Нуху-Нур и Еленинск — маленькие деревни с большими перспективами

Жители следят за порядком, берегут удивительные легенды и развивают сельское хозяйство
Жители Еленинска уверены, что будущее их небольшой деревни связано с работой фермеров, которые возвращаются на малую родину, берут в оборот землю, обрабатывают поля и разводят поголовье крупного рогатого скота.
Жители Еленинска уверены, что будущее их небольшой деревни связано с работой фермеров, которые возвращаются на малую родину, берут в оборот землю, обрабатывают поля и разводят поголовье крупного рогатого скота.

В каждом районе Иркутской области найдется немало маленьких деревень, судьба которых, казалось бы, предрешена. Молодежь уезжает за лучшей долей в города, а последние оставшиеся пенсионеры коротают свой век, безнадежно цепляясь за родные места. И хотя с карты Приангарья исчезло немало населенных пунктов, есть еще те, кто готов бороться за свое существование. Все чаще помощь им оказывают фермеры, которые возвращаются на малую родину и берутся за «соху и плуг». Пример тому — три деревеньки Баяндаевского района: Нуху-Нур, Еленинск и Вершининск.

Новые перспективы

Все три населенных пункта находятся в одном муниципальном образовании «Нагалык». И хотя от центральной усадьбы их отделяет всего пара десятков километров, примет цивилизации здесь немного. Школа и детский сад находятся в Нагалыке, поэтому школьников доставляют автобусом. Детсадовцев родители также каждый день привозят в село.

Ни в одной из деревушек нет магазина. Причина вполне очевидна — предпринимателям невыгодно держать там торговую точку. Поэтому жители привыкли ездить за покупками в Нагалык или Баяндай. Пожилым людям все необходимое привозят дети.

Казалось бы, при таких условиях деревни уже давно должны были стать воспоминанием. Однако они, напротив, обретают вторую жизнь. В каждой из этих деревень поселились молодые фермеры, которые, судя по всему, задались целью поднять свою малую родину. Каждый год поля вокруг селений обрабатываются, сейчас идет процесс огораживания, а это значит, что земля будет вновь находиться в работе. Появились производственные базы. Работа вновь закипела.

Впрочем, и администрация муниципального образования не сидит без дела и ищет пути решения многочисленных проблем населения. К таковым до последних пор относилось отсутствие питьевой воды. В Нуху-Нуре вода из водокачки была совершенно непригодной для питья. В ней содержалось большое количество алюминия, марганца, извести. Жителям приходилось зимой завозить домой лед или воду из Нагалыка, а летом ее черпали из Каменки. Скот гоняли на искусственное озеро.

В 2014 году здесь пробурили новую скважину, и хоть вода в ней по-прежнему не годится для питья, зато она есть всегда и ее можно использовать в хозяйственных целях. В соседнем Еленинске провели капитальный ремонт имеющейся водоскважины.

Кроме того, теперь в Нагалыке есть собственная водовозная техника, так что чистую воду теперь по заявкам доставляют и в Нуху-Нур, и в Еленинск. Таким образом, наболевший вопрос удалось снять. В скором времени в этих деревнях будут построены новые фельдшерско-акушерские пункты. В Нуху-Нуре возведение запланировано в этом году, на очереди Еленинск. Как отметил Герман Емнуев, глава МО «Нагалык», сделают все возможное, чтобы это свершилось через год-два. В населенных пунктах отремонтированы дороги, а скоро появятся спортивно-игровые комплексы.

Легенда о близнецах

В Нуху-Нуре мы были около 10 лет назад, и поэтому было интересно узнать, что же за это время изменилось в маленькой деревушке. Это селение известно не только жителям Баяндаевского района. Все дело в нуху-нурской грязи, которая, по словам жителей, ставит на ноги даже потерявших всякую надежду на выздоровление людей. Добывается она на озере. Возможно, именно оно и дало название деревне. В переводе с бурятского «нухэ» означает «отверстие», «дыра», «щель», «яма», а с монгольского «нуур» — «озеро». Местные говорят проще — «глубокая яма».

Как отмечают нухунурцы, грязь в свое время брали на анализы в Москву, Новосибирск, Иркутск и везде подтвердили ее уникальные свойства. Официально установлено, что нуху-нурская грязь лечит заболевания опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, гинекологические, верхних дыхательных путей. Как вспоминает Владимир Сабаданов, главный хранитель истории Нуху-Нура, в советское время ее ЗИЛами вывозили на курорт «Ангара». Теперь она используется в местном санатории «Нагалык». Кстати, удивительно, но факт — это озеро остается живым, несмотря на то, что все ближайшие к нему источники давно высохли.

Сейчас оно огорожено, чтобы к нему не мог подойти скот. Впрочем, жители говорят о том, что вода в озере солоноватая, так что коровы и сами никогда не пили из него воду. Одно время туда гоняли на водопой гусей, но они еще раньше своих хозяев бежали оттуда домой. Чудодейственная водичка для них оказалась не по вкусу.

Есть у озера и своя удивительная легенда. Местные уверены, что у озера есть свой брат, недалеко от поселка Ордынск. По форме оно такое же, только в нем еще и водится рыба. В Нуху-Нуре же нет никакой живности. Гипотезу о родстве двух озер подтверждает рассказ, согласно которому здесь некогда родились два жеребенка-близнеца, которые затонули в озере, но спустя некоторое время появились в Ордынске.

Еще одно место близ села Нуху-Нур хранит свою легенду. Называется это место Алдашн, что означает «убийство». Рассказывают, что когда-то в этих местах произошла страшная кровопролитная история. Один мужчина выкрал у другого жену и во время побега остановился как раз рядом с Нуху-Нуром. В то время повелось так, что если крали женщину, то забирали ее вместе со слугой, добром и со всем хозяйством.

Хитрая женщина успела спрятать в унтах ножницы, и когда похититель остановился на ночлег и привязал ее к дереву за длинные косы, сумела вытащить ножницы, обрезала волосы и ветром полетела к мужу, чтобы сообщить, кто ее похитил и где он находится. Похититель побежал мстить, а силы в нем было столько, что он руками раздвигал деревья. На этом месте и произошло сражение, после которого эта местность и получила свое название.

В этой деревне очень любят разные предания и красивые сказки. И даже придумывают свои собственные былины и легенды. Вот одна из них, о хлебе: когда у зажиточной женщины родился ребенок, она вытерла его хлебом. Бог, увидев это, рассердился на людей и решил отнять у них весь хлеб. Когда он начал срезать колоски, подбежала собачка и умоляла оставить для нее хоть небольшой кусочек колоска. Бог пожалел собаку, тем более что она не виновата в грехе людей, и оставил ей один колосок. Собачка же отдала его людям. С тех пор к хлебу относятся с большим уважением и почитанием, а собака навсегда стала лучшим другом человека.

Пример для подражания

Десять лет назад в Нуху-Нуре была собственная начальная школа, а до этого, по воспоминаниям местных, и 8-летняя.

— Во время совхоза, когда у нас была центральная усадьба, сюда приезжали учиться из Нагалыка, Еленинска, Вершининска, Хут. При школе был интернат, плюс дети жили у родственников на квартирах. Каждый класс имел параллели. Были «А» и «Б» классы, — рассказывает Николай Булгатов, житель деревни. — В конце 70-х — начале 80-х администрация перекочевала в Нагалык, и следом за ней туда перевели и школу. У нас осталась только начальная, но и ее уже нет. Детей каждый день возят на автобусе туда и обратно.

Из бюджетных учреждений здесь остались только ФАП и Дом фольклора. Кстати, жители деревни всегда очень интересно проводили Новый год. Перед праздником работники культуры заходили во все дома, и каждый тянул билетик, на котором было написано, кому он должен сделать подарок. Во время праздника, сразу после концерта и конкурсов, наступало время вручения. В основном это были конфеты, шампанское, сувениры, так что все оставались довольны. И сейчас праздники также не обходят стороной Нуху-Нур. В Доме фольклора по-прежнему собирается народ, отмечаются большие даты.

В настоящее время в деревне проживают 95 человек. Казалось бы, совсем немного. И тем не менее даже таким числом населению удается вершить большие дела. Три года назад здесь при поддержке администрации установили памятник воинам ВОВ. Каждый год жители проводят на его территории генеральную уборку, так что к 9 Мая он сияет чистотой. В апреле проводится и общественный субботник, на который выходит вся деревня. Люди прибирают не только свои дворы, но и все общественное пространство.

За последние несколько лет здесь появилось несколько фермеров. Среди них Галина Буинова. Она занимается не только растениеводством и животноводством, но и глубокой переработкой сельхозпродукции. Каждый день Галина Георгиевна преодолевает 400 километров пути, от Нуху-Нура до Ангарска и обратно, чтобы реализовать свою вкусную продукцию. Молоко, сметана, сыр, творог пользуются неизменным спросом. Те, кто когда-либо пробовал ее товар, остаются постоянными клиентами. Галина Буинова закупает молоко у населения Баяндаевского района даже зимой, когда местный молокоприемный пункт перестает работать. Так что работы у нее хватает круглый год.

По словам Германа Емнуева, именно на таких людях и будут держаться небольшие деревни. Там, где фермеры — новые рабочие места, поднятие залежных земель, разведение скота. Глядя на них, подтянутся и другие.

Четыре бабушки и молодежь

Еще одна деревня, которую мы не могли обойти вниманием, — Еленинск. В ней, по официальным данным, проживают 93 человека. Тем не менее заброшенных изб в селении не так много. Больше крепких, добротных. Местные жители нас заверили, что здесь живет много молодых семей. Что их держит? Ответ очевиден: корни и возможность работать на своей земле. В основном все население живет за счет личного подсобного хозяйства.

— Когда я приехала сюда работать в 1961 году, в начальной школе дети занимались в две смены. Населения было в разы больше, чем сейчас. Сначала работал совхоз «Ользоновский», затем «Баяндаевский». Муж трудился механизатором, скотником, пастухом. В сельском хозяйстве работы всегда хватает. А в таком хозяйстве, какое было у нас, тем более. Ферма, пашни, гараж, столовая — все здесь было. Людям некогда было скучать. Все были при деле, — рассказывает Ольга Бухаева, пенсионерка, в прошлом заведующая начальной школой.

Несмотря на то что педагог родилась и выросла в других местах, в Еленинске живет уже более 50 лет, так что Ольгу Абидуевну можно по праву назвать местной жительницей. Деревню она покидала только на три года, а затем снова вернулась.

— Это селение много лет назад основали приезжие из Смоленской области. Так же как и соседнее, Вершининск. У них даже названия созвучные. Недалеко отсюда, за березовой рощей, была деревня Хунхал, она насчитывала всего 20 домов. Теперь ее уже нет. Все разлетелись. А у нас люди стараются удержаться в деревне, держат большое хозяйство: от 20 и до 100 голов. Клуб замечательный. И администрация нам, пожилым людям, всегда идет на помощь. И с зеленкой, и с сеном, и с мукой помогают. Стоит только позвонить, — говорит Ольга Бухаева.

По словам бабушки, 15 лет назад, после смерти мужа, она хотела уехать из деревни, однако решила задержаться на год. Следом пошел второй, затем третий, а потом решила и вовсе пока ничего не менять. Летом к ней приезжают дети, внуки и правнуки. Дочь живет в Иркутске, сын — в Улан-Удэ, поэтому после городской жизни им приятно на время окунуться в сельскую, подышать свежим воздухом, поесть домашнего.

В этом году Ольге Абидуевне исполнился 81 год. Однако, несмотря на преклонный возраст, она еще держит свою буренку, сажает огород. Как с улыбкой говорит пенсионерка, в Еленинске всего-то живут четыре бабушки, а остальные — молодежь.

«Все в наших руках»

В этой маленькой деревне также есть свои фермеры, причем все молодые. Благодаря участию в госпрограммах они наращивают свои производственные мощности: увеличивают посевные площади, поголовье скота, строят фермы. Среди тех, кто рискнул вернуться на малую родину, супруги Манжуевы, Борис и Анастасия.

— Муж родом из Нуху-Нура, а я из Еленинска. Он меня старше на класс учился. После школы уехали в город, учились и остались работать. Я свое дело открыла, Борис по северам ездил. Домой я приезжала только чтобы родителям помогать. Затем мы поженились, и нам на свадьбу надарили хозяйства. Наверное, после этого мы и задумались над тем, чтобы вернуться в деревню. В 2017 году вошли в программу «Начинающий фермер» и начали работать, — рассказывает Анастасия.

В планах у молодых — участие в программе по строительству семейной животноводческой фермы. Пока возможностей для этого нет, но Манжуевы уверены, что все впереди. Будущее они связывают именно с сельскохозяйственной сферой. А пока собираются строить дом для своей семьи. Сейчас они воспитывают двух маленьких детей.

— Я считаю, что везде можно жить, даже в такой маленькой деревне, как наша. Главное, чтобы было желание. Кстати, многие наши с Борисом одноклассники вернулись на землю, и большинство из них стали фермерами, трудятся по всему Баяндаевскому району. Так что если молодежь будет возвращаться в деревни и села, то они будут не просто жить, а процветать. Все в наших руках, — уверена Анастасия.

Три года назад в Нуху-Нуре установили памятник. Теперь за ним присматривает вся деревня. Накануне 9 Мая жители проведут здесь генеральную уборку.
Три года назад в Нуху-Нуре установили памятник. Теперь за ним присматривает вся деревня. Накануне 9 Мая жители проведут здесь генеральную уборку.