Это испытание, открытие и чудо
Если ваша жизнь временно зашла в тупик, лучший совет: сходите в театр. На классику. Она вечна и даст ответы на любые вопросы. Особенно если автор пьесы — Александр Островский, который удивительно современен в любую эпоху. На сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова в конце ноября состоялась премьера спектакля «На всякого мудреца довольно простоты».
Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» была написана в 1968 году. Консервативная общественность её не приняла: критики писали о грубой утрированности образов, о водевильности ситуаций. Другие были согласны: «Грустную картину рисует нам наш сатирик, но картину верную, не преувеличенную».
Главный герой пьесы — небогатый молодой человек Егор Глумов. Как всегда, фамилии у Островского неслучайны. Главный герой насмешлив, пишет эпиграммы на весь город. Отметим также генерала Крутецкого, чья фамилия говорит сама за себя. А в доме Турусиных постоянно разводят турусы: бессмысленные разговоры с гаданьями.
Егор Глумов — умный, талантливый, к тому же привлекательный внешне. Он отчаялся пробиться одним талантом и решил действовать хитростью. Эдакий наш отечественный Растиньяк, бросивший вызов свету. И, как у его французского коллеги, у Егора всё получается. Вот только в конце его ждёт некий конфуз, который в целом ожидаем благодаря названию пьесы. Зритель догадывается, что не всё будет гладко у этого мудреца, посчитавшего себя умнее других. Егор представляется в самом начале:
— Маменька, Вы знаете меня: я умён, зол и завистлив, весь в Вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями.
И маменька не так проста. Она становится Глумову союзником, и эти двое довольно успешно реализуют план, озвученный Егором:
— Чем в люди выходят? Не всё делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот Вы увидите. Глупо их раздражать — им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха.
Скорость преображения героя удивляет: очевидно, он давно готовился к этой роли и хорошо её отрепетировал. Глумова играет новый артист Иркутского драмтеатра Сергей Солянников. Он родился 27 мая 1988 года в Уссурийске, окончил Приморское Краевое училище культуры. Получил диплом по специальности «Постановщик театрализованных представлений, преподаватель». С первого курса служил в Уссурийском театре драмы им. В.Ф. Комиссаржевской. К труппе Иркутского драмтеатра присоединился только в нынешнем сезоне.
Для своей роли актёр выбрал интонацию почти правдивую, почти искреннюю. Но всё же он не конца растворяется в ней. Очевидно, что Глумов именно «жеманится». Видят ли это прочие «мудрецы»? Должны видеть, опыт у них порядочный. Но… зачем? Если иметь рядом такого Глумова всем удобно. Именно поэтому не так уж пугает финальное разоблачение в стиле гоголевского «Ревизора». Эта публика не стоит остолбеневши: она довольно быстро находит выход из ситуации. Ясно, что эти «тузы» нигде не пропадут. А вот герой — что с ним будет? Приклеит ли его к себе это сладкий и удобный «мёд», или злость, о которой он говорит вначале, всё же вытащит его на поверхность? Об этом размышляет и актёр Сергей Солянников:
— Мой Глумов — какой он? Я до конца ещё не понимаю, какой он настоящий. В нём очень много различных качеств. Он и весёлый, и грустный, и злой, здесь намешано много всего. И это надо попытаться «вытащить» за временной промежуток спектакля. А самое главное, что Глумов — человек талантливый. У него актёрское дарование, в этот образ был влюблён сам автор. И в то же время это человек, который так хладнокровно делает карьеру. Сочетание исключительного таланта и тёмных сил, которые его одолевают, — самое сложное противоречие в этой роли.
Режиссёр спектакля Станислав Мальцев говорит:
— Для меня лично Островский — это уже моя жизнь, потому что этот спектакль — пятый по его пьесам. Когда ты с ним встречаешься в очередной раз — это испытание, это открытие и чудо. Когда ты в него погружаешься, то понимаешь, что Островский так же современен, как и сто пятьдесят лет назад. Вот это и есть чудо классики. Когда видишь лица в его пьесе, положения, идеи, конфликты, — всё это безумно близко. Поэтому Островский — наш современник. Костюмы — это особенная идея. Мы с художником решили таким образом подчеркнуть течение времени. В костюмах представлена вся вторая половина XIX века: мы начинаем с кринолинов, это середина века, потом пошли турнюры, и, наконец, чеховские платья. И вот такое движение времени в одном спектакле ещё раз подчеркивает безвременность этой истории.
Скажем отдельно о декорациях. В некоторых сценах декорации состоят из берёз, как бы подвешенных в воздухе. Режиссёр говорит:
— Это тоже идея спектакля — такой странный лес. Прежде всего, Россия ассоциируется с лесом, и у Островского есть пьеса с таким названием. Но в этом лесу корни гниют, и поэтому деревья перестают питаться. Вот такая болотистая местность. И на этом болоте живут или существует люди. А природа не терпит над собой насилия, надругательства. Как природа Глумова, который сам пилит дерево, на котором сидит. Сам уничтожает свои корни. И когда берёзки отрываются от корней окончательно, пропадает эта питательная связь между землёй и деревьями. Это пьеса-предупреждение. Вообще, классики нас всё время предупреждают о вещах, которых следует опасаться и от края пропасти отходить. Хочется добавить, что этот спектакль мы поставили в преддверии двухсотлетия со дня рождения нашего нашего любимого драматурга Александра Островского, которое Россия отметит в 2023 году. И очень хочется, чтобы спектакль, сам Островский и его темы были востребованы сегодня нашим зрителем. Для нас это будет самое великое счастье.