Чтобы узнать сумму компенсации, требовалось ввести номер СНИЛС или паспортные данные. Вводим вымышленный номер и получаем информацию о доступных выплатах на общую сумму 130 111 рублей. Далее кликаем по большой красной кнопке «Получить деньги». Появляется маленькая фотография приятной женщины, под которой написано: «Здравствуйте, меня зовут Светлана. Я буду сопровождать ваши выплаты по СНИЛС. Для доступа к базам данных частных страховщиков Единый компенсационный центр взимает фиксированную плату, которая для вас составит всего 195 рублей». Кликнув на кнопку «Оплатить доступ», мы попадаем на платежный агрегатор е-pay, который прославился тем, что работает с мошенниками. За свои услуги платежный агрегатор берет 25% от перечисляемых сумм, зато не требует паспортных данных — мошенникам это очень удобно.

Платить жуликам мы не стали, но на сайте, посвященном лохотронам, нашли информацию о дальнейшем сценарии развода. После первой оплаты сайт попросит вас внести 450 рублей за пин-код, потом оплатить идентификатор за 550 рублей, потом 1700 рублей за налоговый вычет, далее 2750 рублей за работу оператора. Как мы видим, суммы не такие большие, и вряд ли обманутые мошенниками граждане пойдут в полицию. Данные сайты постоянно блокируют, но они множатся как грибы после дождя.

Еще один популярный метод развода — всяческие опросы, которые рекламируются в соцсетях. Там, как и при получении «компенсации», требуется выплатить комиссию, чтобы вывести заработанные за ответы на вопросы деньги, естественно мифические. Народ творчески подошел к переосмыслению посланий от мошенников, переставив некоторые слова, это сообщение тоже сейчас гуляет по мессенджерам: «А ведь я все не верил, но это правда! Сегодня прошел опрос, и мне прямо на карту ничего не перевели. У меня вся семья в шоке, в жизни ничего не выигрывал и сейчас сижу как дурак. Правда, смутило, что комиссию пришлось платить, я очень боялся. Не сомневайтесь, проходите тоже по ссылочке, и вас тоже обманут. Боже, мне никто не поверит!»

 Большинство случаев телефонного мошенничества очень похожи. Полиция призывает не доверять людям, которые представляются сотрудниками банка и требуют совершать финансовую операцию, и уж тем более не доверять звонкам о компенсациях — эта схема развода очень старая, но, к сожалению, работающая.
 Не лишним будет запомнить, что сотрудники служб безопасности банков никогда лично не звонят клиентам, не имеют полномочий интересоваться их персональными данными и рекомендовать им переводить деньги на какие бы то ни было резервные счета или в страховые ячейки.
 При возникающих проблемах обращайтесь исключительно лично в офис своего банка или по телефону горячей линии, номер которого размещен на вашей карте.

Сейчас полиция разыскивает женщину и ее подельницу, которые разыграли целый спектакль, чтобы обмануть пожилую усольчанку.
Сейчас полиция разыскивает женщину и ее подельницу, которые разыграли целый спектакль, чтобы обмануть пожилую усольчанку.