Пропавший Ан-2 нашли. Оказалось, не тот...

Хроника улетевшего кукурузника
Текст: Василий Потемкин , Фото: из открытых источников , СМ Номер один , № 27 от 30 июля 2020 года , #Происшествия
46-летний Виталий Мациевский, пилот пропавшего самолета, опытный летчик — более 15 тысяч часов налета. К тому же ему не раз приходилось сажать аварийные кукурузники.
46-летний Виталий Мациевский, пилот пропавшего самолета, опытный летчик — более 15 тысяч часов налета. К тому же ему не раз приходилось сажать аварийные кукурузники.

На борту пропавшего Ан-2 находились шесть летчиков — два члена экипажа и четверо их коллег. Шел облет территории для дальнейшей химической обработки лесов с воздуха от тутового шелкопряда.
На борту пропавшего Ан-2 находились шесть летчиков — два члена экипажа и четверо их коллег. Шел облет территории для дальнейшей химической обработки лесов с воздуха от тутового шелкопряда.

Уже десятый день идут поиски загадочно пропавшего самолета Ан-2 (борт № 71276) авиакомпании «Феникс», который вылетел из поселка Кырен в Бурятии и через некоторое время вдруг исчез с радаров. Информация о ЧП поступила от оперативного дежурного ФКУ «Сибирский авиационный поисково-спасательный центр» 20 июля в 01.21 по местному времени (19 июля в 20.21 — по московскому).

Вылет по неизвестному маршруту

На борту пропавшего Ан-2 кроме экипажа из двух человек находились еще четверо пилотов той же авиакомпании «Феникс». Самолет совершал плановый облет местности, однако оказалось, что точный его маршрут неизвестен. Спасатели предполагают, что экипаж, возможно, нарушил правила выполнения полетов, не уведомив органы управления воздушным движением о вылете из Кырена.

«По предварительным данным, воздушное судно совершало облет территории Тункинского и Окинского районов для определения области химической обработки лесов с воздуха от тутового шелкопряда, — сообщили в пресс-службе Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте. — Сейчас выполняется комплекс проверочных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего. После проверки будет принято процессуальное решение».

По данным диспетчера поискового координационного центра, пропавший Ан-2 может находиться на территории Иркутской области. На поиски борта 71276 сразу были направлены самолеты Ан-26, Ан-2 и вертолет Ми-8. За сутки территория поиска превысила две тысячи квадратных километров. География облета — Тункинский и Окинский районы Бурятии и Черемховский район Иркутской области.

В прошлый понедельник вдруг появилась обнадеживающая информация: с пропавшего Ан-2 зафиксирован сигнал телефона, который мог принадлежать одному из членов экипажа. По этому сигналу спасатели могли бы определить местоположение бесследно исчезнувшего самолета. Но данную информацию в службе спасения впоследствии не подтвердили.

Через день, как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на Сибирский авиационный поисково-спасательный центр, нашелся свидетель, который утверждал, что видел предположительно пропавший в Бурятии самолет Ан-2 у села Тибельти в Слюдянском районе Иркутской области. Но эта информация еще проверяется.

Наземный поиск пока невозможен

К поискам самолета уже подключились поисковики отряда «Лиза Алерт», с помощью квадрокоптеров они намерены провести фото- и видеосъемку местности. Во вторник, 28 июля, по приглашению отряда «Лиза Алерт» в Кырен прибыла поисковая группа с беспилотным летательным аппаратом ZALA. Этот дрон способен вести непрерывную фотофиксацию местности в течение шести часов, с дальностью полета до 400 км.

«Наземную группировку пока использовать не можем по ряду определенных причин, — слова замначальника МЧС России по Бурятии Андрея Боркина цитирует издание «Информполис». — Мы не знаем, где пропало воздушное судно, поэтому ведем поиски авиационным способом на территории двух муниципальных образований — это Окинский и Тункинский районы и в Иркутской области. Когда станут известны точные координаты, будет возможно использование группировки наземным способом».

По словам замглавы регионального МЧС, место, где мог упасть кукурузник, труднодоступное.

На брифинге в МЧС 27 июля стало известно, что по какой-то неизвестной пока причине не сработал радиомаяк, который штатно срабатывает при любой аварии. Потому неясно, в каком направлении летел самолет и где он мог упасть. Район поиска не определен. А Ока и Тунка — это огромная территория, треть всей Бурятии.

Найдены обломки другого борта

Среди прочих факторов против поисковиков играет и камуфлированный окрас самолета. В случае, если он развалился при падении на части, заметить фрагменты будет невероятно сложно.

Накануне в поисках задействовали еще один борт — частный вертолет «Робинсон R-66». Подключить могут и Минобороны — сейчас правительство Бурятии прорабатывает вопрос использования беспилотного летательного аппарата, принадлежащего ведомству. 

А позавчера, 28 июля, по новостным каналам вдруг пришло сообщение о том, что пропавший кукурузник найден в Усольском районе. Многие СМИ тут же растиражировали эту новость.

Однако позже экстренные службы опровергли это сообщение. Обломки самолета действительно были обнаружены во вторник в ходе операции по поиску пропавшего 19 июля самолета Ан-2. Но принадлежат они другому воздушному судну, которое потерпело крушение год назад, сообщили ТАСС в Сибирском авиационном поисково-спасательном центре.

«Самолет обнаружили, но тот, что пропал год назад, старый борт. Нашли, думали, что этот, но оказалось, что это старый борт, уже год лежит. Год назад вся операция прошла, причем самолет этой же авиакомпании», — сказал собеседник агентства. Он также уточнил, что обломки нашли на территории Бурятии, а не Иркутской области. Информацию о том, что найденное судно разбилось год назад, ТАСС подтвердили в авиакомпании «Феникс».

«Отец всегда сажал аварийные самолеты»

Между тем родственники и друзья Виталия Мациевского, пилота пропавшего Ан-2, организовали самостоятельные поиски воздушного судна. Его сын Илья сообщил изданию «МК в Бурятии», что люди уже приехали в Тункинскую долину, откуда вылетел кукурузник, и несколько раз сами выходили на прочесывание местности.

— МЧС ничего по факту не делает, — утверждает Илья Мациевский. — Спасатели ищут на самолете. Но если лес густой, то найти наших будет невозможно. А высылать мобильные группы МЧС отказывается без точных координат. Именно поэтому папины друзья и знакомые выдвинулись туда и ищут сами. В основном все из Бурятии.

У Виталия Мациевского больше 15 тысяч часов налета. Он очень опытный пилот. Как, впрочем, все в компании «Феникс» — летают здесь только на Ан-2, а это самолеты с большим сроком эксплуатации.

— Папе 46 лет, и он самый молодой пилот в этой компании, — говорит Илья. — Я уверен — что-то случилось с самолетом. Отец был на этой точке в Бурятии, он знает все опасные места. Он не тот человек, который будет не туда лезть. Ошибок папа не должен был совершить.

Сын Мациевского рассказывает, что у Виталия уже были аварийные посадки в Краснодарском крае.

— То двигатель откажет, то еще что-то, — говорит Илья. — Но отец всегда сажал самолет. Он тогда работал в краснодарской компании, у нее кукурузники были в очень плохом состоянии, часто ломались. В «Фениксе», наоборот, за самолетами следили, все время их ремонтировали…

Кстати

За два дня до исчезновения Ан-2 компании «Феникс» в нашем регионе произошло другое авиапроисшествие, благодаря мастерству пилота закончившееся, к счастью, удачно.

ЧП произошло в Шибетском заливе пролива Малое Море в Ольхонском районе. Здесь аварийно приводнился частный самолет Як-12А. По предварительной информации, во время аэроэкскурсии у самолета отказал двигатель. Летчику удалось спланировать с высоты 300 метров и приводниться на поверхность Байкала в трех метрах от берега. На борту, кроме пилота, находились три пассажира, всех доставили в фельдшерский пункт поселка Хужир. После прибытия спасателей самолет подцепили тросом и при помощи КамАЗа вытянули на берег.

Один из факторов, которые играют против поисковиков, — камуфлированный окрас самолета. В случае, если он при падении развалился на части, заметить фрагменты в лесу будет невероятно сложно.
Один из факторов, которые играют против поисковиков, — камуфлированный окрас самолета. В случае, если он при падении развалился на части, заметить фрагменты в лесу будет невероятно сложно.