Омулёвый багаж

Занимательные истории аэропорта острова Ольхон
В 60-е годы самолёты на остров летали чаще, чем сегодня ходят маршрутки
В 60-е годы самолёты на остров летали чаще, чем сегодня ходят маршрутки

Владимир Иннокентьевич Прокопьев (в первом ряду в центре) с сотрудниками аэропорта Качуга в 1970 году. На заднем плане — самолёт Ан-2. Прокопьев закончил свою карьеру пилотом Ту-104 — одного из первых в мире реактивных самолётов гражданской авиации
Владимир Иннокентьевич Прокопьев (в первом ряду в центре) с сотрудниками аэропорта Качуга в 1970 году. На заднем плане — самолёт Ан-2. Прокопьев закончил свою карьеру пилотом Ту-104 — одного из первых в мире реактивных самолётов гражданской авиации

Первый самолёт Ан-2 на остров Ольхон прибыл 9 мая 1945 года с новостью о победе в Великой Отечественной войне. Посадка в центре посёлка Хужир оказалась не очень удачной: самолёт задел растущие сосны, получив незначительные повреждения. Лётной команде пришлось остаться в райцентре — ждали из города запасные детали к самолёту.

В 1957-м, в год проведения IV Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, после долгих поисков для размещения аэродромной площадки на широких просторах вблизи села Харанцы был открыт небольшой аэропорт с земляной аэродромной площадкой. Длина взлётной полосы составляла 600 м, ширина — 70 м. На территории аэродрома установили небольшой флигель, над которым колыхался конусообразный ветроуказатель. Здание аэропорта состоит из четырёх комнат. В одной из них жили семьи работников аэропорта; во второй комнате, пилотской, отдыхали авиасотрудники; в зале ожидания находилась касса, располагалось 12 кресел для пассажиров, там же были большие весы для взвешивания багажа; в четвёртой находилось радиобюро, поддерживалась связь с диспетчерами в населённых пунктах и с пилотами самолётов.

Первым начальником аэропорта стал Виктор Викторович Танкович — по характеру живой, энергичный, общительный человек. Семья Виктора Викторовича жила в Хужире, по Байкальской улице, в здании аптеки. Супруга Людмила работала фармацевтом. В семье росли двое детей. Виктор Викторович ездил на новой рабочей машине ГАЗ-51 — одной на весь остров, поэтому местные помнили даже её номер: 23-22 РД. Помощником-радистом приняли Леонида Перфильевича Наумова. Его жену Лидию устроили медицинской сестрой в Харанцах. В 1967 году семья Танковича переехала в Иркутск.

Леонид Перфильевич Наумов, окончив в Иркутске курсы, перевёлся работать начальником аэропорта в Дальнюю Мую на Ангаре, Усть-Удинского района. В аэропорт Харанцов в то время перевели молодую семью Ильи Илларионовича и Надежды Гиляровны Седых, которая приехала на остров из Иркутска. Илью Илларионовича назначили начальником, Надежду Гиляровну — кассиром аэропорта. Жили они в одной из жилых комнат здания, где у них родилось трое детей: Валера, Андрей и Олеся.

В то время самолёт Ан-2 совершал до 6—7 рейсов за день, в зависимости от времени года, праздничных и каникулярных дней и количества пассажиров, так что работы было хоть отбавляй.

Старожилы вспоминают, что до 1961 года билет на авиарейс стоил 130 руб., после денежной реформы — 13 руб. Позднее цена на билет снизилась и стала равна 8 руб. Далее он только дорожал и достиг 11 руб. На борт пассажиры могли поднять 10 килограммов ручной клади. Если груз превышал норму, за «омулёвый» багаж платили. Работали два маршрута. Перелёт на Ан-2 рейсом 53 от Хужира (так он назывался) до Иркутска занимал один час, а рейс 138 с посадками в населённых пунктах по Байкальскому узлу (Еланцы, Бугульдейка, Хужир, Онгурены) — два-три часа.

Островские библиотекари вспоминают, что на районный семинар они летали в Еланцы за три рубля. Почта перевозилась в этом же самолёте, для неё резервировали 150 килограммов. Газеты и журналы доставлялись до адресата быстро и качественно.

Штат работников аэропорта состоял из начальника, двух радистов, кассира, шофёра, моториста-дизелиста и сторожа-технички. Работали в аэропорту Николай Валентинович и Виталий Александрович Брянские, Николай Алексеевич Мирошниченко, Михаил Григорьевич Гуралёв, Олег Тимофеевич Нелюбин, Людмила Дмитриевна Дьякова, Александр Днепровский, Владимир Давлетович Баязитов, Евгения Васильевна и Павел Васильевич Рыковы, Алексей Васильевич Копылов, Владимир Перфильевич Наумов, Василий Егорович и Георгий Фёдорович Наумовы и многие другие.

В 1975 году радистами работали Николай и Валентина Пешковы — молодая семья приехала из Алтайского края. Во время летней рыбалки они оба утонули в Байкале. У них осталась четырёхлетняя дочь, звали её Оксана. В то время вместе с семьёй Пешковых жил брат Николая, школьник. Детей взяла к себе сестра Николая.

В 1976 году Илья Илларионович переводится на должность радиста. Начальником аэропорта назначают Владимира Иннокентьевича Прокопьева из Иркутска.

Использованы материалы Baikzori.ru.

Неприметный земляной аэродром выдают флигель-сарай с прикреплённым сачком-ветроуказателем
Неприметный земляной аэродром выдают флигель-сарай с прикреплённым сачком-ветроуказателем