Объездная дорога на бизнес не повлияет

Почему жители Тельмы рады строительству нового участка Московского тракта
Через пять лет весь транзитный транспорт должен уйти с центральной улицы Тельмы.
Через пять лет весь транзитный транспорт должен уйти с центральной улицы Тельмы.

Ольга Хлебникова наслышана о грядущих переменах, но не видит в них ничего критичного для домашнего бизнеса.
Ольга Хлебникова наслышана о грядущих переменах, но не видит в них ничего критичного для домашнего бизнеса.

В этом году наконец произойдет событие, которого ждали много лет. В Усольском районе приступят к строительству нового участка федеральной трассы, которая обойдет и поселок Тельма, и Усолье-Сибирское. Его протяженность составляет 42 километра, так что о скором завершении работ пока говорить рано. Согласно официальным данным, это произойдет в 2024 году. Тем не менее водителей эта новость не может не радовать. Единственный вопрос, который возникает, — как к этому событию относятся жители Тельмы. Ведь уже исторически сложилось, что в поселке вдоль оживленной трассы находятся многочисленные точки общепита, а население регулярно снабжает проезжающих овощами и банными вениками. Все это в целом приносит неплохой заработок. Наш корреспондент побывал в старинном селении и узнал у жителей, рады ли они новой стройке

Сплошные плюсы

Вопрос о строительстве нового участка федеральной дороги зрел давно. Ведь в часы пик и в выходные пробка от Тельмы до конца Усолья­Сибирского растягивается на десятки километров, а если случаются аварии или ведутся ремонтные работы, то в заторах можно провести драгоценные часы. Поэтому неудивительно, что автомобилисты все как один говорят о том, что объездная дорога необходима. Новая транспортная магистраль позволит не только разгрузить дорогу, но и сделать ее комфортной и безопасной для всех.

Правда, скептики утверждают, что этот участок может сыграть и негативную роль. И связано это с жизнью Тельмы. Ведь жители центральной улицы городского поселения, приноровившись за много лет к интенсивному потоку транспорта, делают на нем свой нехитрый бизнес. Однако наша поездка доказала, что скептики глубоко заблуждаются.

Первым делом мы заехали в администрацию городского поселения Тельминского муниципального образования, ведь кто, как не ее глава Михаил Ерофеев, может доходчиво пояснить позицию своего поселения. Однако, к сожалению, нам не удалось его застать на месте, но сотрудники администрации заверили нас, что с поселком все будет хорошо. «Ведь вокруг Ангарска в свое время тоже построили объездную дорогу, и от этого сплошные плюсы», — подчеркнули они.

Овощи будут продаваться

Местные жители также в голос говорят о том, что новая дорога просто катастрофически необходима. Ведь большегрузные автомобили разрушают асфальт, а интенсивное движение не прекращается ни на минуту, так что пешеходы не могут перейти дорогу. Взрослые постоянно переживают за то, чтобы под колесами машин не оказались их дети. Об экологии этого густонаселенного поселка и вовсе говорить не приходится. Многие жители улицы Ленина признаются, что даже в жаркую погоду не открывают окна из­за запаха и пыли.

На одном из домов мы увидели заманчивое предложение купить свежую натуральную молочную продукцию и мимо проехать не смогли. Хозяйка Ольга Хлебникова, конечно, наслышана о грядущих переменах, но не видит в них ничего критичного для своего бизнеса.

— Я формирую очередь на свежий урожай за много месяцев вперед, мои покупатели меня хорошо знают, так что не думаю, что продажи сильно пострадают. Продукцию у нас приобретают местные жители из Тельмы, а также Ангарска и Усолья. Бывает, что из Иркутска народ покупает, дальнобойщики или из других регионов. Много своих постоянных клиентов, — рассказывает Ольга. — Мы круглый год продаем молоко, картошку, веники, а осенью капусту, морковку и тыквы. Конечно, продажа — это мой основной вид деятельности, в поселке нет никакой работы. Муж в Усолье на работу ездит, на Химпром. Поэтому сельское хозяйство — это значительный доход в семью. К тому же мне нравится этим заниматься.

По словам Ольги, сейчас у нее есть очередь уже на осенний урожай тыквы. Огород у семьи занимает больше 20 соток, так что всем овощам хватает места на грядках.

— Дети уехали в город жить и нас с мужем зовут к себе на постоянное место жительства, но мы уже никуда не поедем. Как мы будет там без своего хозяйства? А к постоянному движению машин мы все давно привыкли. Хоть они и доставляют массу неудобств: дорогу перейти невозможно, а каждую пятницу огромные пробки. Строительство новой дороги просто необходимо. А что касается нас — думаю, вряд ли эти изменения скажутся на продажах, — подытоживает Ольга Юрьевна.

Переносить общепит не планируют

Самое примечательное место в Тельме — это храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Возле нее вдоль дороги с обочин собирает монетки пожилая женщина Ольга. Она в Тельму на работу ездит из Усолья. А когда выдается свободная минута, собирает монетки возле церкви.

— Убираюсь возле столовой, разрезаю и складываю аккуратно коробки, — рассказывает бабушка. — Возле церкви собираю монетки, чтобы как­то выживать. У водителей есть поверье, что если бросишь денежку возле святого места, в дороге все будет хорошо. В церковь много заезжает машин. И тоже оставляют монеты. Правда, шоферы больших транзитных машин не бросают копейки — видимо, не знают эту традицию. Вчера я набрала около 500 рублей.

По словам усольчанки, хозяин столовой, где она работает, не планирует переносить кафе на новую федеральную трассу.

Еще одна знаменитость поселения — пельменная. Редко кто проезжает мимо. Ароматный вкусный супчик всем по душе. О популярности этого места можно судить по припаркованным около него машинам. Десятки фур стоят на обочине, легковушки с трудом протискиваются между ними. Опытные водители едут сюда на обед за сотни километров, так что в это время свободных мест практически нет. За день, как признаются кассиры, больше 200 заказов, а это примерно 500 человек. Пока о переносе кафе здесь не думали.

В расположенной напротив нее позной тоже немало машин. Это национальное блюдо бурятской и монгольской кухни пользуется большой популярностью.

— Посетители кафе — в основном жители Усолья и Ангарска, хотя есть и из Тельмы. Также останавливаются и дальнобойщики, и проезжие машины. Я считаю, что строительство новой трассы нас не коснется. Нашему кафе уже 11 лет. Есть банкетный зал, который постоянно занят. Там проводятся свадьбы и юбилеи. И в основном зале бывают огромные очереди, — говорит хозяйка заведения. — На новом месте, где планируют обустраивать объездную трассу, я не готова строиться. Это и невозможно. Там федеральная земля, кто нам выделит участок. Я не боюсь, что будет отток клиентов, за свою жизнь я перебоялась и перестроек, и дефолтов.

Опросили мы и дальнобойщиков, которые весь день крутят баранку. Они как никто другой понимают необходимость нового участка.

— Честно говоря, пока вы не сказали, я даже не знал, что будут делать обход Усолья. Но, естественно, я за дорогу. Она очень нужна. Здесь постоянно пробки, начиная от Усолья и до Иркутска. Нужно расширять проезжую часть. Я тут езжу практически каждую неделю и знаю, о чем говорю, — подчеркнул Александр Данько. — Сейчас вот пообедаю и поеду в Кемерово. Если перенесут дорогу, я, скорее всего, уже не буду сюда заезжать обедать. Не готов жертвовать временем.

Время сократится, число ДТП снизится

Как сообщили в ФКУ «Упрдор «Прибайкалье», в настоящее время ведется процесс оценки и выкупа земель под строительство. Начата подготовка документов и территории к археологическим изысканиям и начальным строительно­монтажным работам.

— Новый участок обеспечит зеленый коридор для транзитного транспорта, который сегодня идет по населенным пунктам. Это более 15 тыс. машин в сутки. В часы пик участок, проходящий через Усолье­Сибирское и Тельму, автомобилисты преодолевают более чем за час, — отметили в пресс­службе ведомства.

Новая дорога позволит вдвое сократить время в пути, увеличить пропускную способность, снизить количество ДТП и улучшить экологическую ситуацию. В результате транзитный транспорт сможет преодолевать этот отрезок пути со скоростью до 90 км/ч по новому участку, ширина проезжей части которого увеличится до 15 м. Сейчас этот параметр составляет 7 м.

Проектом предусмотрено строительство автомобильной дороги I категории с четырьмя полосами движения. Три из шести транспортных развязок будут двухуровневыми. Также в составе объекта пять путепроводов, пять мостов, два надземных пешеходных перехода, оборудованных подъемниками для маломобильных граждан. Будут организованы четыре остановки транспортных средств. Безопасность дорожного движения обеспечит 28 км искусственного электроосвещения, а также разделительное металлическое барьерное ограждение, которое смонтируют по всей длине участка, — отмечают в ФКУ «Упрдор «Прибайкалье».

Цифры

Весь объем работ планируется завершить в 2024 году. Финансирование предусмотрено из федерального бюджета. Общая стоимость объекта составляет порядка 17 млрд руб. В строительном сезоне 2019 года дорожникам предстоит выполнить работы на 600 млн рублей.