О новых веяниях в школьной жизни
Прочёл в газете «Комсомольская правда» материал «Труд, семьеведение и никаких мобильников» под рубрикой «Что изменится в школах с 1 сентября».
Хочется вспомнить о прошлых нововведениях министерства образования России. Несколько лет назад пытались внедрить шахматы в начальной школе. И где эти шахматы?! Благо в нашем Доме детского творчества №2 (г. Иркутск) Саша Ковалев знакомит детей нескольких начальных классов школы №55 с искусством шахматной игры.
В той же «Комсомолке» недавно забили тревогу об отсутствии авиамодельных и судомодельных кружков, а также радиокружков. Развалить их просто, а возродить невозможно: специалистов этого профиля днём с огнём не найти. С пониманием этого в газетной публикации было сказано: «Начнём с бумажных моделей».
Но я что-то в этом не очень уверен, ибо в Домах детского творчества мальчишки посещают изостудии, занимаются в танцевальных и вокальных студиях, а технарей нет. Проницательный читатель возразит: «А робототехника?!» Но ведь она ой как далека и от авиа-, и от судомоделизма.
Кстати, в газете «Комсомольская правда» №61 от 20 августа с.г. прочёл статью военкора газеты Александра Коца «Молнией во врага». Под фотографией, изображающей оператора с беспилотником, фраза: «Если человек 16 лет занимался авиамодельным спортом, он быстро освоит беспилотник любой сложности, вот только таких спортсменов на фронте немного…» Видимо, чиновники от образования, уничтожившие авиамодельные и судомодельные кружки, не думали об отрицательных последствиях их ликвидации.
И когда Александр Коц спросил оператора, который прикрепил к беспилотнику кумулятивный заряд: «А у тебя-то откуда такие знания, связанные с авиацией?» – парень ответил:
– 16 лет авиамодельного спорта, я мастер спорта, чемпион Европы, трёхкратный чемпион России. На чемпионате Европы я защитил мастера спорта.
Далее корреспондент спросил:
– А с той стороны (Украины) есть те, с кем соревновался до войны?
– Есть, – ответил оператор, – имена называть не буду, но это очень-очень сильные ребята. У них вообще этой темой увлечено больше людей, чем у нас. Поэтому противник очень силён в этом направлении. Надо и у нас развивать технические виды спорта, авиамодельные, автомодельные, судомодельные кружки. Мы сразу охватываем воздух, землю, воду… Но у них сейчас в беспилотной теме очень много, потому и развитие идёт быстро. А у нас на фронт поехали единицы.
А у нас в России финансирование развития данных направлений осуществляется по остаточному принципу. Поскольку остатков немного при маленьком бюджете, то материальная база не позволяет открывать вышеуказанные кружки. Да и педагогов такого профиля не найдёшь.
Но вернёмся к нововведениям школьным. Корреспондент Анна Лукьянова сообщает, что девочки 5–9 классов будут готовить салатики, а мальчики стучать молотками.
Вот именно стучать молотками, так как во многих школах нет ни слесарных, ни токарных станков, ни иного технического оборудования. А сотворить табуретку ученикам не удаётся: цены на древесину немыслимы. И у образования денег на её приобретение не заложено.
Далее автор сообщает, что главный акцент – на знакомство с профессиями, особенно с современными. В советскую эпоху знакомство с профессиями не было теоретическим. В каждом районе нашего города работали учебные комбинаты. В нашем Свердловском округе комбинат готовил поваров, кондитеров, медиков. Ребята получали рабочие профессии. В том числе готовили рабочих для радиозавода, где трудилось 15 тысяч специалистов высокого класса. И ребята, отслужив в рядах Советской Армии три года, имея документ о профессии, без проблем трудились на оборонном заводе.
Я в послевоенные годы после Великой Отечественной учился в престижной средней общеобразовательной школе №15 им. Горького. И мы, мальчишки, трудовое обучение получали в технических мастерских Сосновской геологоразведочной экспедиции, работая на токарных станках.
А в нынешнее капиталистическое время рекламодатели называют престижной и высокооплачиваемой профессией работу курьера. Может, с этой профессией будут знакомить школьников? Так они и без какого-либо обучения развозят на велосипедах Яндекс еду.
Говорить о новациях можно много и красиво, а внедрить их в практику очень-очень сложно, поверьте мне. В образовании работаю около 60 лет.
В нашей советской послевоенной школе не было ОБЖ, а был предмет «Начальная военная подготовка». И конкурс в военные училища был очень высок: в среднем 15 человек на место. Иное было время, иное воспитание.
Вот так и живём: старое ликвидируем, придумываем новое. И доброе советское прошлое напрочь забыли. А требуется кое-что и возродить, те же учебно-производственные комбинаты. Но необходимы деньги и кадры. А вот в этом-то и заковычка.