Ода трактору

Песня о железном коне собирает тысячи поклонников
Такое оригинальное выступление, пожалуй, редко где можно услышать и увидеть. Нукутскому району выпала такая редкая возможность.
Такое оригинальное выступление, пожалуй, редко где можно услышать и увидеть. Нукутскому району выпала такая редкая возможность.

По словам героини клипа Алины Дондуковой, самым сложным было вставать в четыре часа утра и выдвигаться в поле на съёмки, а самым приятным —  кататься на тракторе.
По словам героини клипа Алины Дондуковой, самым сложным было вставать в четыре часа утра и выдвигаться в поле на съёмки, а самым приятным — кататься на тракторе.

В августе прошлого года в селе Хадахан Нукутского района группа «Shono», которая с каждым годом становится всё более популярной, сняла первый клип на народную бурятскую песню «Колхозный трактор». Это произведение было написано в начале XX века. Его главный герой – колхозный трактор, верный товарищ, с помощью которого люди в деревнях работали с утра до вечера и кормили свои семьи. В песне воспевается мощность и надёжность «железного коня». В наши дни она по-прежнему не теряет своей актуальности.

Съёмки на холодном рассвете

В современном исполнении национальной песни удивительным образом переплелись рок и горловое пение. И это не единственная примечательная черта. В клипе присутствует особенный колорит. На фоне бескрайних полей и завораживающего вида реки Ангары Илья Архинчеев лихо управляет трактором, словно герой бурятского эпоса Гэсэр едет на своём мощном коне, преодолевая все трудности на пути. Своеобразный образ в клип внесли фотографии рок-музыканта Виктора Цоя и мастера боевых искусств Брюса Ли. 

Видео сняли буквально за два дня. Съёмочная группа начинала работу, как только вставало солнце, и продолжала до позднего заката. Главная героиня Алина Дондукова, обладательница Гран-при конкурса «Красавица Ёрдынских игр-2019», рассказала, что во время съёмок самым сложным было вставать в четыре часа утра и в холодное утро выдвигаться в поле на съёмки, а понравилось девушке больше всего кататься на тракторе.

— Когда выложили клип в соцсети, люди в комментариях писали, что благодаря ему словно окунулись в атмосферу 90-х годов и вспомнили молодость, — поделилась Алина Дондукова.

Как признались другие участники, самым интересным для них был процесс съёмок. Сложнее всего было собрать всех героев видео и согласовать некоторые моменты съёмок, так как съёмочная команда находилась в Улан-Удэ, и там же проходил процесс монтажа, а сама группа находилась в Иркутске.

Воплотить замысел своего клипа исполнителям помогло сельскохозяйственное акционерное общество «Приморский», которое с удовольствием обеспечило группу комфортными условиями, сельскохозяйственной техникой и остальными атрибутами для съёмок. Для хозяйства это стало новым интересным опытом. Многие жители отметили, что благодаря этому клипу они вновь вспомнили о том, в каком замечательном живописном месте они проживают, взглянули на него свежим взглядом.

Народные волки

Теперь расскажем немного о группе «Shono». Её создателем является Александр Архинчеев. Он родом из Осинского района, посёлка Бильчир. Окончил музыкальный колледж им. П. И. Чайковского, отделение бурятских народных инструментов по классу морин хуур. Затем отработал четыре года в Бурятском государственном национальном театре песни и танца «Байкал», играя в оркестре. Однако всё это время в глубине души Александр Архинчеев всегда мечтал создать свою уникальную группу.

— Однажды услышал запись одного монгольского исполнителя на кассете и решил за ним повторить. Мне понравилось, и я стал учиться горловому пению. Такое исполнение называется хархира, это низкое горловое пение, нижний обертонный звук получается, — рассказывает Александр Архинчеев.

В 2013 году музыкант вместе с гитаристом из Бурятии Зоригто Батоцыреновым дали несколько концертов во Франции. Александр пел народные песни, играл на морин хууре, а Зоригто исполнял народные мелодии одновременно в блюзовой и фолковой манере.  После этого у Александра Архинчеева появилось желание организовать группу в подобном направлении.

Как-то на занятия к музыканту пришёл бас-гитарист Владимир Сидоров, русский парень, который овладел одним из стилей горлового пения и стал мастером высокого уровня в этом направлении. Вместе они решили попробовать сыграть фолк-музыку. Так в 2014 году и родилась этно-группа под названием «Shono», что в переводе означает Волк. Шоно считается великих тотемом одного из бурятских родов. Группа исполняет бурятско-монгольскую народную музыку в современной обработке с элементами горлового пения.

В январе 2016 года группа выпустила свой первый альбом «Hunters» («Охотники»). С тех пор состав коллектива поменялся два раза. Исключением стал музыкант-басист. До пандемии группа активно ездила с гастролями во Францию, Польшу и Казахстан. В 2018 году выступили в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости.

Как отметил Александр Архинчеев, сегодня молодое поколение не особо воспринимает культовые песни своих предков. Для того, чтобы молодёжь не забыла свою культуру, артисты решили создать смешение этнической музыки с элементами рока, джаза и блюза.

Сегодня руководитель группы работает в Осинской школе искусств, где преподаёт детям горловое пение и учит играть на народном монгольском инструменте морин хууре. В будущем планирует создать сольное пение, связав горловое пение с электронной музыкой.

Кроме того, Александр около семи лет ездит во Францию, где обучает этому завораживающему древнему искусству пения. Там у музыканта также есть свои ученики. В 2008 году он участвовал в горловом пении на конкурсе «Дыхание земли» в Улан-Удэ и занял первое место. Александр Архинчеев является обладателем золотых дипломов, которые он завоевал в 2008 и 2018 годах на Международном фестивале «Алтаргана», исполняя улигеры. В 2018 году исполнитель давал мастер-классы по горловому пению в США, штате Оклахома.

Лимбэ, бас-гитара, перкуссия

Сейчас группа состоит из четырёх человек. Сам Александр исполняет горловое пение и играет на таких инструментах как морин хуур и лимбэ. Евгения Томитова, которая является лауреатом и дипломантом многих международных конкурсов по инструментальному исполнительству, играет на 13-струнном щипковом инструменте – ятага. Другие участники группы играют на бас-гитаре, варгане, на ударных и перкуссиях. Как правило, этническая и фольклорная музыка не обходится без перкуссии, которая представляет особую категорию ударных инструментов, создавая и подчёркивая ритм в электронной, этнической и в любой другой музыке. В перкуссии используются бубен, кастаньеты, ковбелл, трещотки, бонги, колокольчики, маракасы и прочее.

В группе «Shono» музыкант Константин Токарский в качестве перкуссии применяет кахон, джембе, конга и различные шумовые эффекты: шум дождя, звук ручья, орешки и бубенчики… Как рассказал нам музыкант, барабанами он увлёкся на старших курсах университета, когда в руки попался маленький сувенирный этнический барабан. Звук этого инструмента настолько очаровал Константина, что после этого он начал коллекционировать различные перкуссионные инструменты. Затем музыкант начал играть на этнических барабанах совместно с другими музыкантами в ансамбле. Сегодня у Константина Токарского есть своя студия, которая называется «Space Jam Drum» при ИГУ, где он преподаёт ударную установку и перкуссию. Также есть одноимённый ансамбль этнических барабанов, в котором играют различные ритмы Африки, а также латиноамериканские ритмы: Куба и Бразилия. Ансамбль не раз участвовал в Иркутском карнавале в честь дня города и в других мероприятиях города.

Уникальный тандем

Особенность этой группы в том, что национальное горловое пение, характерное для Сибири, Монголии, Тибета и тюркских народов, исполняется в тандеме с современным роком. Неслучайно именно такая фолк-музыка стала набирать популярность. Она отличается своей самобытностью и неординарностью.

Известно, что в основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам природы: журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. Например, хархираа означает рык медведицы, исхэрэ - звук горного ручья, а хоомей ̶  голос горной козы.

В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы заманить добычу, скотоводы-кочевники с помощью голоса управляли домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос — сказания о богах и героях.

У коренных народов Севера горловое пение по сей день остаётся неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Где только не доводилось выступать группе «Shono»: во Франции, Польше, Казахстане. В 2018 году выступили в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, а в 2020-м их сценической площадкой стала и нукутская нива.
Где только не доводилось выступать группе «Shono»: во Франции, Польше, Казахстане. В 2018 году выступили в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, а в 2020-м их сценической площадкой стала и нукутская нива.