Художник казачьего роду

Любители творчества великого русского художника Василия Ивановича Сурикова в «Потанинке» встретились с Татьяной Ясниковой, автором книги «Суриков» (серия ЖЗЛ). И узнали интересные биографические данные из жизни художника.

Будучи ещё малышом, в четырёхлетнем возрасте Вася изрисовал стулья. И был за это крепко наказан. Но родители, видя тягу мальчонки к рисунку, купили ему бумагу и краски. Любимая тема начинающего художника – анималистический жанр. Вася с упоением изображал лошадей. Только изобразить бегущих скакунов не получалось. На помощь пришёл работник Степан, который доступно изобразил, каково положение ног бегущего коня. И у смышлёного мальчика все получилось, чему он был безмерно рад.

И уже в стенах Императорской Академии художеств искусство вновь покорилось казаку. Василий Иванович очень гордился своим казачьим родом. Его предки пришли в Сибирь с Ермаком и основали город Красноярск.

Перед поездкой на учёбу Василий, работая в канцелярии городского главы, изобразил муху. Из одних источников, нарисовал в деловых бумагах, из других – на крышке стола. Я считаю, что юный канцелярист не совершил бы глупого поступка, изобразив живую муху на нужном документе. Скорее всего, муху нарисовал на столе. Но факт тот, что начальник канцелярии принял рисованную муху за живую и решил смахнуть, не получилось. Узнал, кто художник.

Суриков думал, что получит нагоняй. Но начальник канцелярии доложил губернатору о талантливом самоучке. Тот организовал званый обед, попросил юному дарованию помочь материально. Откликнулся купец Кузнецов. Таким образом Василий Иванович стал вольнослушателем художественной академии.

И уже будучи известным художником, всегда вспоминал первого учителя рисования Николая Васильевича Гребнёва. Гребнёв был хорошим преподавателем. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества он учился вместе с Саврасовым, Пукиревым, Невревым и другими художниками, чьи имена остались в русском изобразительном искусстве.

И ещё многое узнали читатели библиотеки о талантливом красноярском художнике, которому был подвластен исторический жанр при написании картин.

Завершая знакомство с жизнью и творчеством Василия Сурикова, Татьяна Викторовна отметила:

– Полотна Василия Ивановича Сурикова давно стали классикой. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» – будоражат по сей день, вызывая споры о судьбах Отечества, его великих людях и великих мятежниках. Живопись Сурикова, яркую по исполнению, масштабную по мысли, народную по характеру, ценили как до революции, так и после, и будут ценить всегда – художник поднимал вековечные темы и решал их на уровне вечности. Выходец их старинного казачьего рода первопроходцев Сибири, он был человеком упорным, рисковым, деловым, озорным, сентиментальным, великодушным. И это многое объясняет в его профессиональной успешности.

На данной встрече с Татьяной Ясниковой присутствовала чета супругов Виктора Ивановича и Анны Ивановны Домашенко, проживших совместно 66 лет. Интересен тот факт, что Виктор Иванович Домашенко ведёт свои корни от старинного казачьего рода. И его родной брат Николай Иванович Домашенко – известный сибирский художник. Вот такая параллель с Суриковым.

А с жизнью художника Николая Ивановича Домашенко мы вас познакомим в следующих номерах газет.