Орден за бой, орден за хлеб

Невероятная судьба крестьянина Матвея Мотовникова, который храбро сражался с фашистами, а в мирное время совершил трудовой подвиг
Послевоенное фото семьи Мотовниковых: Матвей Ефимович  и Мария Ивановна с детьми
Послевоенное фото семьи Мотовниковых: Матвей Ефимович и Мария Ивановна с детьми

Шёл май 1937 года. Крестьяне села Шахман Воронежской области занимались сельхозработами. Но Матвей Ефимович Мотовников, получивший переселенческий билет № 2062, выданный отделом НКВД Воронежской области, готовился к большому переезду. В документе говорилось, что Мотовников Матвей Ефимович является переселенцем и пользуется всеми льготами и правами, предусмотренными Законом о переселении от 1937 года.

Два месяца в дороге

Кроме хозяина усадьбы в билет от 14 мая 1937 года были вписаны его жена Мария Ивановна, сын Павел, дочь Валентина и мать Лукерья.

Вместе с Мотовниковыми в Сибирь собирались и другие семьи со всем своим скарбом и даже крупнорогатым скотом.

Сегодня даже трудно себе представить такой переезд, а этим людям предстояло ехать по железной дороге в товарных вагонах в течение 1,5—2 месяцев. В 1936—1937 годах из Воронежской, Тамбовской, Липецкой, Орловской, Рязанской областей в Восточную Сибирь были переселены сотни тысяч крестьянских семей для работы в колхозах и совхозах.

Иркутск стал большой промежуточной остановкой, здесь переселенцев распределяли по районам. Мотовниковым выпал далёкий Киренск. Погрузившись на тентовые баржи, переселенцы поплыли за буксирным пароходом вниз по Ангаре до речной пристани Заярска. Сейчас этот пункт покоится под гладью Усть­Илимского моря. От Заярска семьи переселенцев со скарбом везли на грузовиках до Усть­Кута. Следом крестьяне, сжираемые гнусом и комарами, гнали коров по летней жаре до берегов Лены — а это 250 километров! Короткий отдых, опять погрузка на баржи — и новый путь до Киренска, где определили постоянное место жительства: деревня Орлова, колхоз «Маяк Ильича».

Работа в сибирских условиях

Сельская работа для Матвея Ефимовича была привычной, а ещё и интересной. Незадолго до отъезда он окончил двухгодичные курсы агрономов, и ему хотелось знать, как в сибирских условиях выращивают хлеб и другие сельхозкультуры. Он работал с удовольствием. Но вдруг пришло в семью большое горе: неожиданно заболела и умерла дочь Валя — вероятно, сказался долгий переезд. Но вскоре в семье родился сын Валентин, а потом и Николай.

Едва Мотовниковы обжились в далёком краю, как началась война.

На тракторе под вражескими снарядами

 В конце августа 1941 года пароход Красноармейского завода собрал призывников из деревень и доставил их в райвоенкомат Киренска. Сибиряков в основном оставляли служить в Забайкалье: СССР готовился к войне с Японией. Когда выяснилось, что союзница Германии не будет нападать на Советский Союз, сибирские дивизии отправили на запад. Красноармеец Мотовников попал под Ленинград, по Ладожскому озеру вёз в осаждённый город продовольствие, а обратно — детей, женщин и раненых.

После прорыва блокады Матвей Ефимович оказался в распоряжении 4­й батареи 430­го гвардейского ордена Александра Невского артиллерийского полка 4­й гвардейской танковой армии 1­го Украинского фронта.

Лёгкая артиллерия всегда была на передовой. Доставлять боеприпасы и пушки на огневые позиции зачастую приходилось под огнём. Маневрировать трактором при налёте немецкой авиации было сложнее, чем автомобилем, но Матвею Ефимовичу всегда удавалось доставить орудие и припасы к месту назначения.

Из наградного листа: «За время наступательных боёв товарищ Мотовников, будучи водителем трактора и не имея ни единой аварии, прошёл без ремонта более двух тысяч км. Гвардии младший сержант Мотовников, несмотря на сильный огонь противника, всегда вовремя доставлял пушку на огневые позиции. При форсировании реки Шпрее на пути к позиции его трактор был обстрелян оружейно­пулемётным огнём, несмотря на это, товарищ Мотовников продолжал спокойно вести свой трактор. Во время обстрела Мотовников был ранен, но не ушёл с поля боя до тех пор, пока пушка не была доставлена на огневую позицию. И только после этого товарищ Мотовников согласился идти в госпиталь. Боевая задача была выполнена в срок. За проявленные храбрость и мужество в бою достоин государственной награды — ордена Красной Звезды. Командир 430­го гвардейского ордена Александра Невского пушечно­артиллерийского полка гвардии подполковник Шульженко»

Медалью «За отвагу» сибиряка удостоили за то, что при контратаке противника 5 февраля 1945 года сумел вовремя подвезти боеприпасы, личным оружием отбил рвавшихся к боевой машине немцев.

Война для сибиряка закончилась в Румынии. А потом — долгая дорога домой, где подрос уже старший сын, Павел, став главным помощником в семье.

Орден Ленина за большой урожай

После войны в ленских колхозах не было ни машин, ни тракторов, все работы выполнялись на лошадях.

Во время посевной в поле выезжали в 5—6 часов утра, а заканчивали работу только в девять вечера.

Матвей Ефимович возглавил полеводческую бригаду и в 1946 году получил неплохой урожай. К следующей посевной готовились более тщательно. На семена засыпали лучшее зерно, в результате урожай оказался рекордным для северного края — 20 центнеров с гектара. За трудовые успехи Матвей Ефимович Мотовников был награждён орденом Ленина.

В 1952 году сельхозартель «Ленский коммунар» деревни Сполошино избрала Матвея Ефимовича председателем. Это большая честь и доверие. Но семья осталась в Орловой, хоть разорвись. Попасть домой из одной деревни в другую можно было только на лодке, переплыв Лену, да ещё по орловским сенокосам и полям прошагать почти километр. Вот так и крутился председатель Мотовников семь лет, а потом ещё два года как председатель сельского совета деревни Сполошино. В 1961 году Матвея Ефимовича вновь избрали председателем колхоза. В общей сложности он отработал в Сибири 28 лет.

После войны родили и воспитали с Марией Ивановной дочь Галину, сыновей Александра и Владимира, а дочь Машеньку Мария Ивановна родила в 43 года.

В 1970 году семейство Матвея Ефимовича переехало в Киренск. В 1993 году наступила чёрная полоса в семье Мотовниковых: на 84­м году остановилось сердце Матвея Ефимовича. Не выдержав страшной вести, умер старший сын — Павел Матвеевич…

Мария Ивановна прожила ещё десять добрых лет.

Дети Матвея Мотовникова

Мне довелось учиться и работать вместе с Павлом Матвеевичем начиная с Петропавловской семилетней школы. В 1950 году мы оказались вместе в киренском ремесленном училище № 3, даже наши верстаки стояли рядом. Два года мы учились делать мебель и многое другое под руководством столяра­краснодеревщика  Фёдора   Васильевича Красноштанова. После училища пришли работать на Красноармейский судоремонтный завод (Киренская РЭБ флота). Начинали с должности рулевого на буксирных пароходах, а зимой работали в столярном цехе.

Павел Матвеевич в 1960 году поднимется на капитанский мостик буксирного парохода «Надежда Крупская», потом возглавит экипаж парохода «Днестр». Капитан Павел Мотовников стал мастером проводки большегрузных составов по своенравной Лене.

Когда по состоянию здоровья был вынужден уйти с капитанского мостика — пришёл в столярный цех. Павел Матвеевич на пару с Николаем Аверьяновичем Оболкиным, тоже бывшим капитаном, занимался отстройкой новых судов проекта Р33­ЛТМ.

Валентин Матвеевич после окончания Киренского ремесленного училища был зачислен на суда Красноармейского завода. В 1973 году Валентина Матвеевича назначают механиком­наставником паровых судов. Это были годы строительства Байкало­Амурской магистрали. За хорошую работу он был награждён медалью «За строительство Байкало­Амурской магистрали».

В 1983 году Валентина Матвеевича назначают начальником цеха силикатного кирпича. Вскоре он получил диплом «Лучший рационализатор Министерства речного флота РСФСР».

Третий сын Мотовниковых, Николай Матвеевич, после окончания железнодорожного техникума был направлен на строительство БАМа.

Александр Матвеевич пошёл дорогой, проторённой братьями: Киренское ремесленное училище, по окончании работал рулевым­мотористом на СПН­662, а затем три года отслужил в сапёрно­понтонной роте. После армии вернулся на речной флот, ему было суждено по всем статьям стать капитаном. Но в навигацию 1978 года, работая первым штурманом — первым поммеханика на СП­648, Александр Матвеевич получает известие, что тяжело заболела жена и он срочно нужен дома. Так закончилась его флотская карьера. И Александр Матвеевич стал кузнецом.

Владимиру Матвеевичу — пятому из сыновей, больше братьев довелось находиться рядом с отцом. Матвей Ефимович приучил его к технике. Возможно, поэтому после средней школы он поступил в Благовещенское танковое училище.

Пройдя путь от лейтенанта до полковника, он вышел в отставку, а сейчас ведёт военно­патриотическую работу среди молодёжи в Улан­Удэ.

Трагически оборвалась жизнь второй дочери Мотовниковых — Галины Матвеевны. Она работала товароведом в Киренском райпотребсоюзе. Её отправили с двумя грузчиками и продавцом спецрейсом в Усть­Кут за новогодними подарками. 17 декабря 1976 года самолёт, не успев набрать высоту, рухнул на землю и развалился на части. Погибли все…

Оставшихся без матери детей помогала воспитывать Мария Матвеевна — младшая из большого семейства Мотовниковых. Мария Матвеевна связала свою судьбу и работу с нефтегазовой промышленностью, работала диспетчером на вертолётной площадке в посёлке Надеждинск на Нижней Тунгуске, а с развалом посёлка переселилась в Ангарск, работая уже с сыном Алексеем вахтовым методом на буровых вплоть до 2017 года.

Она и сейчас говорит, что готова в свои 62 года лететь в тайгу на буровую. И я ей верю, потому что в этом кроется характер династии Мотовниковых: выдержка и стойкость, невероятная работоспособность и преданность своему делу.

Владимир Садохин, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран Киренской РЭБ флота