Опять дистанционка
Вторая четверть в школах Приангарья началась с перемен. Сначала ученикам на неделю продлили осенние каникулы, затем больше десяти городов и районов области перевели на дистанционный режим обучения: дети снова сидят дома, учителя ведут уроки при помощи гаджетов, а выполненные задания ученики пересылают им по интернету или относят тетради в школу. Параллельно с этим 9 муниципалитетов приступили к учебе в очном формате, еще 21 — в смешанном. Сразу скажем: полностью довольных нет ни в одной из групп — одни против учебы на дому; другие в ужасе, что их дети должны посещать уроки; третьи недоумевают, почему одни ходят в школу, другим нельзя, и наоборот. «Пятница» узнала, как будем учиться дальше, чего хотят родители и ученики и что об этом думают в министерстве образования.
— Неужели в свете всего, что сейчас происходит в регионе с коронавирусом, детей через неделю-две вернут в школы? — со страхом восклицает иркутянка Татьяна Нефедова, мать учеников 4-го и 8-го классов. — Мы даже от танцев отказались после каникул — зачем такие риски? Я за то, чтобы всю вторую, а может быть, и всю третью четверть дети оставались дома, пока не схлынет вторая волна заболеваемости.
Сын шелеховчанки Тамары Свирид ходит в школу — городские власти ввели смешанный режим обучения: «Не понимаю этого решения — кто-то дома, кто-то ходит на уроки. По мне, так всех нужно на самоизоляцию отправлять — к чему эти полумеры? Голова от них кругом и у педагогов, и у детей».
— Лучше уж на дистанционке, чем на кладбище, — категорически заявляет папа иркутского девятиклассника Артем Кушнарев. — Каждый день новости от родных и знакомых: этот заболел, этот в тяжелом состоянии, этот умер. Как я понимаю, дети могут принести вирус и заразить пожилых родственников. С нами живет моя теща — я за нее переживаю. Сами с женой сидим на удаленке, стараемся никуда не ходить — жизнь дороже.
В классных чатах и в комментариях под новостями, в семьях и на улицах школьники, родители и учителя размышляют, как лучше учиться, чтобы не навредить себе и родным и не отстать при этом по программе.
Пока все задают вопросы, иркутянин Михаил Ермаков, председатель регионального отделения «Родительского всероссийского сопротивления», вышел к зданию правительства Иркутской области с одиночным пикетом. Несколько часов 6 ноября мужчина стоял у «серого дома» в надежде быть услышанным. На следующий день с пикетами выходили еще двое единомышленников Михаила.
— Я отец двоих школьников. Нужно сразу сказать: мои дети справляются со школьной программой, несмотря на дистанционку, все успевают, поэтому дело тут вовсе не в том, что мне или им это неудобно или трудно. Дело в другом. Я считаю, дистанционка — лишь создание видимости борьбы с распространением коронавируса в регионе. Такая мера не помогает существенно разрядить ситуацию, но при этом наносит вред образованию и детям. Как показали исследования, среди побочных эффектов — стресс, апатия, головные боли, проблемы со зрением и так далее.
Михаил объясняет: «Специалисты считают, что детям коронавирус не страшен и они не могут считаться основными его разносчиками, поскольку главным образом он распространяется во взрослой среде. Но при этом предприятия, торговые центры, кинотеатры, кафе — все продолжает работать. Почему, когда по области было меньше сотни заразившихся, мы все сидели на самоизоляции, а теперь, когда каждый день выявляется больше 200 заболевших, единственная мера направлена в адрес школьников? Безусловно, эффект будет, но он будет незначительным на фоне острой ситуации в области. Это лишь видимость борьбы для отчета перед вышестоящими структурами, о масштабной разобщенности речи нет».
Позицию Михаила разделяют многие иркутяне, однако региональные власти пока не делали никаких заявлений на тему введения добровольно-принудительной самоизоляции. Впрочем, если весной такие решения принимались на уровне главы государства, то теперь всю ответственность президент возложил на руководителей регионов и отошел в сторону. Хватит ли ресурсов (моральных и материальных) у губернатора на более решительные шаги, чем удаленка для школьников, покажет время. А пока силы министерства образования области направлены на разъяснение принятых решений и успокоение граждан.
— Каждый из 42 муниципалитетов, ориентируясь на эпидемиологическую обстановку, самостоятельно определил, в какой форме будут обучаться дети в этот непростой период, — начала свое выступление в понедельник, 9 ноября, в прямом эфире на платформе соцсети «ВКонтакте» Наталья Геннадьевна Черных, заместитель министра образования Иркутской области. — Таких форм несколько — очная, дистанционная и смешанная. Решение принято на одну-две недели. Подчеркну — речи о том, что мы уходим на дистанционку на неопределенное время, нет! Речь об удаленном режиме обучения на одну-две недели.
В министерстве говорят, что основная цель перехода на дистанционку — максимальная рассредоточенность школьников: две недели каникул плюс две недели дистанта, по мнению чиновников, должны дать положительный эффект в борьбе с коронавирусом. Для большей эффективности секции и кружки должны также работать в строгом соответствии с рекомендациями: группы не более 10 человек, маски, регулярная обработка дезинфекторами и т. д. А в тех городах и районах, где школы перешли на удаленку, дополнительное образование также должно перейти на обучение с использованием дистанционных технологий.
— Что касается качества успеваемости на дистанционном обучении — это актуальный, важный, серьезный вопрос, — отвечает на вопросы слушателей Наталья Черных, — но у нас есть опыт прошлого учебного года. Целую четверть школьники получали знания в таком формате, и при этом Иркутская область показала хорошие результаты по ЕГЭ. И все же, я еще раз подчеркну, уважаемые родители, дистанционная форма — это не навсегда, это временная мера, не стоит волноваться!
Нашлись слова и для сторонников отказа от очной формы обучения. В ответ на вопрос, можно ли в индивидуальном порядке уйти на дистант, замминистра напомнила о 34-й статье закона об образовании, которая регламентирует такую норму, как индивидуальный учебный план: «Нужно хорошо подумать, насколько это действительно необходимо, ведь тогда у учителя увеличится нагрузка, а об этом тоже не стоит забывать. К слову, есть еще одна форма — семейное образование. Ее тоже можно рассмотреть, если желание оставаться дома перевесит».
Но если уйти из школы на домашнее обучение можно, то вот отменить дистанционку в индивидуальном порядке не получится.
— Есть такое понятие, как режим работы образовательного учреждения, и если в школе издан приказ о дистанционном формате, то это означает, что учреждение работает в удаленном режиме с использованием дистанционных технологий, — пояснила замминистра. А это значит, что всем сторонам образовательного процесса, стоит набраться терпения и дождаться окончания смутного времени. Это обязательно случится.
У кого что болит…
9 ноября на странице правительства Иркутской области в соцсети «ВКонтакте» в прямом эфире выступила заместитель министра образования Наталья Черных, она рассказала о переходе образовательных учреждений на дистанционный режим обучения. «Пятнице» показались интересными комментарии зрителей эфира:
Анна Иванова: «Очень плохо учителя заполняют Дневник.ру. Для дистанционного обучения детей нам, родителям, нужно знать тему и задание. Не рыскать в поисках задания от каждого учителя. Школа на письмо о работе Дневника.ру не отреагировала. Если школа будет выведена с дистанта, мы не будем возвращать детей в школу. Нам нужна платформа, которая позволяет хотя бы узнавать темы и задания».
Елена Козырева: «УстьИлимск — лидер по коронавирусу, умирают жители и врачи, а студентам СПО необходимо пройти квест, чтобы попасть на учебу, так как общественный транспорт не справляется со своей задачей».
Яна Тютикова: «Могут ли родители выбрать формат обучения в школе? Во время каникул число заболевших ковидом выросло. Что будет, когда дети выдут на очную учебу, если лечить нечем и некому?»
Надежда Ширма: «Как вы относитесь к той информации, что пандемия — это прикрытие продвижения цифровизаци населения?»
Евгения Миногарова: «Как же «нравится» мне решение нашего департамента: 1—8е классы пусть будут в безопасности, а 9е и 11е пусть будут в риске!»
Дарья Трифанова: «Как быть работающим родителям, как оставлять ребенкапервоклассника одного при дистанционном обучении?»
Александр Кровнов: «Невозможно дать детям качественное и объективное образование дистанционным способом! Видимо, цель — взрастить стадо, которым будет проще управлять, а не забота о здоровье детей».
Олег Машанов: «Люди против дистанта, хотя каждый день смертей по 15—20. Дети — главные разносчики! Вы что делаете?»
Тамара Дукельская: «Как учащийся 7го класса сам сможет понять материал и выполнить задание по новым предметам? Не все родители могут помогать ребенку, ведь мы целый день на работе. Дети таким обучением не усваивают материал учебный. Дети съехали с этой формой обучения».
Татьяна Емельянова: «Весной не было дистанта!!! Это было самообучение!»
Светлана Кроткова: «Как быть, когда трое школьников и все одновременно не могут не могут заниматься в зуме. У нас в школе сказали: если ребенок отсутствует на уроке в зуме, то ставится пропуск и двойка. У нас один телефон, и уроки идут одновременно. Оставляли заявку на помощь. Тишина. И номер горячей линии теперь не работает».
Василина Соболевская: «Странная ситуация — общеобразовательные школы ушли на дистант, а музшколы работают в очном режиме».
Марина Ващенко: «Цифры касательно заболевших фальшивые, потому что больных легкой формой и бессимптомной, а также контактных сотни! Тестов не хватает, больницы переполнены, при этом студенты, сбив температуру, идут на учебу, дабы не отстать, многие, не дождавшись результатов теста, скрывая факт перенесенного заболевания, идут в вуз! Не могут меры профилактики обезопасить в полной мере, это театр абсурда — закрывать глаза на смертельную опасность! Тысячи людей рискуют жизнями!»
Ангелина Николаева: «Преступники! 127 детей со всей области всего болеют, никто не умер, а школы закрыли! В войну, под бомбежками, когда тифом болели, не закрывали! Придется отвечать за такие преступные приказы!»
Весной и большую часть лета львиная доля родителей школьников, а вместе с ними и часть учителей пребывали едва ли не в паническом состоянии, подогреваемом слухами, что готовится или даже уже принят закон, по которому с 1 сентября дистанционное обучение будет введено тотально, безальтернативно и навсегда. Люди собирали подписи под многостраничными петициями и обращениями, требующими запретить дистанционное обучение, опасаясь «дебилизации», «цифрового аутизма» и «полного стирания личности». Власти самого высокого уровня неоднократно официально уверяли, что все это не больше чем фейк, но граждане сомневались, считая, что таким образом пытаются усыпить их бдительность. Время показало — очное обучение никуда не исчезло. Впрочем, случилась вторая волна заболеваемости коронавирусом, а вместе с ней всколыхнулось массовое состояние предыстерики.