Автовокзал — территория раздора

От экономики к уголовщине

Конфликт вокруг улан-удэнского автовокзала вышел за рамки разумного. От взаимных препирательств, угроз и мелких правонарушений противоборствующие стороны перешли к силовым действиям. В результате массовой драки в непосредственной близости от вокзала был убит один из участников потасовки. С преступлением разбираются правоохранительные органы. Но хотелось бы остановиться на ситуации, которая сложилась на рынке межрайонных перевозок.

Ты помнишь, как все начиналось?
В середине прошлого года ГУП "Улан-Удэнское ПАП-2" заключило договор с ООО "Улан-Удэнское межрегиональное автотранспортное предприятие" (УУМАТП) о совместной деятельности. Согласно этому документу последнему была передана часть помещений здания автовокзала для обслуживания автобусных маршрутов. За это, в числе прочего, арендатор обязался произвести капитальный ремонт здания и содержать его в надлежащем порядке, а также принять на работу штатных работников автовокзала и оплатить им задолженность по зарплате. Понятно, что средства для этого нужны немалые.
Единственным полновесным источником финансирования в этом случае должна была быть предварительная продажа билетов и взимание платы за использование автовокзала частными водителями микроавтобусов. Маршрутниками обслуживается несколько сотен отправлений в день. "УУМАТП" резонно надеялось взять частных водителей под свое крыло путем подписания соответствующих договоров. Но случилось неожиданное — водители в подавляющем большинстве наотрез отказались сотрудничать с новыми "хозяевами" автовокзала. Им в корне не понравились финансовые условия, предложенные УУМАТП. Но не в этом суть.
Напомним, что история конфликта началась с попытки арендаторов вокзала огородить привокзальную площадь и не пускать туда водителей, не заключивших с ними договор, в результате которой водителям пришлось покинуть привычное место посадки пассажиров. После бурных дебатов с участием прокуратуры некоторым водителям удалось вернуться на площадь. Несколько десятков маршрутников, объединившись в ООО "Буртэк", смогли отстоять свои права. "УУМАТП" пришлось смириться. Необходимо заметить, что "Буртэк" наиболее цивилизованно работает в этих сложных условиях. Все микроавтобусы снабжены контрольно-кассовыми аппаратами, в ближайшем будущем предприятием будет налажена предварительная продажа билетов.
В то же время вблизи автовокзала стали происходить странные вещи. Водители жаловались на оскорбления и угрозы от неизвестных людей, которые также прокалывали шины и выбивали лобовые стекла. Многие были вынуждены покинуть привокзальную территорию. Единый центр по обслуживанию межрайонных пассажиров, как это принято в цивилизованных городах и даже селах, перестал существовать. Водители начали делать посадки в самых непредсказуемых и неподготовленных для этого местах — на перекрестке улиц Советской и Смолина, на площади Банзарова, возле Центрального рынка. Интенсивность движения автотранспорта в этих местах и так близка к критической, поэтому угроза несчастных случаев возросла многократно. Можно понять и пассажиров, которые зачастую не знали, в какой точке города идет посадка на их маршрут.
Бесхозяйственная деятельность
Как бы там ни было, итоги хозяйственной деятельности арендаторов автовокзала таковы: погрузка пассажиров "размазана" по всему центру города, а попытки незаконно захватить привокзальную площадь пресекла прокуратура. Невозможно не отметить и финансовую деятельность "УУМАТП" в качестве арендатора автовокзала.
Как сообщил министр промышленности, производственной инфраструктуры и технологий РБ Владимир Переляев в своем интервью для одного из местных СМИ, в настоящее время ПАП2 ни рубля не тратит на содержание вокзала, а задолженность по зарплате погашена.
Но в руки корреспондента "Номера один" попал один интересный документ, а именно исковое заявление в арбитражный суд ПАП-2 к "УУМАТП". Как следует из текста, "УУМАТП" обязывалось принять путем перевода штатных сотрудников ПАП-2, работающих на автовокзале, и до 1 сентября 2003 года выплатить им задолженность по зарплате в сумме 134 551 рублей. Кроме того, арендатор принял на себя обязательства заключить от своего имени договоры с МУП "ГЭС", "Водоканалом", "Сибирьтелекомом".
Но на сегодня, опять же согласно исковому заявлению, долг по зарплате составляет 54 100 рублей. За электроэнергию "УУМАТП" задолжал 25,2 тысячи рублей, за услуги связи свыше 1 тысячи, "Водоканалу" — 7,9 тысяч. Арендатор не оплатил земельный налог в сумме 97 тысяч рублей. Вопреки условиям договора "УУМАТП" самовольно оставил у себя выручку с предварительной продажи билетов на 96,7 тысяч рублей.
В сложившихся условиях ПАП-2 пришлось самостоятельно оплачивать долги поставщикам этих услуг, а также земельный налог, неся при этом значительные расходы. 27 ноября арендатору была направлена претензия с предложением в течение недели устранить имеющиеся нарушения, но "УУМАТП" не ответило на нее.
Крайние — люди
В случае, если арбитраж подтвердит факты, изложенные в исковом заявлении ПАП-2, то поневоле может сложиться впечатление, что министра либо неверно информировали, либо он не вникал в ситуацию. Требования же истца просты и незатейливы. Он просит расторгнуть договор аренды с ООО "УУМАТП".
Вывод из всей этой уже порядком поднадоевшей истории может быть таким. Во всем нормальном мире существует элементарная вещь — тендер. Кстати, по поводу передачи автовокзала в аренду без проведения конкурса Бурятское антимонопольное управление вынесло предписание, в котором говорится о нарушении Минпромом Бурятии Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Ведь тысячи жителей Бурятии могут попасть в сельские районы только автотранспортом. И автовокзал, без сомнения, имеет стратегическое значение для нашей республики. Логичнее было бы семь раз отмерить и один раз отрезать, но при этом выбрать лучшего арендатора, который сможет наладить действительно нормальное транспортное сообщение, найдет общий язык со всеми частниками, занимающимися автоперевозками и, главное, обеспечит нормальные условия пассажирам.

Популярные материалы по тегам статьи: