Разбалансировка региональных бюджетов

Эксперты не раз предупреждали о растущем риске разбалансировки региональных бюджетов. Однако, судя по всему, к этим предупреждениям прислушивались далеко не все руководители субъектов, и теперь картина экономических успехов, которую они изображают в своих отчётах, может оказаться изрядно смазанной.

В этом плане показателен кейс Иркутской области – сибирского промышленного центра, где активно добываются природные ресурсы и работают крупные корпорации. Основными источниками доходов бюджета здесь являются «корпоративные» налоги: на прибыль, имущество организаций, НДФЛ, а также на добычу ископаемых, есть также платежи за пользование природными ресурсами и многое другое. То есть развитие промышленности прямо коррелируется с поступлением доходов в областную казну.

В 2021 г. доходы регионального бюджета составили 253,07 млрд руб., расходы 235,55 млрд, т.е. был профицит +17,52 млрд. В следующем 2022 г. доходы 276,66 млрд, расходы 266,12 млрд, профицит уже +10,54 млрд руб. В 2023 г. бюджет стал дефицитным на 13,4 млрд руб. (276 млрд руб. доходов против 289,33 млрд. расходов). А по итогам 2024 г., которые недавно опубликовал региональный Минфин, дефицит бюджета составил шокирующие 23 млрд руб. – 277,1 млрд доходов против 301,8 млрд расходов.

Областной Минфин привычно пеняет на санкции, мол, «в условиях санкционного давления на экономику и бизнес регион столкнулся с существенным сокращением одного из основных бюджетообразующих налогов – налога на прибыль организаций». Но причинами крутого финансового пике вряд ли являются одни лишь внешние факторы.

Так, несколько лет назад по каким-то причинам (не исключено, что сугубо политическим) региональными чиновниками было принято решение о досрочном погашении федеральных долгов, взятых на специальных условиях. В результате с 2022 г. Иркутская область перестала являться получателем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а с 2023 г. – на частичную компенсацию допрасходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели.

На это наложилось низкое качество работы финансового блока региона. По оценке Минфина РФ, погрешность в планировании доходов, обеспечивших прирост поступлений в конце 2021 и 2022 гг., составила от 15% до 34%! А в 2024 г. чиновники дали некорректный прогноз поступления налоговых платежей в региональный бюджет, в первую очередь по налогу на прибыль организаций. Ситуацию серьёзно осложняет и то, что губернатор Игорь Кобзев испортил отношения с ведущими промышленными корпорациями в своём регионе.

В итоге дело дошло до задержек зарплат бюджетников – именно с них, как мы помним по опыту, начинается полномасштабный бюджетный кризис. Поэтому неслучайно Иркутская область сегодня в авральном порядке занимает деньги у коммерческих банков по ставке 25-26% (по имеющимся данным, таким образом было привлечено 7,8 млрд руб.) А министр финансов региона срочно вылетела в столицу просить милостыню у федерального центра.

Когда-то умение выбить деньги из Москвы считалось чуть ли не главным показателем эффективности губернатора. Но нынешние времена требуют принципиально новых компетенций: прежде всего быть грамотным, заинтересованным в успехе своего дела управленцем, уметь найти баланс и наладить связи с элитами и обществом. Но получается это, похоже, не у всех.