Новый год по шаманским канонам

Новый год западных бурятов «Шэнэ жэл» отметили в Жигалово и Качуге
Главное отличие национальных чувашских костюмов в том, что все геометрические орнаменты имеют форму булгарской рунической письменности.
Главное отличие национальных чувашских костюмов в том, что все геометрические орнаменты имеют форму булгарской рунической письменности.

Ещё одним важным оберегом является лошадь олицетворяющая собой  трудолюбие и выносливость, как правило оберег дарили мужчинам.
Ещё одним важным оберегом является лошадь олицетворяющая собой трудолюбие и выносливость, как правило оберег дарили мужчинам.
Чувашские замужние женщины носили сурпан, масмак, хушпу или пус тутри. А  молодая девушка – тухью.
Чувашские замужние женщины носили сурпан, масмак, хушпу или пус тутри. А молодая девушка – тухью.

В посёлках Жигалово и Качуг 15 и 16 октября прошёл Бурятский Новый год Шэнэ жэл, который организовал «Центр культуры коренных народов Прибайкалья». По традиции в славянской культуре Новый год отмечают 31 декабря, в Китае – 25 января, в буддийской традиции Новый год – Сагаалган отмечают в первое весеннее новолуние, которое каждый год выпадает на разные даты в промежуток времени с конца января до середины марта, когда заканчивается тяжёлое время зимовки домашнего скота и весна не за горами.

Покров встречали с саламатом

Западные буряты, согласно шаманским канонам, отмечают Новый год «Шэнэ жэл» в осеннее время, когда закончили уборочные работы, скот загоняют во двор, урожай собран и готовятся к зиме. В это время скотоводы прибавляли год себе и поголовью. Раньше во время празднования «Шэнэ жэл» буряты ходили к друг другу в гости, говорили благопожелания, делились знаниями, например, как правильно вести хозяйство, и учили детей уважению к старшим. Также праздник «Шэнэ жэл» совпадает с великим православным праздником — Покровом Пресвятой Богородицы.

Как рассказала заведующая отделом традиционной культуры Центра Серафима Балданова, поскольку посёлки Жигалово и Качуг являются исконно бурятскими землями, организаторы ИОГБУК решили организовать концертную программу именно в этих территориях.

– В детстве я была очень любознательной, и, когда к нам в гости приходили пожилые люди, я за ними наблюдала, слушала, как они поют. Раньше настолько красиво пели, что можно было заслушаться. Сейчас современному поколению нужно прививать знания нашего языка, традиции и обычаи, чтобы уважали и не забывали о своей богатой культуре. Раньше на праздник «Шэнэ жэл» забивали скотину, и пожилые люди на улице в котлах варили мясо, саламат, сами стряпали хлеб и потом встречали Покров, – рассказала Октябрина Аргоева, солистка фольклорного бурятского коллектива «Талын дуун».

Но с приходом урбанизации, когда население стало уезжать из деревень в города, празднование бурятского Нового года изменилось, и в современном мире буряты в основном просто поздравляют друг друга и говорят благопожелания. В качестве подарка старшему поколению дарят бытовые предметы или деньги, а детям – сладости.

Зрители станцевали Ёхор

В посёлках Жигалово и Качуг концертную программу открыл известный бурятский ансамбль национального танца «Ангара» под руководством Николая Шаргаева. Артисты исполнили сюжетные и динамичные номера, в которых через движения и пластику показали аутентичность художественной национальной культуры. Яркое выступление показал народный фольклорный бурятский коллектив «Талын дуун» под руководством Петра Модоева: Виктория Хунхинова, Ольга Балдаева и Анна Иннокеткина. Денис Кузьмин, в прошлом художник и звукооператор, спел на русском языке мелодичные и душевные песни из репертуара Дениса Романова.

Также зрителей удивила своим выступлением национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «Юлташ». Артисты приехали из Зиминского и Заларинского районов.

Через песни и танцы артисты показали архаичность своих культур, которые уходят корнями в далёкое прошлое. Все песни были посвящены родному краю, природе, своей культуре и любви. Во всех бурятских песнях и поговорках всегда присутствует сравнение. Из-за того, что в бурятском языке много омонимов, передать смысл песен достаточно сложно, так как он имеет глубокий смысл. Поэтому, когда артисты готовят номера, они тщательно изучают текст песни, обращаются к носителям бурятского языка, чтобы использовать исконные слова. 

Во время концерта артисты посвятили номер врачам, которые второй год борются с коронавирусом, спасая жизни людей. Организаторы собрали фотографии врачей из посёлков Жигалово и Качуга и сделали презентацию, которую показали во время концерта.

В конце мероприятия зрителям представили дефиле традиционных западных бурятских костюмов от модельера, призёра Международного Бурятского фестиваля «Алтаргана» Марии Маглаевой.

В завершение концерта артисты вместе со зрителями вышли на улицу и дружно станцевали народный танец-хоровод Ёхор. Артисты подняли настроение зрителям и дали положительной заряд.

– В нашем районе артисты от Центра культуры коренных народов Прибайкалья выступают впервые. Когда мы эту информацию распространяли по району, многие жители заинтересовались и сказали, что обязательно посетят концерт. На сегодняшний день в Жигалово проживает 57 чувашей и 10 бурятов, большинство из которых работают врачами, – поделился Сергей Бурков, начальник Управления культуры, молодёжной политики и спорта МО «Жигаловский район».

В Качугском районе картина иная. Как рассказал Владимир Щапов, директор Качугского межпоселенческого центрального Дома культуры имени С. Рычковой, в районе проживает около 5% бурятов. Также здесь есть и представители коренного малочисленного народа Севера – эвенки. Их около 300 человек. Проживают они в трёх посёлках: Вершина-Тутуры, Тырка и Чинонга. Бурятские коллективы с концертами приезжают в Качуг часто. В декабре в селе Вершина-Тутуры ежегодно проводится эвенкский Праздник охотника.

Национальные игры

В детской школе искусств в Жигалово Серафима Балданова научила школьников играть в бурятскую национальную игру в лодыжные кости «Шагай наадан». Игра оказалась достаточно разнообразной. Дети успели освоить Няhалалга – «Щёлканье», Шагай шуурэлгэ и Мори урилдаан – «Конские бега».

Чувашский коллектив показал подобную игру, но только камнями, которая называется «Чулла». Затем дети поучаствовали в игре «Хищник в море» – «САТКАН КАЙАК ТИНЕСРЕ» и сыграли в лошадки «Лашалла». Игры оказались настолько задорными и увлекательными, что подключились не только дети, но и взрослые. Все с большим энтузиазмом приняли участие и не хотели заканчивать играть. Также артисты показали мастер-класс по чувашской вышивке, которая не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково.

Испытывая терпение невесты

Организация «Юлташ» существует уже 30 лет, и за это время артисты часто выступали с номерами в Иркутске и Ангарске. Однако, к сожалению, о них жители Иркутской области знают мало. По сей день чувашские национальные костюмы часто путают с украинским и даже белорусским костюмом из-за сходства вышивки.

Главное отличие национальных чувашских костюмов в том, что все рисунки на одежде имеют геометрическую форму в виде ромбо- и зигзагообразных узоров, также присутствует монетная и бисерная отделка специального кроя. Белая рубаха кепе является основой всех чувашских одеяний, и мастерицы шили её из конопляного полотнища. Женщины носили массивные нагрудные украшения из серебряных монет – монисто.

– В наших традиционных одеяниях основные цвета – это белый, символ чистоты и здоровья, и красный, символ жизни, отваги и любви. Наши чувашские костюмы отличаются строгим геометрическим орнаментом, который имеет форму булгарской рунической письменности, – поделилась участница чувашского ансамбля Надежда Фидикова.

В чувашской культуре, как и у других народов, существуют интересные обычаи, которых придерживаются по сей день. Когда молодожёны проводят свадьбу, большое внимание уделяется не застолью, а обрядам. По традиции после помолвки на следующий день невеста берёт вёдра и отправляется к роднику. Когда невеста несла ведро, наполненное водой, родственники жениха три раза выливали воду из ведра, испытывая терпение невесты. Затем в этой воде она варит суп из петуха.

– В нашей чувашской культуре существует осенний праздник «Чуклеме», который отмечают 2 октября в деревне Тагна Заларинского района. Большой праздник «Акатуй», посвящённый первым весенним сельскохозяйственным работам, отмечают в Зиминском районе, и символом этого праздника является петух или Автан, – поделилась руководитель общественной организации национально-культурной автономии «Юлташ» Вероника Васильевна Тимофеева.

Кукла желаний

На выставке-продаже мастера Баяндаевского района представили гостям вязаные вещи в виде головных зимних уборов, варежек и разноцветных пинеток. Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «Юлташ» показала жителям вышивку и куклы-обереги. Были и головные уборы, украшенные вышивкой, бисером и монетами, – уникальное явление в национальной культуре чувашей. У замужних женщин такой убор называется сурпан, масмак, хушпу или пус тутри. А у молодой девушки – тухья.

Также были куклы-обереги. В чувашской культуре было принято загадывать желание и мастерить куклу желаний. Затем время от времени одаривают её, приделывая нитку, и прячут, чтобы никто не прикасался. После исполнения желания куклу давали играть ребёнку, чтобы у него всё получалось. Как правило, обереги делают из любого фруктового дерева, также куклу набивают хмелем, злаковыми растениями и семенами. Ещё одним важным оберегом является лошадь, олицетворяющая собой трудолюбие и выносливость. Этот оберег, как правило, дарили мужчинам.

Отбили ладошки

После мероприятий, которые прошли в Жигалово и в Качуге, зрители уходили с горящими глазами и улыбками. Особенно жителей удивило выступление чувашского ансамбля, его увидели и услышали впервые.

– Подобные мероприятия у нас проходят не так часто, как хотелось бы, но мы их обязательно посещаем. Понравились все номера и артисты, пока им аплодировали, все ладошки отбили. Поэтому пусть приезжают к нам чаще, мы всегда им рады, –поделилась жительница Качуга Татьяна Ивановна.

Все народы, проживающие на территории Прибайкалья, живут дружно, с интересом и уважением относятся к традициям и обычаям друг друга, отмечают все праздники.