Подрост «в кайфе»
Мы часто говорим о молодёжи. О ней нельзя не говорить, ведь подрастающее поколение – это те, в чьих руках скоро окажется судьба нашего народа. Но, увы, глядя на то, чем заняты нынешние подростки, приходится порою сожалеть или ужасаться.
Три истории, произошедшие буквально только что, в сводках новостей помещаются одна за другой.
В Москве девочка тринадцати лет упала из окна. У девочки не было проблем или мыслей о самоубийстве – школьница просто захотела сделать красивую фотографию на фоне городской суеты, но не удержалась. Спасти пострадавшую не удалось, она скончалась на месте.
В Дзержинске Нижегородской области подросток погиб на железнодорожных путях. 15-летний мальчик шагал в наушниках через железнодорожные пути. Приближающийся поезд несколько раз давал звуковой сигнал, но молодой человек его не услышал. Состав применил экстренное торможение, но избежать наезда не удалось. Полученные травмы привели к летальному исходу.
В Иркутской области тоже произошёл инцидент с несовершеннолетним – мальчик поспорил с друзьями, что выпьет два литра самогона. Первый литр закончился для 15-летнего подростка госпитализацией. Врачи буквально спасли мальчика от смерти, однако, придя в себя, он лишь сокрушался, что не выпил второй литр и проиграл спор.
Спасшие поспорившего мальчика врачи одной из детских больниц Иркутска бьют тревогу – только с начала этого года с алкогольным отравлением к ним поступило 40 несовершеннолетних. Младшему пациенту 9 лет, и он уже дважды попадал в отделение токсикологии. Ещё одна девочка-подросток доставлялась в больницу с алкогольным отравлением четыре раза – после первой встречи с наркологами она сделала вывод не о вреде спиртного, а о том, что можно обратиться в больницу – и «всё будет нормально». Медики буквально кричат об ужасающей ситуации и призывают родителей следить за своими детьми.
Кричать действительно давно пора. К сюжетам других двух историй найдётся огромное количество похожих примеров. Молодёжь ищет новые эмоции и впечатления, пытается проявить себя, показаться чем-то лучше и интереснее других. Все эти желания в принципе нормальны и понятны – до тех пор, пока они не переходят в деструктивную плоскость. Ведь можно получить эмоции и даже адреналин от занятий спортом или туризмом, можно проявить себя за счёт хорошей учёбы или общественной деятельности.
Но вместо этого ребята рискуют собой в погоне за лайками на новом фото, пьют и курят, пытаясь показать себя взрослыми. А кто-то просто уходит в себя и свой мир, заткнув уши наушниками и не замечая ни приближающегося поезда, ни проходящей мимо яркой и многообразной жизни.
В том, что происходит с подростками, далеко не всегда речь идёт просто о глупых поступках, опасных для самого себя. Яркий пример – недавно в челябинской школе ученик напал с молотком на других. Но историй с агрессией подростков очень много. В Петербурге мужчина прокомментировал внешний вид группы молодых людей в негативном ключе – школьники были одеты как представители националистических группировок. Среди бритоголовой компании нашёлся 17-летний обладатель аэрозольного пистолета, который он применил в ответ на замечание.
Дети объединяются не ради чего-то созидательного, а ради того, чтобы противопоставить себя внешнему миру. Стать боевой единицей в конфликте с окружающими. Почему нынешнее поколение становится таким? С одной стороны, на нынешних подростков во многом влияет присутствие в их жизни с ранних лет смартфонов, Интернета и иных современных технологий. Действительно, многие негативные явления идут именно оттуда. В конце концов сама скорость распространения информации иногда становится провоцирующим фактором – сегодня пара подростков вытворит какую-нибудь глупость в Приморье и выложит в Интернет, а завтра это уже увидят и подхватят такие же дети где-нибудь в Вологде. Не увидят это, так придумают свое.
Да и не только в современных технологиях дело – самогон, ставший предметом спора иркутского подростка, существовал задолго до изобретения Интернета. Так в чём же ещё проблема? Вопрос сложный и неоднозначный. Отчасти дело в отсутствии воспитания и жизненных ориентиров. Что-то упускают родители, и не всегда по своей вине, порою просто зарабатывая деньги для того же ребёнка и не имея толком времени.
Что-то упускает система образования, в которой учитель – не наставник и авторитет, а замученный отчётами и низкооплачиваемым трудом человек, мечтающий закончить уроки и поскорее уйти домой. А вокруг раскрывается «во всей красе» рыночный мир, где простые человеческие ценности ушли на второй план. Мир, где, и правда, проще или уйти, закрывшись капюшоном и наушниками, или выставить себя и свои «достоинства» напоказ. Не думая о том, чем этот «показ» закончится.
Не думая… А думать среди нынешних подростков, да и не только, стало как-то «немодно». Но ведь эта «мода» – путь к умственной ограниченности, недоразвитости.
А думать ведь есть о чём. Думать и молодёжи, и обществу в целом. А что мы хотим от молодых людей? Кем они должны стать? И кем станут в реальности? Конечно, кто-то сможет оторваться от наушников и смартфона, поступить в институт, получить профессию. Но будет ли это действительно профессионал, достойный человек? Или же просто человек-функция: пришёл, отработал – ушёл, не думая дальше о судьбе своей страны или своего города. Не факт, что вообще думая хотя бы о своём будущем.
Но, увы, многим не светит даже такая перспектива. Стоит почитать редакционную почту, новостные ленты – и увидеть, кем становятся нынешние подростки в дальнейшей жизни.
В Улан-Удэ 18-летняя девушка скрывала свою беременность от родственников. Почувствовав схватки, девушка не стала обращаться в роддом – родила сама… в туалете. В итоге ребёнка нашли мёртвым в выгребной яме – девушка утверждает, что младенец якобы упал туда нечаянно, когда она перерезала пуповину. Сама она пыталась найти его с фонариком, не нашла, на том и успокоилась. Возбуждено уголовное дело.
Поколение, вырастающее с пустотой в душе, не становится умнее или честнее с возрастом. И вопрос деградации молодёжи – это вопрос того, куда идёт наша страна и наше общество в целом. Безусловно, хотелось бы, чтобы в будущем молодые люди стали грамотными специалистами, неравнодушными гражданами, хорошими родителями уже для своих детей. Но что тогда должно быть с подростками сейчас?
Хочется, чтобы юноши и девушки учились, занимались спортом, дружили. Чтобы компания подростков была объединением товарищей, а не агрессивной бандой, противостоящей всему внешнему миру. В конце концов, ведь и сейчас не всё так плохо – есть ребята, участвующие в школьных олимпиадах, занимающиеся спортом или творчеством. Есть те, кто готов кинуться в реку спасать утопающего или вывести людей из горящего дома. Есть те, кто вырастет Человеком с большой буквы. Но что делать с поколением в целом?
Три десятилетия назад переворотчики-демократы сказали: у рыночной страны не будет идеологии. И вот тысячекратно, день за днём, истребляют интеллектуальное развитие детей. Советская власть давала детям и подросткам образ светлого будущего, объединяла и учила быть коллективом. Именно поэтому удавалось вырастить и воспитать настоящими людьми даже беспризорников после Гражданской войны и после Великой Отечественной. У детей были нравственные ориентиры среди старших товарищей.
Сейчас же молодёжная политика сводится к какому-то формальному, бездушному воспроизводству того, что было. Конечно, дети в рамках того или иного молодёжного движения поучаствуют в каких-то мероприятиях, наверно, им даже объяснят, что надо любить свою Родину. Только объяснят или действительно убедят – уже вопрос. За формализмом и показухой, красивым фотоотчётом зачастую не останется никакой идеи.
А что с авторитетом старших товарищей? Годами отовсюду были видны и слышны блогеры, инфлюенсеры, различного рода «певцы ртом» и прочие сомнительные персонажи. И подрастающее поколение смотрело на них, а не на учёных, врачей и инженеров. Сейчас, конечно, ситуация меняется. Наша страна борется с нацистами на Украине. Примером и авторитетом для детей и подростков могут и должны стать защитники нашей Родины. Отчасти шаги в этом направлении и ведутся. Героев СВО приглашают в школы, на различные мероприятия.
Но чтобы молодежь увидела в них пример для подражания, а не просто прослушала, допустим, проводимый урок с мыслью «поскорее бы всё закончилось», надо всё равно приложить усилия. Чтобы наполнить умы подростков смыслом, нужно дать им образ будущего. Что мы хотим от завтрашнего дня, ради чего надо жить и трудиться? У коммунистов этот образ будущего был всегда и есть и сейчас. У государства и общества, увы, не особо.