Ошибки водителей на трассе

Зима имеет свои особенности в управлении автомобилем. Вождение по скользким поверхностям — это искусство. А если оно происходит на большой скорости, то это уже высший пилотаж. О том, какие ошибки совершают водители на трассе, мы и поговорим сегодня. Этого нет в Правилах, но это важно.

Повороты и педали

Довольно часто нерасчетливый водитель делает так: он обгоняет другое транспортное средство и почти сразу начинает тормозить и сворачивать с дороги. Этим маневром торопыга создает помеху своему коллеге позади. С учетом того, что после обгона скорость машины, вырвавшейся вперед, была высокой, торможение требуется весьма интенсивное. Зимой это действие опасно из-за скользкого снега и льда.

А в местах, где давят на педаль тормоза водители множества машин, укатанный снег покрывается тонкой и идеально гладкой корочкой льда, коэффициент сцепления которого минимален. Если при этом навстречу едет еще и третья машина, ситуация вдвойне опасна — ведь объехать ставшего препятствием коллегу водителю второго автомобиля попросту негде. Если вам сворачивать в родное село через километр, придержите свою прыть: за этот километр вы как раз только и успеете обогнать да подрезать. Риск в данном случае совершенно не оправдан.

В поворотах водители ошибаются и с педалями. Есть правило: перед поворотом плавно сбросить скорость, включить нужную передачу (на машинах с механикой — на автомате она переменится при необходимости сама), с ровным газом пройти поворот, затем уже ускоряться. Зимой скорость прохождения поворота, конечно же, должна быть ниже той, с которой вы проносились здесь летом.

Следует учитывать низкие сцепные свойства мерзлого асфальта и сократившуюся ширину проезжей части: как правило, обочины закатаны снегом, а все машины идут по одной колее по центру дороги. Встречный транспорт в такой ситуации — не самый радостный момент. Поэтому нужно смотреть вперед — нет ли вам навстречу другого автомобиля. Если есть, рассчитывайте скорость, с которой он приближается, и свою собственную — так, чтобы место разъезда обоих транспортных средств не оказалось в повороте, где узко и страшно.

Сбрасывать скорость и разгоняться зимой на трассе следует очень плавно и осмотрительно. О том, почему нужно нежно обращаться с педалями для ускорения и торможения, расскажет известный автогонщик Александр Александров:

- Многие практикуют неправильную работу газом. При избыточном, резком давлении на акселератор машину начинает с дороги стаскивать, хоть заднеприводную, хоть переднеприводную. Поэтому не переборщите! Также очень аккуратно следует пользоваться зимой и тормозами. Если вы "перетормозите", автомобиль поплывет вправо или влево. Водитель при этом пугается, теряется и может продолжить совершать ошибки.

Рулежка

О том, что крутить баранку тоже надо уметь, знают все. Но если летом и в городе на небольшой скорости ошибки в рулении не смертельны, на гололеде и на скорости в "сотню" рулевое колесо становится "колесом фортуны". Если в повороте вы перебрали со скоростью либо под колесами неожиданно оказался ледок, машина может поехать прямо.

— На скользких покрытиях при повороте руля машина сперва идет в поворот. Водитель доворачивает руль еще — и машину начинает стаскивать, — описывает проблему Александр Александрович. Происходит это от того, что повернутые колеса хуже цепляются за неверное покрытие, и машина попросту скользит, как на коньках. Чем круче повернуты колеса, тем прямее траектория автомобиля! — Испуганный водитель, видя движение машины мимо дороги, начинает еще больше поворачивать руль, и машина становится все более не управляемой, — говорит Александров. — Используйте принцип маятника: если машина не хочет поворачивать, мягко верните рулевое колесо, выпрямляя его, затем снова аккуратно его поверните, но чуть-чуть: вы должны чувствовать, когда машина начинает терять управляемость. И еще один совет: очень важен правильный подбор резины. Не ездите на изношенных или всесезонных покрышках.

Спуски-подъемы и остановки

Если при приближении к открытому повороту вы можете видеть дорогу и встречных-попутных, то так называемые перегибы профиля дороги намного опаснее. Примерно как закрытый поворот. И опасны они именно ограниченной видимостью.

Поэтому перед подъемом или спуском нельзя останавливаться. Нельзя двигаться в подъем с очень большой скоростью — за пиком горки может быть крутой поворот, и вы рискуете не вписаться в него. Нельзя резко тормозить на крутом спуске: распределение тяжести при этом таково, что на переднюю ось машины приходится намного больше веса, чем обычно. Элементы подвески при этом сильно загружены, и клевок вплоть до удара бампером в дорогу гарантирован. Если же вам встретится яма, то машине опять-таки придется несладко! Зажатая подвеска не сможет отработать эту яму. Поэтому если вы на спуске увидели яму, колдобину или другое небольшое препятствие и плавно объехать его не можете, то перед ним отпустите тормоза, разгружая нос.

Относительно скорости есть лаконичное правило: на какой передаче поднимаешься — на той и спускайся. То есть чем круче спуск, тем ниже должна быть передача. Тем самым достигается эффект торможения двигателем и меньше используются опасные зимой рабочие тормоза. На механике или АКПП с ручным режимом этот вопрос решается включением нужной передачи, на автомате — отключением овердрайва или переводом селектора из D (Drive) в "3" или "2". Спускаться на одних тормозах, рискуя соскользнуть со скользкой дороги, да еще и перегревая их, не рекомендуется!

— Чтобы безопасно припарковать машину на трассе, — говорит Александр Александров, — ширина обочины должна быть достаточной. Вставайте только в том случае, если объезжая вас, попутная машина не покидает своей полосы и не выезжает на встречную полосу. Создание помехи в данной ситуации может слишком дорого обойтись для всех транспортных средств.

Дополню слова мастера: обочина должна быть плотной. Зачастую в районах кромка дороги засыпана снегом, который грейдер сгреб с проезжей части. Граница обочины при этом теряется, и то, что кажется твердым продолжением дороги, на самом деле — рыхлый сугроб. Если вы зацепите колесом такую ловушку, машину незамедлительно ухнет с дороги. Поэтому останавливаться стоит лишь там, где точно есть твердое покрытие. Специальные места отдыха, площадки перед кафе или возле заправок дадут вам гарантию безопасности.

Ночь

Это прежде всего условия ограниченной видимости. Поэтому ехать ночью и по гололеду — испытание. Тем более по незнакомой дороге! Сложность в том, что вы не можете видеть заранее, скользко на дороге или не очень. Скоростной режим, естественно, должен быть безопасным, с учетом уровня подготовки водителя и возможностей его четырехколесного напарника. Инструкторы настоятельно не рекомендуют отправляться в путь ночью, да еще и зимой тем, кто за рулем меньше двух лет. Но вряд ли кто-то послушает, поэтому:

Неумение пользоваться дальним светом характерно для многих современных горе-пилотов. Едет себе такой эгоист и слепит встречного. На моргания дальним светом и "аварийкой" не реагирует. В этом случае просто закройте один глаз. Его вы откроете, когда ярый "светоч" проедет — глаз будет немного лучше адаптирован к темноте. Еще советуют смотреть на свою обочину - она будет вашим ориентиром.

Если же вы ослеплены, от вас требуется три действия: включить "аварийку", плавно остановиться и не менять направление и полосу движения! Последнее — самое важное. Ибо свалиться с дороги сослепу так просто.

Если возможны пешеходы, например, вы видите населенный пункт или остановку автобуса, лучше включите дальний — хотя бы моргните, если приближается встречный. Так вы осветите то, что на ближнем не видно: стоящих на обочине людей в традиционно темной одежде.

Можно ехать за лидером — на таком расстоянии, чтобы он был чуть за границей света ваших фар. В этом случае ваша машина не будет слепить проводника в темном царстве через его зеркала. А если вам непременно нужно совершить обгон — маневр, опасный и в белый день, и на сухой дороге — то проведите его грамотно. Заблаговременно, не утыкаясь в зад передней машине, высуньтесь на встречку, посмотрите ситуацию. Свет фар головной машины — она идет на дальнем, если нет встречных — будет вам помогать. Нет поворотов, нет ям — включите левый поворотник и обгоняйте. Поравнявшись с обгоняемым коллегой, переключите фары на дальний свет. Так вы подскажете ему переключиться и улучшите видимость перед собой.

Последний на сегодня совет: не расслабляйтесь в самом конце пути. Облегчение, что вы уже почти на месте, в сочетании с усталостью могут сыграть злую шутку. Пока вы не заехали в гараж или на стоянку, рано радоваться. Удачного путешествия!

Популярные материалы по тегам статьи: