Два уникальных озера хотят объединить

Тункинский район строит пансионат в Монголии

На прошлой неделе ведущие туроператоры Бурятии вернулись с IX Международной туристической выставки "Байкалтур", проводившейся в Иркутске. Главная цель выставки — продвижение и развитие внутреннего и въездного туризма в Байкальском регионе. Собрались десятки компаний Сибири, юга России, Турции, Монголии, Франции. На выставке по инициативе Федерального агентства по туризму прошло широкое совещание по вопросам туротрасли, на котором были рассмотрены самые острые вопросы сибирской туротрасли: координация работы, вопросы менеджмента, проблемы безвизовых групповых поездок в КНР, проблемы организации турмаршрута "Байкал-Хубсугул" и другие.

В прошлом году через тункинский переход в п. Монды прошли почти шесть тысяч человек. На тысячу больше, чем годом раньше. Тенденция радует, однако Тункинский район и сопредельный Хубсугульский аймак ждут открытия полноценного международного туристического маршрута "Байкал-Хубсугул". Ожидание длится все последние годы. Пока переход Монды-Ханх доступен только монголам и россиянам.
Переход Монды-Ханх — главное препятствие в проекте "Байкал-Хубсугул". Турмаршрут между российским и монгольским озерами нацелен на привлечение туристов из третьих стран — немцев, японцев, американцев... Привлекательность такого тура для иностранного туриста весьма высока. Разные ланшафты, разные культуры, два уникальных озера — все это можно посмотреть и "потрогать" в ходе совсем короткой поездки — длина перехода чуть больше 200 километров. По некоторым оценкам, с введением в действие маршрута количество иностранных туристов в Бурятии и Иркутской области вырастет в 2—3 раза.
— В середине февраля я был в Монголии и видел, что монголы активно готовятся к повышению статуса перехода, — говорит Николай Петухов, глава администрации Тункинского района. — Там уже начато строительство нового комплекса для таможни, пограничников, ветеринаров и других служб. Но повышение статуса перехода в Мондах, к сожалению, затягивается. По планам Федеральной таможенной службы, это будет сделано в 2008 году. Мы обращались с просьбой перенести срок на 2005 год, но нам ответили, что в бюджете на это нет денег. В прошлом году Президент Бурятии и губернатор Иркутской области обратились с просьбой перенести повышение статуса на 2006 год, но ответа из Москвы пока не поступило.
Как нам рассказал глава Тункинского района, южный берег Хубсугула застроен множеством пансионатов для отдыха. Они сооружены монголами совместно с бизнесменами из КНР, Кореи, Японии, Иркутска. Готовясь к открытию Монды-Ханха для третьих стран, базами отдыха начинает застраивается и обращенный к России северный берег монгольского озера.
Осенью нынешнего года ряды турбаз, растущих на северном берегу, пополнит еще один небольшой уютный пансионат. Он будет принадлежать Тункинскому району, который уже в апреле приступит к его строительству. Вот такая оптимистичная новость. Все остальное печально.
В бурятско-иркутско-монгольских проблемах виновата неповоротливая Москва. В пухнущем от нефтедолларов федеральном бюджете деньги для тункинского перехода не могут найти годами.
Как нам сообщили в Минэкономразвития и внешних связей Бурятии, в сентябре прошлого года на имя Президента РБ пришел официальный ответ Федеральной таможенной службы. Ведомство сообщило, что ФТС заканчивает разработку программы "Государственная граница РФ", которая нацелена на решение первоочередных задач — обустройство границы со странами Балтии, Казахстаном, Украиной, а также Грузией и Азербайджаном. Другие участки, в том числе (как особо отмечалось в ответе) на границе с Монголией из перечня исключены.
В российском масштабе какой-то туристический маршрут в Сибири — вопрос малозначимый. В переписке с просителями из Бурятии, федералы ставят в пример международный автомобильный пункт пропуска в Кяхте. Сначала МАПП рассчитывался на пропуск 1,5 тысяч автомобилей в день. Потом на 500. За несколько лет переход так и не вышел на полную мощность. Сейчас он загружен примерно на 30 процентов — в сутки проходит в среднем 120 машин. "Приблизьтесь хотя бы к 500 автомашинам, тогда будем что-то обсуждать", — говорят чиновники из Москвы.
На переходе в Мондах немноголюдно. Судя по всему, это и смущает федералов . Повышение статуса не принесет гигантского потока машин, но потребует соответствующего обустройства.
Проблемы пропуска через Монды-Ханх граждан третьих стран решить тоже можно. К примеру, жители Турции, не входящей в Шенгенскую зону, ездят в "шенгенскую" Грецию по специальным пропускам. В Бурятии можно было бы пойти по такому же пути. Но, как отмечают в Минэкономразвития и внешних связей РБ, для этого нужна политическая воля.

Популярные материалы по тегам статьи: