"Образование — это как футбол"

Государственную поддержку будут получать только вузы-лидеры, аутсайдерам же придется жить самостоятельно

На минувшей неделе Бурятию посетил один из самых активных пропагандистов проекта модернизации российского образования — ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. Он провел несколько семинаров с работниками образования, разъясняя направления будущей реформы, которая декларирует то, что образование станет товаром, который должен подчиняется законам современного рынка. Прежде всего, по словам разработчиков, реформа требует изменения всего механизма обращения денежных средств в образовательной системе.

— Вузы на сегодняшний день фактически занимаются тем, что поставляют безработных на рынок труда, — считает Александр Адамский. — Это требует немедленных мер регулирования.
По мнению реформаторов, образовательные учреждения сейчас во многом не ориентируются на рынок труда, что иллюстрирует, например, ситуация с перенасыщением рынка юристами, при всем том, что новые юридические факультеты продолжают открываться.
— Парадокс российского образования заключается в том, — говорит ректор института "Эврика", — что в стране нет стандарта на профессию, но есть стандарт подготовки к чему-то абстрактному. Образовательные стандарты разрабатывали ученые 30 лет назад, и они рассчитаны на технологии, которые практически уже не применяются. Любой руководитель крупного предприятия вам скажет, что если к нему приходит молодой специалист, то его в первую очередь вновь начинают учить. И так в любой отрасли.
Получается, что платить приходится дважды и государству, и налогоплательщикам, и студентам. Сначала — за обучение, которое не ориентировано на сегодняшнее производство, а затем дополнительные средства в молодого специалиста вкладывает работодатель. Кроме того, никто и не ожидает хороших профессиональных навыков от владельца диплома. На этом вузовская бюрократия снимает немалую ренту — до пяти миллиардов долларов в год, сотни миллионов из них — на входе за поступление в вуз. Такая ситуация существует годами за счет сплоченности ректорского корпуса, своеобразного монолита.
— Интересы вузовской бюрократии входят в противоречие с интересами общества и самого образования, — утверждает Александр Адамский. — Kюбой политический деятель, который пытается реформировать образование, становится перед выбором: либо поддерживать интересы вузовской бюрократии, причем очень влиятельной бюрократии, либо поддерживать общественные интересы. Но бюрократия сплочена, а общественные интересы? Где они, кто их выражает? На сегодняшний день ситуация, которая сложилась в образовании, на мой взгляд, просто нетерпима и требует немедленных мер реформирования всей системы.
Как считает Александр Адамский, государственные вузы и есть оплоты образовательной бюрократии. Они монополизировали ситуацию и искусственно создали условия своего превосходства над негосударственными.
— Государственный заказ на рынок образования, а не распределение его по образовательным учреждениям — такова моя позиция, — говорит Адамский. — Надо рейтинговать вузы и оказывать государственную поддержку именно в зависимости от этого рейтинга. Рейтинговать — выделять элитные и второстепенные вузы — необходимо. Да простят меня ректоры, преподаватели и студенты, но это естественно. Это как в футболе: есть лидеры и есть аутсайдеры. А делать вид, что все одинаковы, глупо.
Ожидаемая реформа, связанная с модернизацией системы образования, уже подвигла к объединению некоторые образовательные учреждения нашего города. Объединение среднего и высшего образования началось, к примеру, под эгидой БГУ. Это, по мнению руководства вуза, приведет к усилению позиций университета на общероссийском уровне, а значит, к тому, что БГУ не будет записан в число вузов-аутсайдеров.
— Об объединении учебных заведений в рамках университетских комплексов мы начали говорить еще несколько лет назад, а более настойчиво в прошлом году, — рассказывает первый проректор БГУ Юрий Шагдуров, — но тогда нас не особо слушали, воспринимая наши слова как цель "захватить" образовательные учреждения. А сейчас все понимают, что объединение школ, профучилищ и вузов — один из немногих способов выжить в условиях реформы.
В объединенный университетский образовательный комплекс вошло 25 учебных учреждений — школы, педагогическое училище, Бурятский колледж статистики и информационных технологий, несколько профучилищ и сам университет. В настоящее время БГУ предлагает ПУ N10 и Железнодорожному лицею N1 также войти в комплекс. На сегодняшний момент, по словам Юрия Шагдурова, процесс объединения юридически оформляется, а детали согласовываются.

Популярные материалы по тегам статьи: