О чем говорят стены?

Иркутянка своими рисунками оживляет улицы города
«В первый день я смотрела на эту огромную стену и думала, что я вообще здесь делаю. Но когда все было почищено и загрунтовано, стало легче», — делится художница историей создания стрит-арт-картины на улице Байкальской в районе бывшего ЦПКиО. Кстати, некоторым прохожим удалось поучаствовать в создании этого яркого шедевра. Люди подходили, чтобы похвалить художницу, а она выдавала им кисти и краски. Никто не отказывался помочь. «Мне кажется, это интересный опыт: постоять посередине дороги и порисовать, особенно для нерисующего человека. И когда они будут проходить здесь в следующий раз, будут знать, что лично покрасили кусочек картины», — говорит иркутянка Ася Таволжанская
«В первый день я смотрела на эту огромную стену и думала, что я вообще здесь делаю. Но когда все было почищено и загрунтовано, стало легче», — делится художница историей создания стрит-арт-картины на улице Байкальской в районе бывшего ЦПКиО. Кстати, некоторым прохожим удалось поучаствовать в создании этого яркого шедевра. Люди подходили, чтобы похвалить художницу, а она выдавала им кисти и краски. Никто не отказывался помочь. «Мне кажется, это интересный опыт: постоять посередине дороги и порисовать, особенно для нерисующего человека. И когда они будут проходить здесь в следующий раз, будут знать, что лично покрасили кусочек картины», — говорит иркутянка Ася Таволжанская

Иркутская художница Ася Таволжанская уверена, что стены могут говорить и задача художника — дать им высказаться. А в идеале между зрителем и работой должен возникнуть диалог. «Так как моя основная профессия — художник-керамист, в своей первой городской работе на ИВВАИУ в прошлом году я сделала керамические вставки, которые можно потрогать, она визуально-тактильная. Здесь, если получится, тоже сделаю керамические вставки. Я считаю, что работы обязательно нужно трогать, взаимодействовать с ними всеми чувствами, а не вешать вокруг красную веревочку и не запрещать подходить ближе чем на три метра. В этом случае не получится максимально живого диалога со зрителем», — говорит Ася
Иркутская художница Ася Таволжанская уверена, что стены могут говорить и задача художника — дать им высказаться. А в идеале между зрителем и работой должен возникнуть диалог. «Так как моя основная профессия — художник-керамист, в своей первой городской работе на ИВВАИУ в прошлом году я сделала керамические вставки, которые можно потрогать, она визуально-тактильная. Здесь, если получится, тоже сделаю керамические вставки. Я считаю, что работы обязательно нужно трогать, взаимодействовать с ними всеми чувствами, а не вешать вокруг красную веревочку и не запрещать подходить ближе чем на три метра. В этом случае не получится максимально живого диалога со зрителем», — говорит Ася

Раньше любые рисунки на стенах называли вандализмом, теперь это новый вид искусства — стрит-арт. В последние годы направление захватило многих иркутских художников, керамистов и скульпторов. Что неудивительно, ведь вместо обычного холста в распоряжении творцов целые стены, а в мастерской под открытым небом дышится и творится лучше. Один из таких уличных холстов недавно появился напротив историко-мемориального комплекса «Иерусалимская гора» со стороны улицы Байкальской. Здесь на подпорной стенке лестницы иркутская художница Ася Таволжанская оставляет горожанам свое красочное послание. Его высота примерно 4 метра, а длина около 15, и оно о любви.

— Когда мне предложили порисовать на стене, я села и стала думать, что могу сказать, какие чувства выразить, ведь стрит-арт — это искусство на уровне чувств, — объясняет художница. — Любое творчество рассказывает о состояниях, когда автор что-то чувствует, и это настолько тонкие, едва уловимые ощущения, которые очень сложно объяснить словами. И когда ты это выплескиваешь в рисунке или скульптуре, понимаешь — вот оно, именно это ты и чувствуешь. В Иркутске очень много настоящего стрит-арта, который сделан по порыву души. Этакие городские сюрпризы, когда ты идешь и вдруг город начинает говорить с тобой образами со стен.

Несколько говорящих образов недавно появились на подпорной стенке бетонной лестницы, которая ведет от остановки «Театр кукол» к Центральному рынку по Байкальской. С лестницы красочную картину размером примерно 3 на 15 метров не увидеть, зато с дорожки вдоль забора бывшего ЦПКиО и с проезжей части она просматривается отлично.

— У художника всегда есть период, когда нужно бросить вызов самому себе, — говорит Ася Таволжанская, в коллекции которой уже есть одна стрит-арт-работа, значительно меньше размером, на территории ИВВАИУ. — Для меня это эксперимент — над собой, над своим творчеством, это выставка под открытым небом, выставка без билетов. На классические выставки в музеи проходят люди отсеянные, которые купили билет, а здесь нет никакого отсева и зритель абсолютно разный. Мне нравится, что, проходя в очередной раз мимо, люди останавливаются и рассказывают, что они почувствовали, глядя на мою работу. Например, здесь все про любовь, про тонкое взаимодействие людей с миром и между собой.

Художница показывает на изображение и поясняет все образы: вот семья, а вот танцующие шаман с шаманкой, они символизируют мужское и женское начала, вот лучник на лодке, олень, влюбленные, которые смотрят на звезды, скала, переходящая в лица.

— Это орнамент из фигур, где человеческие образы всплывают, как духи. А внутри фигур идет ощущение природы, воздуха, волн, гор, как напоминание, что все едино. Прохожие, которые ходят этой дорогой на работу и обратно, подходят и говорят, что здесь изменилась энергетика. Раньше все было серое, а цветное пятно делает место ярче. Когда я закончу, рисунок не будет отвлекать водителей от дороги, здесь достаточно спокойное движение после светофора. Хотя сейчас, пока рисую, некоторые водители притормаживают, сигналят двумя короткими сигналами, как будто лайк ставят, кричат в окно: «Круто!» Никто еще не подъехал и не сказал, что я им мешаю, только позитив чувствую. Есть даже постоянный поклонник — водитель маршрута № 419. Он каждый раз, когда я рисую, специально проезжает очень медленно, улыбается и машет, а все его пассажиры прилипают к окнам. Мне приятно.

Ася Таволжанская отмечает, что на реализацию этого масштабного проекта у нее ушла почти неделя, точнее шесть дней по шесть часов каждый. Целый день ушел на зашкуривание, шпатлевку и грунтовку старой стены, а остальные — на нанесение контуров будущего изображения, фон и проработку деталей. Для рисования художница использует специальную краску для наружных работ, а после завершения покроет картину лаком.

Кстати, в ближайшее время, если позволит погода, Ася Таволжанская планирует продолжить рисунок на всю стену — во всю высоту и длину.

Не вандализм, а искусство

Если творить художества на стенах без разрешения, это вандализм. А ведь хочется, чтобы на серых поверхностях появлялись яркие вспышки, которые привлекают внимание, отвлекают от забот и поднимают настроение. Где грань между хулиганством и искусством, задумалась иркутянка, урбанист и большой поклонник свободного городского искусства Елена Малахова и в прошлом году организовала проект «Стрит-арт38», который стал помогать иркутским художникам согласовывать эскизы работ и места их размещения в городе. «Это по-прежнему свободное творчество, но при этом есть официальное разрешение от властей», — говорит участница проекта, керамист и художник Ася Таволжанская.

В прошлом номере «Пятница» рассказала об иркутянке, которая рисует на крышках дорожных люков. Сюжеты просты: солнышко, пицца, арбуз, мордочка медведя, палитра, но все они одинаково яркие; глядя на них, хочется улыбаться. Профессиональная художница Екатерина Голышкина отмечает, что идей для рисунков у нее накопилось очень много, одни придумывает сама, другие просят нарисовать друзья и знакомые, даже подписчики в соцсетях подбрасывают интересные идеи. На вопрос, зачем ей все это, художница отвечает, что это затягивает, так что, возможно, совсем скоро в Иркутске появится целая галерея красочных люков

Если всмотреться в этот рисунок внимательнее, то среди волн и завитков изображения проступают очертания людей, животных, природы. «Каждый художник рисует в своем стиле, и у меня с самого детства в работах прослеживается нечто этническое, это сказка, история. Здесь у меня несколько групп людей, и все они взаимодействуют друг с другом. Самые понятные образы: семья, танцующие шаман с шаманкой, как мужское и женское начала, лучник на лодке, олень, влюбленные, которые смотрят на звезды, скала, которая переходит в лица. Это орнамент из фигур, где человеческие образы всплывают, как духи, а внутри них идет что-то пейзажное, ощущение природы, воздуха, волн, гор внутри, как напоминание, что все едино», — поясняет свою работу автор
Если всмотреться в этот рисунок внимательнее, то среди волн и завитков изображения проступают очертания людей, животных, природы. «Каждый художник рисует в своем стиле, и у меня с самого детства в работах прослеживается нечто этническое, это сказка, история. Здесь у меня несколько групп людей, и все они взаимодействуют друг с другом. Самые понятные образы: семья, танцующие шаман с шаманкой, как мужское и женское начала, лучник на лодке, олень, влюбленные, которые смотрят на звезды, скала, которая переходит в лица. Это орнамент из фигур, где человеческие образы всплывают, как духи, а внутри них идет что-то пейзажное, ощущение природы, воздуха, волн, гор внутри, как напоминание, что все едино», — поясняет свою работу автор