Ольхонская земля: родина шаманов и предсказателей

Потомки шаманов передают детям историю байкальского народа и рассказывают удивительные легенды о своем крае
В Ольхонском районе немало уникальных мест, которые являются жемчужинами этой самобытной земли. При этом каждое из них окутано мистической тайной и хранит свою легенду.
В Ольхонском районе немало уникальных мест, которые являются жемчужинами этой самобытной земли. При этом каждое из них окутано мистической тайной и хранит свою легенду.

В этом году Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский округ празднуют 80-летие с момента своего образования. Важно любить и уважать ту землю, на которой живешь. А чтобы уважать, нужны знания. Но много ли мы знаем о традициях нашего многонационального региона? Столетиями здесь складывалась уникальная культура, которая помогала выжить в непростых климатических условиях. Этот опыт до сих пор помогает людям в повсе­дневном быте. Подчас мы сами не замечаем, как строим жизнь, используя методы, которые оставили нам наши предки. 

В новом проекте «СМ Номер один» мы расскажем вам о ремеслах и обычаях, которые имеют особое значение для людей, живущих в Приангарье. Познавая прошлое, мы формируем будущее для себя и своих детей.

 

Валентин Хагдаев – потомственный шаман. К нему за помощью обращаются люди со всего света.
Валентин Хагдаев – потомственный шаман. К нему за помощью обращаются люди со всего света.
В Ольхонском районе  проживают эхириты, булагаты, хоринцы.
В Ольхонском районе проживают эхириты, булагаты, хоринцы.

В Ольхонском районе проживают представители трех бурятских племен: эхиритов, булагатов и хоринцев. Однако есть и другие, малочисленные бурят-монгольские народы, которые нашли приют на побережье Байкала. К ним, например, относятся сэгэнуты и хайталы. На ольхонской земле у каждого рода есть своя история, свои легенды и предания. Некоторые из них широко известны общественности, а другие передаются из уст в уста только в кругу семьи. И тем они более ценны.

«Прадедушка ездил на санях без лошади»

Когда речь заходит о культурной жизни народа, первым делом все всегда обращаются к первоисточникам: в музеи, библиотеки, дома культуры. И Ольхонский район тому не исключение. Здесь стараются не только сохранить традиции и обычаи своей нации, но и передать их последующим поколениям. Принято считать, что каждый ребенок должен знать не менее восьми поколений своей семьи. Кто-то в этом преуспевает, а кто-то только спустя десятки лет начинает интересоваться историей своей семьи.

— До 35 лет я жила, как говорят, как «Иван, не знающий родства». По отцовской линии я почти ничего не знала. Папа умер рано, а дядя находился далеко, в Еравнинском районе Республики Бурятия. Ему по наследству передалось шаманство. Знающие люди ему сказали, что нужно приехать на родину, поклониться своим корням, совершить обряд. Он начал брызгать всей нашей земле, и от него я узнала историю своих предков, — рассказывает Татьяна Маркисеева, директор МБУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр «Ольхон». — Оказалось, что мы принадлежим к небольшим остаткам бурят-монгольского народа сэгэнутского племени. Когда-то наш род жил где-то в Алтайском крае, а после перекочевал сюда. В книге Станислава Гурулева «Что в имени твоем, Байкал?» я нашла факты, подтверждающие это. Он писал: «В верховьях Лены, в ареале бурятских родов племени эхиритов, особняком проживает несколько бурятских родов, которые, по их преданиям, являются выходцами с Алтая и не относятся ни к одному из трех крупных племен бурят — ни к булагатам, ни к эхиритам, ни к хори».

Старожилы рассказывали Татьяне Николаевне о том, что пока предки шли с Алтая, они терпели большую нужду и невзгоды. Они настолько голодали, что им даже приходилось есть помет зайцев. Когда они дошли до реки Лены, то построили плот и поплыли на нем вниз по реке. Там, где плот остановился, они и стали жить. Правда, совсем недолго. Через некоторое время их вытеснили тунгусы. И сэгэнуты вновь продолжили путь, пока не обосновались в местности Умбура Ольхонского района. Этот улус находился в семи километрах от центрального населенного пункта Куреть. Его название происходит от бурятского «умба», что значит «чистый». Считалось, что там трава обладает целебной и живительной силой. Согласно переписи 1895 года, в улусе проживало 10 мужчин и 11 женщин. Через него шла дорога в Огул, Баганту, Долгую степь, Хогот, Иркутск.

— Из поколения в поколение передается предание о том, что мой прадедушка, шаман Асалхан, был «большим шаманом» и обладал огромной силой. Он, как Емеля из русской народной сказки, ездил на санях без лошади, а одной рукой мог повалить лошадь на землю. Об этом до сих пор рассказывают старики-алагуйцы. Еще они говорят, что в Шара-Тоготе тоже был такой дедушка. В память об Асалхане в местности установлено сэрге, и согласно годовому календарному циклу потомки рода Умбуры приходят на эту землю, чтобы поклониться своим предкам, отдать дань уважения.

Родоначальниками Умбуры являются Асалхановы, Шобогоровы, Щеботкины. Издавна жители занимались звериным промыслом и рыбной ловлей. Скот летом выгоняли в Чимкиру, которая находилась в трех километрах от деревни. У шамана Асалхана были сын Тапхадай и две дочери: Хатуне и Адюнай.

— Дочерей он выдал за обеспеченных людей. Одна из них, Хатуне, вышла замуж за парня из деревни Малая Бугульдейка. После революции, в 1925 году, они сбежали в Забайкалье. Говорят, у них было столько богатства, что они планировали впоследствии уехать в Австралию. Но дороги были перекрыты, и им пришлось спрятаться в Еравнинских степях. Там они и обосновались.

О второй дочери мало что известно. Она также вышла замуж за состоятельного человека, кулака, и, возможно, в лихие годы их раскулачили и репрессировали. Сын Тапхадай взял в жены девушку также из шаманского рода. С ней он воспитал двух сыновей — Василия и Николая. В 1935—1941 годы он работал председателем Косо-Степского сельсовета, в 1942 году погиб под Ленинградом.

Его сын Василий переехал жить к тете Хатуне в Еравнинский район. Там он и пустил корни: работал, женился, растил детей. А папа Татьяны Николаевны, хоть его тоже звали в Забайкальский край, остался на малой родине. Он работал на рыборазводном заводе, пока тот не развалился. Когда Тане исполнилось два года, семья переехала в Еланцы. После ликвидации улуса его добротные дома были вывезены в Куреть. Там часть из них пошла на строительство семилетней школы. Впрочем, место, где находилась Умкара, и сейчас не забыто. Туда приезжают потомки сэгэнутов.

Ольхонский предсказатель

Примечательно, что на ольхонской земле жило много сильных шаманов. Как рассказывают местные, один из них даже мог ходить по воде, другой, так же как шаман Асалхан, ездил в санях без лошади. Однако самым известным из людей, обладавших уникальными способностями, являлся Барнашка. Его называли предсказателем. Он был родом из улуса Шулута, находившегося неподалеку от Еланцов. В школу не ходил и грамоте не учился. Однако это не помешало ему стать великим провидцем.

Впрочем, при жизни на него почти никто не обращал внимания, и признание он получил только после смерти, когда его предсказания начали сбываться. Содержание его предсказаний передавалось из поколения в поколение в устной форме, при этом кто-то добавлял в них свое, и оттого доподлинно неизвестно, что из прогнозов действительно принадлежит ему.

О его жизни мало что известно. Не сохранилось ни одной фотографии, личной вещи, документа, только портрет неизвестного автора. В молодые годы он 19 лет провел в скитаниях, переходя из одного улуса в другой, и таким образом он прошел все улусы Приольхонья, затем по льду перешел в Баргузинскую долину, оттуда дошел даже до Монголии. Затем он вернулся на родину и стал жить в Шулуте. Барнашке приписывали предсказания о падении власти государя с черными волосами, битве бедных и богатых, четырехлетней войне, о появлении электричества, радио, автомобилей, великой огненной войне. Он говорил, что «люди на 70 лет забудут Бога, но Бог снова придет».

Со слов одного старика, который хорошо знал Барнашку, известно, что предсказывать он начал после 20 лет. Он ходил по домам и рассказывал будущее. Говорил много, временами безостановочно, и обычно в такие часы стоял, прислонившись спиной к печке. Он все держал в голове, никто за ним не записывал, а сам он не умел. Барнашка говорил о том, что под землей будут бегать огненные змеи, Байкал опояшут железным поясом, появятся телеги, не знающие устали, и от них будут биться люди, и будет много травмированных. Про радио он пояснил так: «В домах будут висеть ящики, откуда польется человеческая речь, но людей вы там не увидите». Зачастую ему не верили, гнали, а порой избивали и забрасывали камнями. Будущее, о котором он говорил, пугало людей. Широко распространено его предсказание о том, что придет время, когда буряты покинут родные места, а затем может случиться «страшная 40-дневная огненная война, когда на земле возникнут огненные смерчи», после которой люди станут меньше ростом и разбредутся по всему свету.

Известно, что у Барнашки родились двое детей: дочка и сын. Сейчас их потомки, правнуки и праправнуки предсказателя, по-прежнему живут в Ольхонском районе. Возможно, кому-нибудь из них и передадутся гены великого предка.

Уроки шамана

Вместе с тем и сейчас на побережье Прибайкалья живут известные шаманы. Один из них Валентин Хагдаев. Когда речь заходит об истории края, о населении, преданиях и традициях, все жители сразу отсылают к нему. И в этом нет ничего удивительного. Много лет Валентин Владимирович посвятил краеведению, руководил местным музеем и вкладывал в умы местных ребятишек знания корней. Он водил их в походы и приобщал к древним легендам.

Валентин Хагдаев происходит из племени булагатских бурят, рода буян. Родился в деревне Тонта. Его род насчитывает 19 поколений шаманов. Есть у Валентина Владимировича особая, так называемая шаманская метка — раздвоенный большой палец. Народные традиции ему передала бабушка. Она сразу поняла, что родился новый шаман. Первое посвящение он принял в 1990 году. Тогда получил статус «странствующего шамана» («ябаган-боо»). В 1995 году Валентин Хагдаев стал дипломантом конкурса улигершинов на этнокультурном фестивале монгольских народов «Гэсэриада — 1000 лет», а в 2000-м инициировал возрождение фестиваля «Ёрдынские игры», который проводится у священной горы Ёрд на берегу Байкала.

Сегодня знаменитый краевед и шаман по-прежнему читает лекции, проводит обряды-обереги, лечит людей. Его рассказы всегда очень интересны и познавательны. Особый упор он делает на историю своей родины. Как с сожалением признает Валентин Владимирович, сегодня молодое поколение забывает родную речь, меньше уделяет внимания изучению своих истоков.

— В настоящее время Ольхонский район населяют преимущественно русские и буряты. Примерно 50 на 50, однако, к сожалению, даже то бурятское население, которое есть, постепенно забывает свою родную речь.  Для того чтобы они знали свой исконный язык, с ними нужно заниматься ежедневно и постоянно. Причем начинать необходимо уже с яслей. Дети должны жить в своей языковой среде, и только тогда мы будем иметь результаты, — уверен ольхонский шаман. — Каждый народ оригинален и неповторим, и созданный им язык, фольклор, традиции и обычаи несут черты своеобразной самобытности, тем самым внося свой бесценный духовный вклад в сокровищницу мировой человеческой истории и культуры. И гибель одного народа, одного языка и культуры — это должно быть трагедией для всего человечества.

Исполняют свое предназначение

О сохранении традиций, возрождении культурного наследия говорит и Галина Хамарханова, жительница села Шара-Тогот, заслуженный учитель РФ.

— Мы не сумеем сохранить язык без одновременного познания истории и культуры, зарождения и развития нации. Ребенок должен владеть не только языком, но и историей народа, на языке которого он говорит. Наши предки были мудрым народом, оставляли нам, наследникам, изумительные писаницы, которые были прочитаны исследователями древностей. Первобытный художник-летописец высек бронзовым орудием 13 лебедей на прибрежной скале Саган-Заба Ольхонского района — страницу родословной родного народа. Или наскальные изображения великолепных скакунов на валунах, найденные археологами в горе Манхай Эхирит-Булагатского района. Эти памятники — доказательство проживания предков бурятского народа в Прибайкалье, в Приольхонье до нашей эры. Знание племени и рода позволяет чувствовать силу и единение со своим народом.

Галина Протасовна рассказывает, что ее предки по отцу были шаманами. Она хорошо помнит своего дедушку. К нему за помощью приезжали из разных уголков края. Он был не только шаманом, но и костоправом. И потому не случайно ее троюродный брат стал заслуженным врачом РФ. Он выполнил свое предназначение. А сама Галина Хамарханова стала педагогом, и в этом, по ее словам, тоже заслуга ее предков. Ведь шаман по сути — это своего рода учитель: он наставляет людей, дает им определенные знания.

— Дедушка был замечательным человеком, к нему все ехали за советом. Я хорошо запомнила колокольчики, которые у него были среди атрибутов. Когда он бил в них ладошкой, колокольчики издавали такой волнующий, зовущий, летящий звон. Очень красиво звучали. Когда я пошла в 6-й класс, дедушки не стало. И все его шаманские атрибуты ушли вместе с ним, за исключением колокольчиков. Но и они не сохранились. Так сложилось, что спустя годы мы все уехали из деревни, а то, что не взяли с собой, оставили в амбаре. Кто-то его вскрыл, колокольчики выкинули.

У нее дома хранится ксерокопия царской переписи, которая свидетельствует о том, что ее прадеда звали Бурлэ Турунхаев. Он был очень сметливым человеком. Когда начались репрессии, он подарил свой деревянный дом в Тоготе, где находился летник, советской власти, и его не стали трогать. Двух своих младших сыновей — дедушку Галины Протасовны и его брата-близнеца — он женил на двух богатых невестах с берега. Омуль тогда давал большое богатство.

— У моей бабушки в приданом была зингеровская машинка, золотые царские монеты, украшения с золотом, серебром, кораллами. Она ходила в бобровой шапке и пальто с бобровым воротником.

Ее папа перед войной поступил в художественное училище, а затем оттуда ушел на фронт. Вернувшись домой, он стал портретистом. Компартия поручила ему делать портреты вождей, членов политбюро, и они висели во всех школах района, с ними ходили на демонстрации. Параллельно он работал в школе преподавателем черчения и рисования. Затем он уехал в Иркутск, получил еще одно образование, стал председателем торговых коопераций. При нем две женщины из села Шара-Тогот стали отличниками советской торговли СССР. Кроме того, по словам Галины Протасовны, он был метким охотником: ходил на косулю, медведя, оленя. Старики рассказывали, что пока они забивали одно животное, ее папа успевал подстрелить уже двух. Со своей женой он познакомился здесь же, на родине. Вместе они воспитали троих детей. Сейчас на родине осталась только Галина Хамарханова, брат и сестра уехали в Бурятию.

В своей родной школе Галина Протасовна сегодня преподает факультативный курс «История и культура рождения байкальского народа. В поисках истоков родного народа». Помимо этого она собирает старинные экспонаты, которые ей привозят, приносят жители района. Среди них есть небольшой каменный круг, на котором натирают зерно, керамическая посуда, изготовленная еще руками курыканов. Все эти изделия она показывает детям и рассказывает удивительные истории своего края.

— Жить на байкальской земле и не знать историю живущего тысячелетия на этой земле народа — значит, жить под угрозой потери и земли, и нации. История, культура, язык и земля — это единое, неразделимое целое. С 2014 года я рассказываю друзьям, детям, знакомым богатейшую историю бурятского народа. Каждый человек обязан ее знать, гордиться ею и преумножать.