Жертв политических репрессий снова репрессируют

По-другому и не назовешь то, как поступили с реабилитированными и их родственниками

Осенью 2000 года на территории Одигитриевского собора был установлен закладной камень на месте будущего памятника жертвам политических репрессий. На своем месте камень простоял недолго — чуть меньше четырех лет, памятник за это время так и не был установлен, да и сам камень как символ памяти о пострадавших по политическим мотивам людях, видимо, кому-то стал неугоден. Аккурат перед Днем города он исчез со своего места.

Как оказалось позже, камень просто загрузили на камаз и выбросили посреди улицы Линховоина.
— Этот камень привезли сюда две недели назад, — рассказывает очевидец происшествия Евгений, — заставили отогнать наш микрик и вывалили из камаза. Даже не попытались его поставить правильно — вверх головой, так и лежит здесь, неприкаянный.
Кому помешал камень и почему никто не предупредил о его намеченном перемещении членов Ассоциации жертв политических репрессий, узнать так и не удалось. Строители, которые ведут сейчас реставрационные работы на территории Одигитриевского собора, священнослужители, представители Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ внятных пояснений относительно произошедшего не дают.
— Второго июля ко мне позвонил председатель Октябрьского отделения Ассоциации жертв политических репрессий и сообщил, что камень исчез со своего места, — — рассказывает Николай Малханов, председатель городского отделения Ассоциации жертв политических репрессий. — Я в тот же стал выяснять, кто дал указ убрать камень с территории Одигитриевского собора, но никто мне не смог толком ответить.
В Бурятии 3700 реабилитированных и пострадавших от политических репрессий, и все мы очень переживаем за произошедшее. Этот камень — память о наших родителях и о том, что было. Если наше поколение, а большинству уже за 60, уйдет, то вопрос увековечивания памяти жертв политических репрессий никто поднимать не будет. Хотя это закреплено соответствующим законом, в котором говорится, что органы власти на местах должны принимать меры по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. Это два направления — строительство памятников и издательство книги памяти. В настоящее время во всем Сибирском федеральном округе, только в Бурятии нет ни памятника, ни книги.
Пока судьба камня, а тем более памятника, не решена. Но члены Ассоциации жертв политических репрессий хотели бы, чтобы памятник все-таки был установлен. Что касается места, то правильней всего его было бы расположить на ул. Линховоина, поскольку именно здесь располагались бывшие здания НКВД, в которых принимались решения об арестах, совершались пытки и расстрелы. Эти постройки сохранились и по сей день.

Популярные материалы по тегам статьи: