Как снимали «Карнавальную ночь»
Праздничную ленту предложил снять директор «Мосфильма» Иван Пырьев. А Рязанов только что выпустил документальную картину «Весенние голоса» в стиле киноконцерта. Там по сюжету двое студентов ремесленного училища (Владимир Сальников и Надежда Румянцева) готовились к смотру художественной самодеятельности Трудовых резервов республик СССР. Так что идея ещё одного музыкального фильма его не привлекала, однако Эльдар Александрович решил согласиться из-за желания попасть в штат легендарной киностудии.
Рязанов уехал в Болшево, где в Доме культуры начал работу над сценарием вместе с драматургами Борисом Ласкиным и Владимиром Поляковым. Пырьев подбодрил начинающего режиссёра: «Всё равно лучше, чем в Голливуде, не сделаешь. Снимай так, как видишь. Пусть у тебя главная героиня будет мировой звездой! Найди такую!» Пробы на роль Леночки Крыловой проходили в авральном режиме. Среди актрис, которые могли её сыграть, были Ирина Скобцева, Людмила Касьянова, Татьяна Конюхова.
— Я от роли отказалась, так как должна была сниматься в кино Григория Рошаля «Хождение по мукам», — делится актриса Татьяна Конюхова. — Но я порекомендовала ассистентке «Мосфильма» Люсю Гурченко из ВГИКа. Она и на аккордеоне играла, и прекрасно танцевала. А какая фигурка!
Так получилось, что Людмила Марковна не произвела должного впечатления на пробах. Из-за того, что оператор плохо выставил свет, создавалось ощущение, что актриса кривляется в кадре и неважно выглядит. В итоге на главную роль утвердили Людмилу Касьянову, которая не была профессиональной артисткой. Однако Рязанову быстро стало понятно, что девушка не справится. Тогда он обратился к Ивану Пырьеву с просьбой заменить актрису. А директор «Мосфильма» случайно столкнулся с Гурченко и предложил ещё раз пройти пробы.
— Люся была необычайно хороша, — продолжает Татьяна Георгиевна. — Такой осиной талии не было ни у одной актрисы! Всем девушкам СССР тоже хотелось быть тонкими и звонкими, как она. Сразу же вошли в моду пышные юбки. Вообще, Гурченко называли «Чарли Чаплином в юбке». Для неё смешное и грустное всегда было рядом.
На роль Серафима Огурцова пробовались Анатолий Папанов и Петр Константинов. Рязанов утвердил последнего, так как тот достоверно воплотил образ зловещего чиновника. Однако Пырьев заявил, что лента должна стать жизнерадостной, а не остросатирической. Он предложил кандидатуру Игоря Ильинского. Иван Александрович был уверен, что актёр сможет сделать чиновника смешным. Позже Рязанов говорил, что боялся работать с известным артистом. Был уверен, что ему придётся потакать во всём.
— Эльдар Александрович быстро понял, что папа не звёздный, — говорит сын Игоря Ильинского Виктор. — Ведь чем грандиознее актёр или режиссёр, тем он проще. Отец всегда со всеми общался на равных, что-то подсказывал и помогал. Трогательно заботился о Людмиле Гурченко. У него была машина марки «ЗИМ». Как-то он предложил подвезти молодую актрису. Девушка согласилась, представляя, как однокурсники обомлеют, увидев её выходящей с Ильинским из «ЗИМа». Но триумфа не случилось. Были летние каникулы, и возле входа в училище никого не оказалось.
Кстати, именно Ильинский помог Рязанову завоевать авторитет в съёмочной группе — было видно, с каким пиететом 55-летний актёр советуется с 28-летним режиссёром. Все силы группы были брошены на то, чтобы сделать кино всё-таки не хуже, чем в Голливуде. На площадку пригласили лучших костюмеров. Благодаря им впервые на экране появились свитера с оленями. Художники-постановщики Константин Ефимов и Олег Гроссе по задумке Рязанова выстроили на сцене огромный будильник. По бокам декорации разместился оркестр, а на кнопке — барабанщик с ударной установкой. Однако режиссёру всё время не хватало динамики. Тогда он попросил Гурченко спуститься в зал, где гости должны были разыгрывать маленькие сценки. Праздничный концерт снимали в студии «Мосфильма» около трёх дней. Продукты на столиках были натуральные, и на вторые сутки всё испортилось. Поэтому актёрам пришлось улыбаться и хлопать, героически игнорируя неприятный аромат. В итоге выход фильма оказался под угрозой, выяснилось, что Рязанов превысил бюджет, израсходовав много плёнки. Тогда Иван Пырьев обратился к режиссёру Михаилу Ромму, чтобы тот оценил картину и повлиял на решение худсовета. Мэтр во время просмотра смеялся до слёз. После сеанса коротко поздравил Рязанова и ушёл. С тех пор никто не вмешивался в его работу. И Эльдар Александрович на протяжении всей жизни благодарил судьбу за «Карнавальную ночь», от которой сначала хотел отказаться.
Иван Пырьев заказал поэтам Владимиру Лифшицу и Вадиму Коростылеву написать «песенку о хорошем настроении». Композитор Анатолий Лепин придумал музыку на их стихи. Так родилась знаменитая композиция «Пять минут». Полнометражная картина была снята в рекордные сроки — за пять месяцев, в то время как работа над фильмом подобного масштаба длилась обычно около года. Лента вышла на экраны 29 декабря 1956-го и стала лидером проката. За год её посмотрели около 50 миллионов зрителей.
Песню «Таня-Танечка» исполнило трио сестёр Шмелёвых: Валентина, Ольга и Евгения. Им пришлось научиться мастерски удерживать тяжёлый поднос на одной руке. Они сумели достичь изящества и в исполнении чечётки, девушки буквально сутками разучивали танец. Но одна из них всё же разбила колено, отбивая движения на ступеньках лестницы.
Сергей Филиппов придумал реплики своему герою — лектору Некадилову. Как-то на съёмках сцены с выходом персонажа артист заблудился среди декораций и стал вопрошать: «Люди, где вы? Ау-у!» Именно этот дубль остался в картине. Кроме того, он стал автором и крылатой фразы «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке пока неизвестно».
Источник https://www.wday.ru/stil-zhizny/nostalgiya/karnavalnoi-nochi-65-let-kak-snimali-legendarnyi-film/