Байкальский капитализм

Бурятия все-таки станет мировым центром туризма

В мае в Улан-Удэ пройдет первая ярмарка "Туризм и отдых в Бурятии". Концепция мероприятия достаточна стандартна. В рамках выставки планируется презентация и продажа услуг турфирм, средств размещения и перевозчиков, реализация снаряжения и сувенирной продукции. Не обойдется без проведения "круглых столов" и презентаций. Как сообщил корреспонденту "Номер один" Председатель Комитета по туризму Андрей Измайлов идея и необходимость проведения ярмарки на территории Бурятии витала давно, но только сейчас нам стало что показывать.

Запретная зона
Туристическая отрасль в Бурятии имеет свои ярко выраженные особенности. На фоне других регионов, например, той же родственной нам Иркутской области, Бурятия ощущает острую нехватку комфортабельных средств размещения, что отрицательно сказывается количестве прибывающих туристов, особенно иностранцев. Отсутствие высококлассных гостиниц, да и современного аэропорта для специалистов вполне понятны. Долгие десятилетия в Советском Союзе вообще не расценивали Бурятию как объект для развития туризма, тем более иностранного. Достаточно сказать — до 1990 года из союзного бюджета на туризм в республики не было выделено ни копейки.
Дело в том, во времена социализма иностранным туристам вообще был запрещен въезд на территорию Бурятию: слишком много по всей республики разместили военных стратегических баз и полигонов. Только гражданам Монголии разрешили нас посещать, да и то с 1985 года. В то же время у иркутян уже тогда было построено целых три интуристских комплекса.
А затем в 90-е последовали всем известные экономические катаклизмы, и про туризм вообще забыли. А тем не менее аналитики отмечают, что у Бурятии более высокий туристический потенциал по сравнению с Иркутской областью.
Во-первых, наша природа более разнообразна — это и сам Байкал, бурятское побережье которого больше подходит для пляжного туризма, и обилие культурно-исторических памятников, и широкие возможности для активного туризма (горы). Во-вторых, Бурятия в большой степени аграрная республика, а значит, экологически более безопасна.
Следовательно необходимы так недостающие инвестиции. Но и здесь существуют большие проблемы. Собственных средств для вложения в туристический бизнес у предприятий и организаций Бурятии, как правило, нет. Надежда на банковские кредиты. Но в условиях Сибири инвестиции в строительство туристических объектов окупаются в течении 6-7 лет. А в настоящее время банки Бурятии представляют кредиты под капстроительство и реконструкцию в сфере туризма максимум на три года — слишком большие риски невозврата кредитов. Также потенциальных инвесторов серьезно беспокоют до сих пор до конца не определившиеся правила игры с государством в связи принятием Земельных и Лесных Кодексов и Закона " О Байкале".
200 миллионов на туризм
Тем не менее после дефолта 1998 года появились первые реальные возможности для реального развития туризма в республике. Повысился интерес и финансовые возможности у государства. В данный момент из республиканского бюджета инвестируется строительство туркомплекса "Байкал-Клуб" на берегу священного озера в селе Гремячинск. Первая очередь вступит в действие летом этого года и станет основным принимающим центром Прибайкальского района на трассе Улан-Удэ — Курумкан. Комплекс будет работать круглогодично и включает в себя гостиницу "люкс", 5 коттеджей, ресторан, бар, спортзал, бассейн с подогретой байкальской водой.
В прошлом году Комитет РБ по туризму провел конкурс инвестиционных проектов и рекомендовал правительству Бурятии финансово поддержать восемь проектов на общую сумму в 20 млн. рублей. Наиболее перспективным чиновники признали проект развития информационно-визитного центра "Подлеморье" в Усть-Баргузине, который разработала "Лесоэкспортная компания "Баргузин". Стоит также отметить проект юртового комплекса от фирмы "Бурятинтур".
Еще больший интерес в последнее время к туристическому бизнесу стали проявлять местные частные компании. Безусловным лидером среди бизнес-структур является фирма "Зол", которая привлекла капитал для строительства первой частной гостиницы в Улан-Удэ "Сагаан-Морин" в размере более 20 миллионов рублей. Также фирмой разработан бизнес-план строительства круглогодичного комплекса на 200 мест на курорте Горячинск с наличием помещений для организации конгрессного туризма — одного из перспективных направлений развития туризма в республике.
Всего же за последние годы различные предприятия и организация Бурятии вложили в пансионаты, турбазы, парки-музеи на побережье Байкала около 200 млн. рублей. Серьезную конкуренцию местным в освоении прибрежной зоны озера оказывают бизнесмены из других регионов России.
"Быстров" строит семейскую усадьбу
Вот лишь несколько примеров. Окончательно выкуплена известная турбаза "Энхалук" не менее известным "ЮКОСом" и пока передана в управление трудовому коллективу базы. Предприятие из закрытого города Красноярск-45 построило турбазу для своих работников. Компания "Си-Про" — производитель продуктов быстрого приготовления "Быстров" — воздвигла в Северобайкальском районе семейскую усадьбу, а также приобрела снегоходы и автомобили для развития экологического туризма. Питерская фирма "Туравиатранс" занимающаяся продажей авиационных запчастей ведет переговоры в Бурятии на предмет строительства турбазы на 100 человек недалеко от озера Котокель. Любопытно, что речь не идет об использовании туробъектов только для своих сотрудников. Приезжие инвесторы рассматривают вложения в туризм Бурятии, как расширение своего бизнеса.
Естественно возникает вопрос — а насколько республике выгодна столь активная экономическая экспансия в прибрежье Байкала из других регионов. Андрей Измайлов относится к этому спокойно, но не без некоторой озабоченности. По его словам, главная проблема в несовершенстве законодательства — инвестор строит объект, открывает филиал, но головной офис находится за пределами республики, следовательно и налоги и выручка от продажи путевок уходит туда. Это главное опасение. С другой стороны, налог на землю и вырученные деньги от работы инфраструктуры (гостиницы, магазины, другие услуги) все равно останутся в Бурятии. Впрочем и турбазу уже никуда не унесешь и не надо забывать про дополнительные рабочие места в общем-то депрессивных районах.
Но очевидно, что инвестиции в туристический бизнес необходимы. Единственным возможным выходом из двоякой ситуации может быть твердая позиция при рассмотрения заявки очередного желающего построить туробъект на Байкале — регистрация предприятия-инвестора или его "дочки" на территории республики, со всеми вытекающими отсюда последствиями, а также наличие достаточного количества собственных средств.
Так или иначе, Байкал и Бурятия медленно, но верно двигаются в сторону развития туристической инфраструктуры, растет количество и качество предоставляемых туристических услуг.

Популярные материалы по тегам статьи: